Жизнь после коронавируса: топ-5 ошибок бизнеса при налоговой проверке
Что делать, чтобы избежать проблем во время или после налоговой проверки

Вскоре карантин закончится и начнут действовать обычные правила игры для бизнеса, а значит, и для налоговиков. Пока же все в режиме тишины, можно успеть подготовиться к ситуациям, которые могут сложиться после его окончания.
Яна Михайлюк, к. ю. н., адвокат, советник TOTUM LF, рассказала Mind о 5 ошибках при налоговой проверке, которые чаще всего допускает бизнес, и о том, как их избежать.
Хотя в связи с введением карантина установлен мораторий на проведение большинства проверок бизнеса, расслабляться не стоит. Контролирующие органы, оставшись без работы в этом направлении, с большим усердием начнут «охоту» после завершения моратория, то есть уже совсем скоро – с 1 июня 2020 года.
Кстатии, на официальном портале ГНС уже опубликован план налоговых проверок налогоплательщиков на 2020 год с изменениями, внесенными в связи с введением моратория, в отличие от других органов государственного надзора (контроля), которые не имеют полномочий на внесение таких изменений. То есть среди плановых проверок, осуществляемых контролирующими органами, только налоговые проверки, которые были назначены на период, когда идет мораторий, не отменены, а перенесены на последующие периоды.
Чтобы учиться на чужих, а не на своих ошибках, их нужно знать. Итак, чаще всего бизнес допускает следующие типичные ошибки при проведении налоговых проверок:
1. Допустить или не допустить
Казалось бы, бессмысленная, но тем не менее распространенная ошибка – допуск инспекторов к проверке, не проверив их документы или просмотрев их лишь формально.
Для допуска к проверке инспектор должен предъявить: приказ и направления на проведение проверки, а также служебное удостоверение. Эти документы должны быть составлены в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины и содержать все необходимые реквизиты, в частности подпись руководителя или уполномоченного лица контролирующего органа и печать.
Ведь, если вы допустили инспектора к проведению проверки, оспаривать незаконность ее проведения после завершения такой проверки будет поздно.
Следующей типичной ошибкой можно считать то, что удастся избежать как самой проверки, так и негативных последствий, если не допустить к проверке. Поскольку, если проверка не состоялась в связи с недопущением проверяющих, у контролирующих органов есть основания применить административный арест имущества налогоплательщика.
2. Не готовиться
Утверждение «проблемы надо решать в порядке их возникновения» в этом случае не работает. Ведь правильная подготовка дает гораздо больше шансов пройти налоговую проверку успешно. Кроме плановых проверок, о которых известно заранее, не менее существенными являются внеплановые проверки, о которых бизнесмену может стать известно не ранее чем за 15 рабочих дней до их проведения, в случае предварительного получения им письменного запроса о предоставлении информации.
Поэтому такие основные подготовительные действия, как аудит налогового и бухгалтерского учета, первичных документов и исправление в них недостатков; инструктаж сотрудников на случай проверки; определение ответственных лиц для коммуникации с инспекторами и другие – необходимо осуществлять заблаговременно и периодически их актуализировать.
3. Инспектор (не)друг
Понятно, что в процессе налоговой проверки у предпринимателя и контролирующего органа разные цели: если проверяющий пытается выявить нарушения и произвести доначисление, то предприниматель делает все, чтобы этого избежать.
Поэтому коммуникацию с контролирующими органами нужно вести исключительно в рамках положений действующего законодательства, то есть предоставлять только ту информацию и документы, которые вы обязаны предоставить, и не более. Также, целесообразно будет определить ограниченный круг лиц, которые могут вести коммуникацию с инспекторами и предоставлять информацию.
Например, часто проблемы начинаются после «дружеского» общения инспектора и бухгалтера, который по просьбе инспектора предоставляет копии первичных документов для проведения камеральной проверки. Совершенно не учитывая то, что камеральная проверка проводится исключительно на основании данных налоговых деклараций и данных системы электронного администрирования НДС, то есть инспектор не вправе требовать предоставления дополнительной информации.
4. Не дождаться своей очереди
Если в процессе проверки вы заметили, что инспектор допустил ошибку, не учел информацию, имеющуюся в предоставленных документах и сделал неправильные выводы, не стоит сразу на это указывать.
Лучше «воспитанно» дождаться своей очереди и указать на допущенные ошибки или нарушения в замечаниях к акту проверки, когда инспектор уже не сможет внести в него изменения и доработать его. Тогда все допущенные инспектором нарушения будут основаниями для отмены результатов проверки.
5. Отделаться «малой кровью»
Не стоит соглашаться с результатами проверки, когда к ним есть замечания.
Конечно, если в результате налоговой проверки предприятие получило справку, а не акт, который свидетельствует об отсутствии нарушений, это скорее всего счастливая случайность, чем правило.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.