Оффшорная реформа: об общей "картине мира" для украинских бенефициаров
О налоговой логике и новациях законодательства за последние годы

Вокруг законопроекта №1210, которым которым вводятся правила контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО) и выводом капитала в низкодоходные юрисдикции, идет много разговоров. Однако этот документ является лишь одним из многих, который вводит жесткие условия для бенефициарных владельцев компаний.
Об общей логической цепочке налоговых новаций 2019–2020 годов и о том, чего ожидать владельцам компаний, рассказал Mind старший партнер «КАС Групп» Владимир Гаркуша.
Ну вот пресловутый законопроєкт 1210 (закон 466-IX) наконец-то подписал президент, полуторагодичная драма завершена. Теперь этот, плохо скроенный из разнонаправленных статей нормативный франкенштейн, со слов народного депутата Нины Южаниной, «будет иметь катастрофические последствия для экономики Украины».
Этому закону и его последствиям уже посвящено много аналитических материалов и публикаций. Ниже некоторые мысли по поводу общей логики налоговых новаций, принятых за последний год, где законопроєкт 1210, безусловно, занимает видное место.
Как действет MLI
Начать, пожалуй, нужно с Закона Украины № 2692 – VIII "О ратификации Многосторонней конвенции о выполнении мер, касающихся соглашений о налогообложении, в целях противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения", который вступил в силу 2 апреля 2019 года. Основная цель Закона – противодействие размыванию налоговой базы и выведению прибыли из-под налогообложения.
Последнее влечет за собой внесение значительных изменений в действующих соглашений об избежании двойного налогообложения. Введение стандарта MLI (Multireteral Convention to Implement Tax treaty Related Measures to Prevent BEPS) напрямую коррелируется с контролируемыми операциями в рамках ТЦО (трансфертное ценообразование) особенно в части участия в бизнес-процессах украинских предприятий зарубежных компаний.
ТЦО-контроль тоже «заморская штучка» запущенная в Украине с 2013 года, и, по словам руководства Управления ТЦО Департамента налоговых проверок, трансфертного ценообразования и международного налогообложения, ГФС уже имеет «солидный портфель» на несколько сотен миллионов гривен перспективных судебных дел по начисленным штрафам в результате проверок.
Доначисления происходят как по спорности применяемых методов, установленных ст. 39 НКУ, так и по признакам контролируемости операций.
С кем обмениваются информацией о финансовых операциях
Законопроекты № 2102 (закон 322-IX) и 2103 (закон 323-IX) принятые в конце 2019 года, также вступили в силу.
Речь идет об имплементации в украинское законодательство механизма обмена налоговой информацией с другими странами, в частности FATCA – обмен налоговой информацией с США.
За этим последовало принятие Украиной двух самых важных стандартов BEPS: Common Reporting Standard (CRS) "Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых целях" и Controlled foreign Companies (CFC/КИК) «Контролируемые Иностранные Компании».
Идея введения обоих стандартов состоит в том, чтобы вернуть деньги граждан "на историческую родину", а также выявить любые зарубежные активы и обложить их «родными» налогами. Те, же, кто не вовремя среагируют или попытаются увильнуть – обложить «родными» штрафами.
А для этого необходимо наладить эффективный обмен информацией о реальных владельцах денег на зарубежных счетах и счетах зарубежных компаний контролируемых украинскими гражданами.
О новациях законопроекта 1210
Теперь Закон 1210. На нем подробно останавливаться не будем. В контексте этого материала отметим лишь, что в документе много уделено внимания нерезидентам.
А именно: налогообложению дохода нерезидентов с источником происхождения в Украине, новые прочтения статуса их украинских представительств, а также их украинских инвестиционных активов.
Введен термин контролируемых иностранных компаний (КИК). Таковыми являются, если контролирующее лицо владеет долей в иностранном юридическом лице 50% и более; или владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 10% (25% в период 2021-2022 года) и более. При этом учитывается условие, что несколько физических или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50% и более; или отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль за иностранным юридическим лицом.
C контролирующим лицом там вообще интересно. В случае, если контролируемая им иностранная компания не распределяет дивиденды, то в соответствии с законом, они все равно считаются распределенными и включаются в налогооблагаемый доход контролирующего лица им самостоятельно (и облагаются по ставке 18% НДФЛ).
Что же власть планирует дальше
И вот 20 мая 2020 года президент обратился с письмом к премьер-министру, в которых, на наш взгляд есть три важных момента.
- Необходимы детализация механизмов реализации положений об ограничениях, введенных для предотвращения уклонения от налогообложения, определение четких и понятных правил налогообложения контролируемых иностранных компаний.
- Необходимо обеспечить защиту данных и информации, полученных органами контроля по отчетности резидентов по доходам, в частности полученные из источников за пределами Украины, учесть вопрос об установлении уголовной ответственности за незаконное разглашение таких данных и информации.
- Доработать и внести в трех месячный срок в парламент законопроект № 1232 о единоразовом декларировании доходов.
Первые два вопроса технические. А вот третий – четко ложится в общую логическую цепь налоговых новаций 2019–2020 годов.
Чего ожидать Украине
Отложим в сторону экономический смысл. В Аргентине (один из мировых лидеров по количеству налоговых амнистий) готовятся к очередному дефолту. В Италии налоговые амнистии с недавних пор – под законодательным запретом. В результате налоговой амнистии в Грузии в 2005 году поступления составили рекордных $35 000.
Думается, что у нас смысл другой – этакая подведенная черта: «Кто не спрятался, я не виноват». То есть кто не задекларировал до часа икс все доходы и имущество, пусть готовятся к штрафным санкциям и конфискациям.
Последней логической точкой будет установление тотального контроля за потреблением и сопоставление его с источниками доходов согласно налоговой декларации.
Логическая цепь законов № 2692, №2102, №2103, №1210, №1232 говорит четко о следующем: отсутствие шансов утаить информацию о финансовых потоках и имуществе (в том числе за рубежом) налогоплательщика с «контролируемым» статусом.
А сами попытки будут наказываться огромными штрафами и конфискациями. Все в конечном итоге упрется в бенефициара – гражданина Украины, которому ввиду принятия CRS и КИК придется пройти горнило налогового комплаенса и финансового мониторинга в контексте BEPS вообще и КИК (CFC)/CRS в частности.
Коснется это практически каждого гражданина Украины в категориях «предприниматель средней руки» и выше. Результатом станет полная прозрачность активов и бизнесов бенефициаров – украинских граждан в фискальном плане, а также формирование потенциально огромной базы для наложения довольно существенных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, это уже успели ощутить на себе отечественные предприниматели после введения ТЦО.
Каковы же логичные шаги на встречу налоговым новациям?
Прежде всего, необходимо обстоятельно проанализировать связи, которые могут определяться как «фактический контроль» и, соответствующим образом подготовившись, самостоятельно определить себя «контролером КИК», не дожидаясь когда при помощи CRS это сделает ГФС.
Адаптировать структуру владения и управления активами (особенно зарубежными) к условиям КИК и ТЦО, понимая, что смысл всего этого – выход на персональное налогообложение физлица-бенефициара-контролера.
Бенефициарам стоит вплотную заняться легализацией в украинском законодательном поле зарубежных активов (компаний, счетов, недвижимости). Это же касается и украинских активов. Необходимо изменить конструкцию внешнеэкономической деятельности. На все это отведен 2020 год.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.