Заболело в мире
20,621,949
Умерло в мире
749,372
Вылечилось в мире
12,828,195
Заболело в Украине
86,140
Умерло в Украине
1,999
Вылечилось в Украине
46,216
Цена раздора: почему ритейл теряет на карточных расчетах

Цена раздора: почему ритейл теряет на карточных расчетах

Какую межбанковскую комиссию платит потребитель и как урегулировать этот вопрос

Этот материал также доступен на украинском
Цена раздора: почему ритейл теряет на карточных расчетах
Фото: pixabay

Накануне в Минэкономики сообщили, что за первую неделю июня банки-партнеры обновленной государственной программы «Доступные кредиты 5–7–9%» выдали 51 новый кредит на общую сумму в 32,6 млн грн. В общем уже выдано 605 кредитов на сумму в 381,05 млн грн. Казалось бы, все идет хорошо для бизнеса. Действительно ли предприниматели получат помощь, Mind разбирался в материале «Слабая рука помощи: как правительство будет спасать экономику Украины».

Однако цены постоянно идут вверх. Так, Госстат сообщил, что, несмотря на замедление инфляции в мае цены, в частности на продукты питания и безалкогольные напитки, выросли на 1,2%. Больше всего (на 16,6 и 15,8%) подорожали яйца и фрукты.

За что и как платит потребитель, какую роль в формировании цены играют банки и международные платежные системы (МПС) и за счет чего ритейл может уменьшить собственные расходы, рассказал Mind партнер Marchenko Partners Александр Алeксеенко.

Уже не первый год между банками, с одной стороны, и прежде всего крупнейшими украинскими ритейлерами – с другой, идут дискуссии об уменьшении размера межбанковской комиссии, которая взимается с каждой безналичной покупки потребителя.

Межбанковская комиссия (interchange fee) – это часть торговой комиссии, взимаемой банками именно с торговцев при безналичной оплате. В среднем ее размер в Украине составляет около 2% от суммы транзакции. В ЕС ее размер законодательно ограничен – 0,2%. Годовые объемы межбанковской комиссии в Украине – это миллиарды гривен, и ежегодно эта сумма возрастает из-за распространения безналичной оплаты.

Очевидно, крупные украинские ритейлеры (гипермаркеты, супермаркеты, сети АЗС, рестораны и т. п.) не довольны таким большим размером межбанковской комиссии и заинтересованы в уменьшении ее размера. Еще большее значение для них приобретает этот вопрос в карантинный и посткарантинный период, когда доля безналичных оплат в Украине неуклонно растет.

Немного об истории законодательных инициатив

Еще в 2017 году в парламенте был зарегистрирован законопроект, который предлагал ограничить размер межбанковской комиссии на уровне 0,3%, а общий размер торговой комиссии – на уровне 1,5% с постепенным уменьшением до 0,5%. Однако он так и не был принят.

К началу 2020 года появилась информация о намерении подать в парламент нового созыва во многом похожий законопроект. Но в Верховную Раду проект так и не попал. Возможно, из-за отставки Кабмина, а возможно, из-за давления заинтересованного в этом бизнеса. Кроме того, проект антикризисного закона относительно COVID-19 сначала также содержал норму, которая ограничивала размер межбанковской комиссии на время карантина. В дальнейшем эта норма была исключена из законопроекта до его голосования в сессионном зале.

Сами ритейлеры также не в восторге от сложившейся ситуации.

Как пояснила директор по связям с правительственными учреждениями и общественностью компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Олеся Оленицкая, «мы столкнулись с ситуацией, когда размер комиссий по картам постоянно растет как в процентном, так и в денежном эквиваленте.

По информации НБУ, за I квартал этого года количество операций с банковскими картами выросло на 25%. Общее количество операций с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, в I квартале 2020 года составило 1385,3 млн шт., а их сумма – 920,5 млрд грн. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество таких операций возросло на 24,5%. Большая часть операций приходится на торговлю. Поэтому регулятор в своих предыдущих исследованиях и рекомендует ограничить рост комиссий интерчейнджа и установить их максимальный уровень.

Опираясь на опыт Европейского Союза, необходимость законодательного ограничения банковских комиссий при операциях, проведенных с помощью платежных карт, является единственным правильным решением в этом вопросе, и вызвана тем, что законы рынка здесь не работают в классическом понимании.

Что касается использования наличных в ритейле, то по исследованиям самого НБУ известно, что стоимость обслуживания наличных (инкассация) для корпоративного бизнеса составляет 0,02%. Тогда как комиссия за прием карт – от 1,8%. Разница в 90 раз. Для малого и среднего бизнеса размеры комиссии по карточкам еще выше – начинаются с 2%. Такое положение дел идет вразрез со стратегией НБУ Cashless economy и не мотивирует компании принимать карты из-за высокой комиссии.

Однако поскольку прием платежных карт для предприятий является обязательным в соответствии с законодательством Украины, мы вынуждены платить огромные деньги, что создает дополнительный очень серьезный финансовый прессинг на официальный ритейл-бизнес в Украине, который в разгар эпидемии обеспечил продовольственную безопасность страны и помог избежать коллапса, связанного с дефицитом определенных категорий товаров. Конечно, такие высокие расходы включаются в общую стоимость товаров, и за это вынужден платить простой украинец».

Создается впечатление, что законодательным путем ритейлерам никак не удается ограничить размер межбанковской комиссии. Так, переговоры ритейлеров с регулятором, банками и международными платежными системами также не приводят к основательным и существенным сдвигам. Регулятор пока оставляет все на усмотрение рыночных законов и нахождение коммерческих компромиссов.

Пока изменения в законодательство не сдвинулись с мертвой точки, компаниям не остается ничего другого, как проанализировать антимонопольное регулирование и обратиться в Антимонопольный Комитет Украины с призывом внимательно посмотреть на вопрос ценообразования межбанковской комиссии. Самые активные участники рынка могут даже обратиться в Комитет с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МПС и банков.

Что это может дать бизнесу

АМКУ в случае выявления признаков соответствующих конкурентных нарушений может открыть дело и во время его рассмотрения проанализировать всю имеющуюся и полученную информацию о межбанковской комиссии и экономической обоснованности ее размера. Такие дела обычно являются очень сложными и длительными, однако в результате Комитет может не просто наложить штрафы на нарушителей антимонопольного законодательства, но и обязать платежные системы прекратить нарушения (например, изменив подход к формированию межбанковской комиссии и уменьшив размер до экономически обоснованного).

Интересно то, что на этом этапе интерес ритейлеров может возрасти, ведь бизнесы на основании решения Комитета будут иметь возможность требовать возмещения причиненного им вреда (размера переплаченной комиссии) в двойном размере.

Учитывая продолжительность возможных нарушений, для крупных компаний речь может идти о десятках и сотнях миллионов гривен ущерба.

О ситуации в Украине и ЕС

В 2010 году Антимонопольный комитет уже обращал внимание на деятельность Visa и Mastercard в Украине. Предметом расследования было повышение тарифов примерно втрое. По результатам расследования Комитет обязал Visa снизить свои тарифы. Хотя решение Комитета было формально выполнено, однако выглядело так, что только стоимость непопулярных услуг была снижена, тогда как тарификация массовых услуг не изменилась и со временем даже повысилась. С тех пор, по имеющейся информации, особого внимания Комитет этому рынку не уделял и никаких расследований не происходило.

Комитету и ритейлерам следовало бы обратиться к практике Еврокомиссии и европейских судов, где уже подробно и всесторонне были исследованы все аспекты межбанковских комиссии Visa и Mastercard.

Почти 20 лет назад Еврокомиссия в расследовании, начатом на основании заявления EuroCommerce, признала, что межбанковская комиссия Visa в определенных ситуациях ограничивала конкуренцию между банками-эквайрами. В то же время, учитывая положительный в то время эффект межбанковской комиссии в продвижении безналичных платежей, Еврокомиссия разрешила применение межбанковской комиссии Visa до 31 декабря 2007 года, при условии, что Visa выполнит возложенные на нее обязательства, в частности, уменьшит размер комиссии до 0, 28 евро для дебетовых карт.

В 2007 году Еврокомиссия в похожем производстве против Mastercard признала, что Mastercard с мая 1992 по декабрь 2007 года нарушала конкурентное законодательство ЕС путем установления минимального размера межбанковской комиссии. Mastercard обжаловала решение Еврокомиссии до суда, а тем временем уменьшила межбанковскую комиссию до нуля. Этот судебный процесс Mastercard, между прочим, проиграла.

В 2008 году Еврокомиссия возобновила свое расследование против Visa, учитывая окончание вышеупомянутого пятилетнего разрешения. Параллельно с расследованием Mastercard и Visa вели с Еврокомиссией переговоры о существовании и размере межбанковской комиссии. Комиссия согласилась закрыть расследование, если Visa уменьшит комиссию, в частности, до 0,2% для дебетовых карт. Mastercard в свою очередь повысила межбанковскую комиссию с нуля до 0,2% для дебетовых карт.

Как мы видим, именно Еврокомиссия, как орган, который среди прочего отвечает за конкурентную политику в ЕС, был основным драйвером уменьшения межбанковской комиссии в ЕС.

Что могут сделать украинские ритейлеры

Если украинский ритейл хочет должным образом защитить свои интересы в отношениях с банками и платежными системами, то без активного привлечения Антимонопольного комитета задача будет выглядеть слишком сложной.

Ритейлеры в Европе годами боролись за снижение комиссии. В мае 2012 года компании Asda и Morrisons, к которым в дальнейшем присоединились 10 других британских ритейлеров (Argos, Next Retail и др.), подали иск против Mastercard о взыскании 600 млн фунтов убытков путем установления минимального размера межбанковской комиссии Mastercard и его лицензиатами. В декабре 2012-го британская сеть супермаркетов Sainsbury's также подала иск против Mastercard о возмещении убытков. А через год похожий иск был подан против Visa.

В 2016 году Апелляционный суд по вопросам конкуренции в деле против Mastercard присудил Sainsbury's более 68 млн евро убытков. Сейчас все иски ритейлеров объединены в одно производство и находятся на рассмотрении в Верховном суде Великобритании. Есть веские основания ожидать, что решение Верховного суда будет вынесено в пользу ритейлеров.

Еще сложнее ситуация для МПС сложилась в США, где ряд ассоциаций ритейлеров (около 16 000 торговцев) после представления коллективного иска заключил мировое соглашение с Visa, Mastercard и рядом американских банков на сумму около $6,2 млрд. Такое мировое соглашение пока считается крупнейшим в антимонопольном споре.

В Украине же пока достаточно сил, способных заблокировать вопрос законодательного ограничения и снижения межбанковской комиссии. Привлечение Антимонопольного комитета к анализу ситуации на рынке и обоснованности размера межбанковской комиссии может стать одним из рычагов влияния на ситуацию и помочь учесть и сбалансировать интересы всех сторон. Учитывая значительную роль в аналогичных процессах антимонопольных органов в ЕС и США, украинским ритейлерам не стоит пренебрегать возможностью обращения в Комитет, чтобы навести порядок в вопросе межбанковской комиссии, ведь пользу от этого в конечном итоге могут получить как сами ритейлеры, так и потребители.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате