«Уж лучше вы к нам»: станет ли Украина сырьевым придатком европейской энергетики

«Уж лучше вы к нам»: станет ли Украина сырьевым придатком европейской энергетики

И каково место эководорода в планах ЕС по климатической нейтральности

Цей текст також доступний українською
«Уж лучше вы к нам»: станет ли Украина сырьевым придатком европейской энергетики
Фото: pixabay

Стратегия Евросоюза по водороду, которую презентовали 9 июля в стенах Еврокомиссии, означает революцию не только в энергообеспечении, но и в экономике в целом. Ее предвестником стал «Европейский зеленый курс» (European green deal), представленный в декабре прошлого года, сразу после вступления в должность новой главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Главная цель документа – сделать экономику ЕС климатически нейтральной к 2050 году.  Это означает, что выбросы парниковых газов от европейской промышленности радикально снизятся (желательнодо нуля) или будут компенсироваться вложениями в проекты, позволяющие снижать выбросы СО2.

Чтобы добиться этой цели, Евросоюз намерен перестраивать дороги, менять энергетическую систему, нормы строительства, пересматривать приоритеты инвестиционной политикипо сути, бороться «за все хорошее против всего плохого».

Настаивая на «зеленом курсе», ЕС стремится стать мировым лидером в борьбе с изменениями климата и подтолкнуть другие страны к более активным действиям в рамках Парижского соглашения

Достижению этой амбициозной цели, собственно, и служит Стратегия ЕС по водороду. О том, какие возможности и риски этот документ способен принести Украине, Mind рассказал Александр Репкин, президент энергетической ассоциации «Украинский водородный совет» – по следам помпезной презентации в Брюсселе, свидетелем которой он оказался на прошлой неделе.

Нет сомнений, что водородные технологии станут играть значимую роль в нашей жизни быстрее, чем мы предполагали год или два назад. И в Европе уже наметилась серьезная конкуренция в новой отрасли. Например, ключевые страны ЕС – Франция и Германия – уже борются между собой за лидерство в «водородной гонке». Такое стремление понятно, ведь водород претендует стать новым геополитическим козырем в руках тех государств, которые смогут его производить как для собственных нужд, так и на экспорт.

Важно понимать, что Стратегия ЕС по водороду в определенных моментах стала компромиссным документом – такова политическая реальность. Но в тексте заложен и практический смысл. Например, в нем расширено понятие «зеленого» водорода – это не только энергоноситель, произведенный на основе солнечной, ветровой генерации или биогаза, но и полученный в результате переработки мусора.

Кто «рулит» водородом в Европе?

Если главным спикером по водородной теме на политическом уровне в ЕС выступает вице-президент ЕК Франс Тиммерманс, то председатель отраслевой ассоциации Hydrogen Europe Йорго Хатцимаркакис представляет интересы бизнес-сообщества и отстаивает экономические интересы всех причастных к созданию новой энергетической отрасли.

Отрадно, что оба докладчика неравнодушны к Украине, которую неоднократно упоминали в своих выступлениях. Причем особо стоит выделить один момент, который меняет восприятие нашего сотрудничества.

Еврокомиссия четко обозначила, что Украину не намерены превращать в сырьевой придаток как производителя и поставщика «зеленого» водорода. ЕС готов содействовать финансово и организационно созданию внутреннего рынка в Украине, чтобы мы также интегрировали инновационные технологии в свою экономику и промышленность.

От Украины ждут инициатив, которые расширят сотрудничество с ЕС и будут содействовать декарбонизации экономики. Это значит, что нашей стране и бизнесу предстоит сертификация производства, имплементация европейских климатических стандартов и трансформация экономики, которая должна учитывать замещение ископаемого топлива на возобновляемые ресурсы.

Если выразить в процентном соотношении потенциал такого партнерства, то Брюссель готов финансировать порядка 75% всех средств, необходимых для интеграции водородных технологий в украинскую экономику, а оставшиеся 25% – наши внутренние возможности.

Чего ждут от Украины?

Бездействие Украины в вопросах климата может привести к проблемам. Например, «зеленый курс» предусматривает введение углеродного налога на импорт в ЕС, что тревожит украинских экспортеров. Его методика расчета пока точно не определена, но теоретически его размер будет зависеть от величины выбросов при производстве того или иного товара.

Углеродный налог на импорт должен уравнять правила игры для европейских и иностранных производителей. Теоретически он должен стимулировать иностранные компании снижать выбросы СО2, без чего стоимость их товаров будет дополнительно повышаться при пересечении европейской границы.

Нового сбора украинские производители смогут избежать, если будут внедрять климатические стандарты, аналогичные европейским.

В Еврокомиссии считают, что благодаря развитию водородных технологий Украина способна не только приблизиться к европейским стандартам, но и стать значимым международным игроком на энергетическом рынке. Нам готовы содействовать, но при условии, что мы сами также будем прилагать серьезные усилия.

Поэтому Украина как государство, а также украинские производители должны вписываться в экологическую стратегию Евросоюза реальными действиями и проектами, а не только теоретическими планами. Только в этом случае нам будут доступны средства из финансовых фондов в рамках трансграничного сотрудничества с ЕС.

Текущий год – то самое время, когда мы способны конкретизировать свои амбиции. В октябре, как известно, ожидаются переговоры об изменении условий Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Это отличная возможность включить в повестку дня нашего сотрудничества водородные технологии.

Что это даст нашей стране?

Кроме роли крупнейшего производителя «зеленого» водорода на европейском рынке, в Брюсселе всерьез заинтересованы в адаптации украинской газотранспортной системы для поставок смеси водорода и природного газа. Это будет играть важную роль в способности нашей страны получать доходы от эксплуатации ГТС после 2025 года, когда завершится действующий пятилетний контракт с «Газпромом» на транзит российского газа.

В этом контексте показателен пример итальянской компании Snam (национальный газотранспортный оператор). CEO Snam Марко Альвера во время презентации в Hydrogen Europe сообщил, что в июле они начинают практические испытания поставок смеси природного газа и водорода (10%) по магистральным газопроводам. Причем эта программа будет охватывать север Италии, где сконцентрирован ее основной промышленный потенциал.

Это отличная подсказка для Украины, что нам также необходимо ориентироваться на поставки газоводородной смеси в промышленные регионы как внутри страны, так и на территории соседних государств, где развивается химическая промышленность, металлургия и нефтепереработка. Компании этих секторов в перспективе будут самыми крупными потребителями зеленого водорода. И к ним будут вести новые магистрали, способные бесперебойно транспортировать природный газ с высокой концентрацией водорода.

Все это говорит о том, что водородные проекты могут стимулировать Украину к развитию взаимовыгодных контактов с Евросоюзом, способных максимально эффективно раскрыть потенциал нашей национальной экономики.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно