Взгляд изнутри: на что рассчитывает отрасль с приходом нового министра энергетики
В чем сильна экспертиза Алексея Оржеля и какие задачи ему предстоит решать

Топливно-энергетический комплекс активно трансформируется. Причины этого связаны с насущной потребностью предотвратить кризис, связанный с глобальным изменением климата. Финансовые институты, бизнес и потребители отреагировали на этот тренд: популярность «зеленых» технологий в мире растет. Сопутствующие отрасли больше не обходят вниманием даже нефтегазовые корпорации, сделавшие себе имя на ископаемом топливе. Чтобы сохранить репутацию в условиях «энергетического транзита», они расширяют инвестиции в проекты альтернативной энергетики.
В передовых государствах на этот вызов несколько лет назад отреагировали на административном уровне. Например, в Еврокомиссии и странах ЕС департаменты энергетики одновременно занимаются проблемами климата и экологии, которые тесно взаимосвязаны.
В правительстве Алексея Гончарука, судя по всему, также решили воспользоваться западным опытом, и затеяли реорганизацию Министерства энергетики и угольной промышленности с Министерством экологии и природных ресурсов. Обе структуры в системе исполнительной власти теперь будут работать под одной крышей.
Идея еще не получила развитие на практике, пока не известны детали, как она будет реализована. Но ее уже во всю обсуждают в социальных сетях. Участники дискуссий высказывают разные предположения как о перспективах нового министерства, так и о компетенциях Алексея Оржеля, который его возглавил.
Редакция Mind решила добавить больше конкретики в публичные споры о будущем отраслевого ведомства, пообщавшись с Александром Репкиным, президентом энергетической ассоциации «Украинский Водородный Совет» и главой набсовета компании Tokmak Solar Energy.
Собеседник Mind знаком с министром много лет. И у него есть свои весомые аргументы, почему профессионализм Алексея Оржеля заслуживает доверия, а его планы достойны того, чтобы быть реализованными.
Об истории сотрудничества
Мой опыт совместной работы с Алексеем Оржелем имеет долгую историю. В 2012 году он возглавлял одно из структурных подразделений в составе госрегулятора (НКРЭ) – курировал направление, связанное с производством электроэнергии из возобновляемых источников, выдачу лицензий и установление «зеленого тарифа» для компаний отрасли. По сути, Алексей Оржель был первопроходцем в этом деле. Впрочем, как и многие из нас, кто решился в те годы рискнуть и развивать бизнес в новом для Украины сегменте энергетики.
Потом мы уже вплотную пересекались в Ассоциации возобновляемой энергетики Украины, которую он возглавил. Это произошло, наверно, в один из самых драматичных моментов в ее истории, когда альтернативная энергетика в нашей стране переживала первый и одновременно наиболее масштабный системный кризис. Это случилось во время премьерства Виктора Януковича, когда в интересах его бизнес-партнеров принималось весьма спорное законодательство, которое только усиливало коррупцию и блокировало эффективное развитие всей отрасли, устанавливая непреодолимые барьеры для серьезных инвесторов.
Оржель провел тогда титаническую работу, чтобы все мы, кого объединила Ассоциация возобновляемой энергетики, смогли снова сделать отрасль открытой и понятной для реализации новых проектов, улучшить законодательное поле и ликвидировать коррупционные схемы, которые только мешали ее развитию, но никак не способствовали эффективности. Мы организовали несколько рабочих групп по наиболее проблемным направлениям, провели множество дискуссий и выработали вместе весьма эффективные решения.
Подтверждение этому можно увидеть в отчетах влиятельных международных организаций, которые отмечают достижения Украины в сфере ВИЭ. Например, недавно центр REN21, работающий под эгидой Программы ООН по окружающей среде, назвал Украину одним из мировых лидеров по объему инвестиций в «зеленую» энергетику. Здесь, безусловно, есть и личная заслуга Алексея Оржеля, который посвятил много лет профессиональной деятельности данной проблематике.
Об управленческих качествах
Я считаю Оржеля прогрессивным топ-менеджером. Он в курсе новаций, которые постоянно трансформируют ситуацию в топливно-энергетическом секторе. В последние годы это происходит такими высокими темпами, как никогда раньше. Стимулом тут стали взаимные обязательства ряда стран по декарбонизации национальных экономик для борьбы с глобальным потеплением, подписанные в рамках Парижского климатического соглашения. Украина также присоединилась к этому международному документу. А Алексей занимался всеми проблемами, связанными с топливно-энергетическим комплексом, в Офисе эффективного регулирования BRDO, где работал до прихода в правительство.
Поэтому я уверен, что украинская энергетика оказалась в надежных руках профессионала, который знаком с ее проблемами изнутри, а не понаслышке. Большое преимущество нового министра в том, что он благодаря своему обширному опыту способен понять и оценить ситуацию в отрасли целостно, а не фрагментарно. Это значит, что мы можем рассчитывать на его справедливую позицию по рынку, когда будут приниматься решения на правительственном уровне.
Мне импонирует его системный подход к работе и отраслевым проблемам. В ассоциации он мог не просто консолидировать представителей всех направлений альтернативной энергетики, но также находить взвешенные решения, которые не ущемляли чьи-либо интересы, а способствовали эффективному взаимодействию между всеми видами генерации.
Важно, что на уровне ассоциации нам всегда удавалось принимать решения, которые не зависали в воздухе, а впоследствии находили реальное отражение в законодательстве и учитывали комплексные интересы всей энергосистемы.
Об уровне экспертизы
Мне бы хотелось обратить внимание еще на такую важную деталь. По сути, руководителем украинского ТЭК впервые назначили профессионала, который является специалистом в сфере возобновляемой энергетики и изменения климата. Это отражает общемировую тенденцию, где на первый план выходят «зеленые» технологии, а популярность ископаемых видов топлива среди инвесторов и потребителей постепенно снижается.
Поэтому сейчас на правительственном уровне созданы все предпосылки, чтобы Украина активизировала прогрессивные реформы в данном направлении, и это можно только приветствовать. Ведь такой подход – распространенная практика также в Евросоюзе, с которым связана национальная стратегия развития Украины.
О вызовах, стоящих перед новым министерством
Перед Минэнерго стоит ряд актуальных задач, которые предстоит решать новому министру и его команде.
К сожалению, на первое место с самого начала выходит организационная задача, связанная с необходимостью объединить два министерства – Минэнерго и Минэкологии. Точнее, нужно объединить их функции и направления деятельности, которые они ранее выполняли. Очевидно, должно произойти перераспределение функций, особенно тех, которые касались Минэкологии, с другими органами исполнительной власти. Например, проблемы бытовых отходов и охраны флоры и фауны можно перенести на региональный уровень в рамках децентрализации. А урегулирование таких проблем, как выбросы вредных веществ и горячих газов, связано с эффективным функционированием ТЭК.
Особая и, пожалуй, наиболее актуальная для Украины на сегодняшний день проблема связана с изменением климата и выбросами парниковых газов. Ее решение в основном также зависит от того, насколько успешно реализовываются реформы в ТЭК и меняется структура использования энергоресурсов в национальной экономике.
Поэтому объединение Минэнерго и Минэкологии я считаю правильным шагом.
Новое министерство должно уделить пристальное внимание изменению структуры производства электроэнергии – необходимости замены устаревшего оборудования и технологий (в атомной и тепловой генерации).
В то же время мы должны существенно нарастить выработку энергии из альтернативных источников, чтобы компенсировать потери. Это потребует существенного изменения действующей структуры передачи энергии и ее хранения. Для этого ведущие страны работают над внедрением технологий «зеленой водородной энергетики»
Отрадно, что Украина усилиями бизнеса уже включилась в кооперацию с ведущими европейскими компаниями и организациями. В частности, Энергетическая ассоциация «Украинский водородный совет» вошла в состав Hydrogen Europe, которая является структурным подразделением Еврокомиссии. Таким образом создана хорошая стартовая площадка, чтобы Минэнерго также внесло свой вклад в обновление энергетической стратегии Украины, а наша страна стала по-настоящему неуязвимой перед внешними вызовами.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.