«Зеленый» водород для Украины: как спасти природу и ГТС
Новая технология уже стала темой договоренностей в Брюсселе

В последние годы водородная энергетика превратилась из маргинальной отрасли в основное направление, с которым ведущие западные страны связывают перспективы своих национальных экономик. Причины – в небывалых темпах развития водородных технологий. Оказалось, что они способны обеспечить значительное сокращение выбросов парниковых газов, а значит, приблизить решение проблемы глобальных климатических изменений.
В основе новации – так называемый зеленый водород; он производится с использованием возобновляемых источников энергии, у которых большой потенциал для развития на территории Украины.
Поэтому наша страна обладает широкими возможностями, чтобы стать главным поставщиком водорода на рынок Евросоюза, опередив в конкурентной борьбе Северную Африку. Данный вопрос оказался в центре переговоров украинской правительственной делегации, которые прошли сегодня, 5 ноября, в Брюсселе.
Есть и другой интересный аспект водородных технологий. Он влияет на перспективы эксплуатации украинской газотранспортной системы не меньше, чем результат переговоров с «Газпромом» о будущем транзита российского газа через Украину.
Именно водород большинство стран рассматривает как главную возможность для декарбонизации газопроводных поставок (в смеси с природным газом).
Эксперты из Международного энергетического агентства подсчитали, что добавление всего 20% водорода в европейскую газовую сеть приведет к сокращению выбросов CO2 на 60 млн тонн в год (этот объем сопоставим с выбросами углекислого газа Дании за такой же период).
По сути, украинские, как и европейские, газотранспортные компании оказались сейчас перед выбором: либо адаптироваться к климатической повестке, интегрируя водородные технологии в свой бизнес, либо готовиться к демонтажу трубопроводов.
Чтобы переход на использование водородных технологий проходил без потрясений, в странах ЕС уже реализуют огромное количество пилотных проектов.
Как Украина участвует в этом процессе? Какие задачи необходимо решить государству и бизнесу, чтобы создать эффективную новую отрасль национальной экономики? В чем специфика эксплуатации украинской ГТС и ее адаптации к использованию водородных технологий? Об этом Mind рассказал Александр Репкин, президент Энергетической ассоциации «Украинский водородный совет», который участвовал сегодня в переговорах нашей правительственной делегации в Брюсселе. Он также сообщил несколько важных новостей с прошедших встреч.
О чем договорились в Брюсселе?
Главный результат встреч с Еврокомиссией – это официальное подтверждение намерений развивать сотрудничество ЕС и Украины в распространении водородных технологий.
Партнерство Украины как основного поставщика «зеленого» водорода с Евросоюзом, где водород постепенно вытесняет ископаемое топливо и становится ключевым энергоресурсом, – это беспроигрышная стратегия для обеих сторон. Наша страна способна превратиться в главный рынок производства водорода в Европе.
Для успешной реализации таких намерений, которые усилят евроинтеграцию Украины, в составе Министерства энергетики создается новое структурное подразделение по внедрению водородных технологий. Также будет создана рабочая группа с привлечением специалистов из Украины и Евросоюза.
Зачем Украине водород?
Особая актуальность водородной темы в наши дни связана с тем, что она играет важную роль в укреплении энергетической безопасности Украины, в развитии экспортного потенциала страны и способна выгодно изменить роль украинской газотранспортной системы на европейском энергетическом рынке.
После того как ЕС сделал своим приоритетом замещение угольной генерации, газовый сектор стал важной частью достижения этой цели. Но амбициозные планы Еврокомиссии по декарбонизации экономики означают также необходимость внедрения «зеленых» технологий в газовой отрасли, чтобы она соответствовала духу времени и оставалась на шаг впереди всех рыночных изменений, которые важны для решения проблемы изменения климата.
Одним из таких инновационных решений является применение в газовых поставках «зеленого» (или «чистого») водорода, произведенного из воды с использованием электроэнергии из возобновляемых источников.
Как это работает?
Эта технология (Power-to-Gas) подразумевает добавление «зеленого» водорода в действующие газопроводы при транспортировке природного газа (в концентрации до 20%). Она является самым современным, простым, быстрым, а также наименее затратным способом создания нового рынка водорода, потому что не требует капиталовложений в новую инфраструктуру.
Добавление водорода в природный газ существенно улучшает его свойства и сокращает выбросы СО2 при эксплуатации газотранспортной системы. В результате потребители получают возможность использовать не только более безопасное и климатически нейтральное топливо, но также экономить на его закупках. Ведь смесь природного газа и водорода дает больше тепла, чем обычный природный газ, а потому его требуется меньше, например, для использования в быту или промышленности (на металлургических и химических заводах, в теплогенерирующих котельных).
Производство «чистого» водорода – пока не самая дешевая технология. Но ее стоимость из года в год стремительно падает. Динамика затрат такова, что по последним оценкам Wood Mackenzie, уже к 2030 году «зеленый» водород станет конкурентоспособным на ряде региональных рынков. Если с 2000 по 2019 год всего было запущено 252 МВт проектов по производству «зеленого» водорода, то к 2025-му в мире должно появиться еще на 3,205 МВт. И это не предел.

Куда движется Европа?
Я постоянно участвую в дискуссиях, которые проводит Hydrogen Europe (отраслевая организация в структуре Еврокомиссии. – Mind), и всегда слышу от европейского бизнеса и политиков, насколько велик их интерес к «зеленому» водороду, который становится даже более популярным, чем природный газ. Такой обширный интерес создает предпосылки для того, чтобы затраты на его производство сокращались еще более стремительными темпами – за счет эффекта масштаба и увеличения рыночного спроса.
Уже более 20 стран и свыше 50 корпораций разработали долгосрочные программы развития водородных технологий. Эти программы реализуются при государственной поддержке через предоставление льгот, бюджетное финансирование и международную технологическую кооперацию. Не только Евросоюз в целом, но и отдельные его страны утвердили на правительственном уровне собственные водородные стратегии (Франция, Германия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания), не говоря уже о США, где развитие водородных технологий идет полным ходом последние 20 лет.
Украина также движется в этом направлении. В прошлом году ЭА «Украинский водородный совет» вошел в состав Hydrogen Europe и стал, таким образом, первым участником этой организации из всех стран, не входящих в ЕС. Такой шаг стал позитивным сигналом для рынка. Обсуждение водородной тематики теперь звучит в повестке дня и украинского правительства. Министерство энергетики и защиты окружающей среды на прошлой неделе провело переговоры с немецкой делегацией о том, как наши страны могут развивать взаимовыгодное сотрудничество в развитии водородной энергетики.
На что способна Украина?
Для Украины, по сути, речь идет о том, чтобы создать новую перспективную отрасль, которая станет ключевым элементом обновленной энергетической стратегии и всей национальной экономики.
Обладая значительным потенциалом в производстве и экспорте «зеленого» водорода, Украина также получает новые преимущества для развития интеграции с европейским газовым рынком.
Украинский водородный совет вместе с отечественными учеными и инженерами исследовал возможности украинских газопроводов для транспортировки в страны ЕС смеси природного газа и водорода. На основе полученных данных также разработана дорожная карта – она получила высокую оценку не только Еврокомиссии, но и среди европейских компаний, готовых строить с Украиной взаимовыгодные партнерские отношения на водородном рынке.
Но украинский бизнес для продвижения этой темы также нуждается в государственной поддержке на высшем политическом уровне не меньше, чем европейский. И речь вовсе не о деньгах.
Наше исследование подтвердило техническую возможность безопасного добавления 10–20% водорода при транспортировке природного газа в украинскую газотранспортную систему, причем это не требует дополнительных затрат на модернизацию ГТС. Однако практическое внедрение такой практики на уровне отдельного инвестиционного проекта, как это уже происходит в Евросоюзе, в Украине сейчас затруднительно. Причина – отсутствие государственной стратегии перехода к использованию водородных технологий.
Кроме государственной стратегии, новая отрасль украинской энергетики требует также разработки и утверждения нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать использование водорода в газопроводных сетях и на рынке. Изменений и дополнений требуют, по крайней мере, 50 технических регламентов и нормативов, а также шесть законов, на основе которых функционирует украинский газовый рынок.
Поэтому отечественному бизнесу и органам государственной власти еще предстоит масштабная скоординированная работа, чтобы газотранспортная система в полной мере приносила выгоду национальной экономике, а Украина усилила свою роль на европейской энергетической карте.
Это подтверждает практика и ведущих зарубежных стран: только так – через партнерство государства и бизнеса – водородные технологии помогут Украине остаться за «покерным столом» среди игроков-тяжеловесов европейского газового рынка.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.