Всех под «колпак»: продать или арендовать только через риэлтора
Как Украина может первой в мире отобрать право самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом

Статьей 41 Конституции Украины закреплено право каждого из нас владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. В то же время, согласно ст. 22, при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод, конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.
Вместе с тем власть готовит очередной «приятный» сюрприз в виде законопроекта «О риелторской деятельности в Украине» №3618, который был зарегистрирован 9 июня 2020 года и 1 июля передан на рассмотрение народным депутатам. Им предлагается урегулировать брокерскую деятельность в Украине в сфере недвижимости.
О сути законопроекта, его особенностях и последствиях Mind рассказал Олег Борийчук, руководитель департамента по правовым вопросам компании Nota Group.
Главная особенность законопроектf №3618 в том, что в случае его принятия в соответствующей редакции владельцы недвижимого имущества будут лишены права распоряжаться (покупать, продавать, брать/сдавать в аренду (кроме операций дарения и наследования недвижимого имущества) своим недвижимым имуществом без посредников – субъектов риелторской деятельности.
Это уже третья попытка законодателей Украины на уровне закона урегулировать вопросы деятельности брокеров (риелторов) по недвижимости. Первый законопроект был зарегистрирован еще в июне 2007 года, второй 7 июля 2011-го.
Правовое поле
Законопроектом предлагается ввести в законодательное поле такие термины, как:
- агент по недвижимости;
- брокер (риелтор) по недвижимости;
- риелторская деятельность;
- риелторские услуги;
- субъект риелторской деятельности.
Субъектами риелторской деятельности будут брокеры, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве физических лиц – предпринимателей, а также юридические лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, в составе которых будет работать не менее одного брокера, осуществляющих риелторскую деятельность, имеют действующий (не остановленный, не прекращенный) сертификат субъекта риелторской деятельности.
Брокеру будет запрещено работать на основании трудового договора у субъекта риелторской деятельности и одновременно проводить индивидуальную риелторскую деятельность в качестве субъекта риелторской деятельности.
Брокеры должны проходить профессиональную подготовку, сдать квалификационный экзамен и получить квалификационное свидетельство брокера по недвижимости.
Для реализации законопроекта должны быть созданы следующие базы/реестры:
- Единая информационная база данных в сфере риелторской деятельности;
- Единый реестр физических лиц, юридических лиц и профессиональных объединений в сфере риелторской деятельности.
Процедура и особенности
Риелторские услуги будут предоставляться на основании и в рамках риелторского договора, существенными условиями которого являются, в частности:
- вид, цель и срок предоставления риелторских услуг;
- реквизиты сертификата субъекта риелторской деятельности;
- указание объекта (объектов) недвижимости, по которому (которым) предоставляются риелторские услуги, а также его идентификационных данных, если объект (объекты) являются индивидуально определенными.
Отдельно следует отметить, что законопроект №3618 содержит ст. 34, в которой указано, что объект недвижимого имущества должен иметь индивидуальный регистрационный номер информационного паспорта объекта недвижимости в Единой информационной базе данных в сфере риелторской деятельности в соответствии с Законом Украины «О риелторской деятельности в Украине». При этом формирование информационного паспорта осуществляется субъектом риелторской деятельности на основании внесенных им данных в Единую информационную базу данных в сфере риелторской деятельности.
Риелторские договоры должны регистрироваться в Единой информационной базе данных в сфере риелторской деятельности, которая пока не сформирована. Субъекты риелторской деятельности имеют право на подачу риелторского запроса, в частности, в органы государственной власти, органы местного самоуправления о предоставлении таким субъектам информации, копий документов, необходимых субъекту риелторской деятельности для предоставления риелторских услуг по заключенному риелторскому договору.
Значение и последствия
- Для владельцев недвижимого имущества
В случае принятия законопроекта в предложенной редакции перед владельцами недвижимости появится законодательная императивная необходимость в заключении риелторских договоров с посредниками – субъектами риелторской деятельности для осуществления операций с недвижимостью (кроме операций дарения и наследования недвижимого имущества), что автоматически приведет к ограничению права владельцев недвижимости самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом без привлечения риелтора.
Это недопустимо: ни одна страна мира не требует обращения к риелтору, чтобы продать свое имущество, приобрести или сдать в аренду. Это свободный рынок, и клиент сам выбирает, будет ли он работать с риелтором или сможет самостоятельно провести операцию.
Чтобы продать свое имущество или сдать его в аренду, законопроект заставляет вносить информацию в реестр, и без этого невозможно распоряжаться своим имуществом, нотариусы не могут удостоверить договор на отчуждение объекта.
- Для риелторов
Монополизации риелторских услуг и ограничение доступа к рынку. Казалось бы, от этого закона риелторы только выиграют, но нет. В проекте предусмотрена обязанность регистрировать все риелторские договоры в Единой базе данных. В нем четко прописано: чтобы заниматься риелторской деятельностью, необходимо быть членом специально созданной общественной организации, которая будет давать брокерам право работать на рынке.
А вот о порядке создания организации и о том, кто ее будет контролировать, в проект закона не говорится. К тому же статус агента или брокера может получить лицо, отвечающее требованиям качества предоставления риелторских услуг, но сами требования в законопроекте не прописаны.
Для участников рынка: если раньше комиссия для потребителя составляла 2–3% от стоимости при продаже и 50% месячной оплаты при аренде, то после принятия закона цены могут возрасти.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.