Титанический труд: зачем Украине стратегия развития промышленности
И у каких стран можно поучиться грамотному протекционизму

В Украине впервые за 29 лет независимости готовится Стратегия экономического развития страны. Это базовый документ, определяющий наиболее предпочтительные отрасли экономики, которые государство может развивать с наибольшей отдачей. С одной стороны, это могут быть отрасли, которые априори базируются на ресурсах, данных природой и климатом, как, например, зерновое производство в аграрной сфере, или добыча полезных ископаемых на крупных месторождениях. С другой – это может быть развитие высокотехнологичного производства перспективных продуктов, в которых будет нуждаться человечество в ближайшее время.
Оптимальным вариантом для любой страны является наличие обеих вышеназванных предпосылок. И главная задача высшего руководства – правильно оценить свои конкурентные возможности и сформировать эффективную политику для их реализации. В мире этот путь давно известен и опробован, это – государственное стимулирование. Самый действенный метод для быстрого восстановления нужного сектора экономики и вывода его на мировой рынок.
Следующим шагом в реализации любой экономической стратегии являются государственные целевые программы для поддержки тех или иных секторов, в которых по пунктам расписаны все налоговые и организационные стимулы. Недавно Mind писал о презентации подобной программы по восстановлению титановой отрасли Украины. Именно она сочетает в себе обе предпосылки для выхода на ведущие позиции на мировом рынке.
К сожалению, в Украине существуют силы, которые по тем или иным причинам противятся развитию цивилизованной политики государственного стимулирования.
Соучредитель и директор экономических программ Института будущего Анатолий Амелин во время презентации Программы по развитию титановой отрасли привел примеры государственного стимулирования в разных странах мира. Mind считает нужным дать читателям возможность ознакомиться с этим опытом.
В Украине, как только заходит речь о необходимости некоей государственной политики, авторов обвиняют в следовании моделям Советского Союза и плановой экономики. На самом деле, те страны, которые сегодня являются успешными и у которых мы покупаем продукцию, имеют четкие стратегии и систему поддержки тех или иных секторов. Приведу несколько примеров.
Китай. Правительство открыто защищает национального производителя. Попробуйте, просто ради интереса, что-то поставить в Китай, кроме сырья. Промышленности выдаются субсидии, налогами ограничивается импорт, или просто вводится его запрет по целой группе товаров. Благодаря таким инструментам в 2000–2019 годах экспорт Китая вырос в четыре раза, а в 2009 году КНР даже обогнала Германию и стала крупнейшим экспортером в мире.
В Китае действует 198 экономических зон с льготными режимами. Концентрация иностранного капитала там – 70%. Высокотехнологический экспорт составляет более 40% от всего экспорта из свободных экономических зон. Валовый прирост продукта составляет до 10% ежегодно в зависимости от типа зоны. Это четкая протекционистская политика, которая создает базу для национальной экономики, для рабочих мест, для повышения благосостояния каждого гражданина Китая.
США. Самая либеральная страна в мире. Они защищают внутреннего производителя путем введения импортных пошлин. В частности, с 2018 года 25% на импорт стали и 10% на импорт алюминия, 10% на самолеты Airbus для поддержки американского Boeing, 25% на ряд сельхозпродуктов из Евросоюза. Компании США, которые добывают менее 20 000 тонн сырья в год, освобождаются от налога на добычу.
Германия. В 2019 году страна утвердила Национальную экономическую стратегию до 2030 года с жесткими протекционистскими мерами. Она заключается в ограничении импорта и в продвижении немецких компаний-гигантов на международном рынке. Также существует программа стимулирования экономики на $153 млрд. Весь ВВП Украины в 2019 году едва достиг $153 млрд.
Стимулирование экономики включает: снижение НДС с 19% до 16%, финансирование исследовательских проектов, компенсацию роста цен на электроэнергию для промышленности на сумму $13 млрд. Энергия – это важный конкурентный механизм, и большая доля в себестоимости продукции, которая влияет на конечную цену продукции, идущей на внешние рынки.
Для стимулирования R&D в этой программе предусмотрено: снижение на 25% суммы налога на зарплаты сотрудников R&D-центров, компенсация 15% затрат заказчику исследования, если исследование выполняет местный подрядчик. Германия – развитая страна, пример с которой мы можем брать и использовать.
Израиль. Также активно развивает и стимулирует R&D, внедряя фискальные инструменты и гранты. Так, налог на прибыль снижается с 25% до 5–12%, R&D-фонды за счет грантов покрывают от 20% до 75% на исследования. И эти деньги возвращаются фонду только в том случае, если проекты коммерциализируются и получают доход. То есть фонд берет на себя риски, но тем самым создает базу для развития инновационных продуктов в самом Израиле, которые потом идут на экспорт.
РФ. Нравится или нет, но мы обязаны рассмотреть этот пример, потому что Россия – один из самых агрессивных игроков на титановом рынке в мире. «Титановая долина» – особая экономическая зона в Свердловской области, созданная для стимулирования промышленности. Приоритетными направлениями является титановая, медицинская промышленность и авиастроение, они комплиментарны в этом сегменте.
В качестве мер стимулирования используются преференции, таможенные и налоговые льготы: снижение налога на прибыль с 20% до 15,5%, отмена части налогов – на имущество первые 10 лет, на землю первые 5–10 лет, на транспорт первые 11 лет, отмена пошлин и НДС на импортируемые товары, которые используются в зоне. «Титановая долина» предлагает строительство зданий для производств, то есть государство инвестирует в инфраструктуру этой зоны, и компании заходят уже в готовые строения и получают льготы при подключении ко всем системам.
Проект финансируется совместно: $13,5 млн – из государственного бюджета, и $48 млн – из областного. Эффект в этой зоне уже есть. Затраты инвесторов снижены на 30%, ведь при выборе юрисдикции инвестор всегда выбирает соотношение риска и доходности, а в этой зоне у него риски и расходы ниже. Приток инвестиций составил $110 млн, а заявленных инвестиций – $443 млн. Создано более 800 рабочих мест.
Турция. Приведу пример моего клиента, который потерял бизнес на оккупированной территории Донбасса – это было промышленное предприятие.
За два месяца он запустил бизнес с нуля в Турции, в СЭЗ «Измир», где уже стояли производственные ангары, были подведены все коммуникации, он только завез оборудование, нанял людей, провел пуско-наладочные работы и начал производить продукцию. Это еще один пример государственной политики по привлечению инвестиций и релокации производств из других регионов.
Австралия – Южная Корея. Это пример австралийско-южнокорейского сотрудничества, нашего главного конкурента в секторе титана. Австралия владеет самыми большими запасами титана – 34% от мировых. В Южной Корее титан не добывают, но активно стимулируют R&D, которые занимаются титановыми технологиями. Правительство Кореи выделило грант $4,5 млн в рамках госпрограммы по замещению импорта металлов. Компании, вовлеченные в проект, заявляют, что первый в мире экспериментальный завод, который будет работать по новой технологии в промышленных масштабах, находится на финальной стадии запуска. У них появится производство титана в 2,5 раза дешевле, чем у конкурентов. Следующий шаг – развитие высокотехнологических секторов использования титана.
Мы не изобретаем велосипед. Мы рассмотрели примеры других стран. И, если хотим быть конкурентными, необходимо предлагать не просто такие же условия, а как минимум лучшие – чтобы и привлекать инвестиции, новейшие технологии, и получать лучшие контракты для нашей страны. А для этого необходимо быстро принять стратегию развития титанового сектора до 2030 года и государственную целевую программу.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.