Помощь от власти: кто и как давил на бизнес в 2020 году
И чего ожидать в следующем

В конце 2019-го в СМИ появлялись публикации и авторитетные мнения коллег о том, что нам готовит 2020 год, какими будут новеллы и тенденции в судебной системе, а также действия силовиков.
Общее мнение сводилось к следующему: IT-бизнес, майнеров крипотовалют и агросектор, ждет увеличение давления и новые уголовные производства, в остальной же части основные претензии со стороны силовиков остаются без изменений – политическая коррупция, финансирование терроризма и связанная с этими явлениями экономика, в том числе минимизация налоговых обязательств.
Какие из прогнозов на 2020 год реализовались, а что эксперты не смогли предусмотреть проанализировал для Mind адвокат, младший партнер АО Legal House Александр Горобец.
Налоговая милиция ГНС и ГФС
В уходящем году в авангард неожиданно для многих вышла налоговая милиция ГНС и ГФС.
Из наиболее громких кейсов конца 2020 года:
- Во Львовской области прекращена работа конвертационного центра с оборотом в 1,7 млрд грн в месяц, с годовым оборотом в 20 млрд грн. Изъято свыше 60 млн грн, в том числе $1 млн евро и другой валюты.
- Одного из наиболее крупных продавцов бытовой техники и средств связи в Украине изобличили в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. В результате проведенных следственных действий изъяты материально-товарные ценности ориентировочной стоимостью 173 млн грн.
- Разоблачена организованная группа лиц, подозреваемая в уклонения от уплаты налогов (ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 212 УК Украины). Ориентировочная сумма нанесенного государству ущерба составляет более 75 млн грн. Изъяты наличные средства в эквиваленте более 16 млн грн, банковские карты, печати предприятий и физических лиц-предпринимателей.
- Раскрыта деятельность конвертационного центра в рамках уголовного производства по факту уклонения от уплаты налогов и злоупотребления служебным положением (ч. 3 ст. 212 и ч. 2 ст. 364 УК Украины). Общий оборот денежных средств составил около 1 млрд грн в год.
Реестр судебных решений полон определений судов в рамках уголовных дел, возбужденных по ст. 212 УК Украины, где предметом преступления является импорт товаров через таможенную границу Украины. Именно эта категория дел будет трендом 2021 года в диалоге государства и бизнеса, особенно в части принуждения последнего работать в белую.
Налоговая милиция – орган, который каждый год хоронят, но он каждый раз воскресает и снова наносит точные и болезненные удары по коммерческому сословию в Украине.
При этом надо отметить, что в 2020-м обвинительных приговоров по этим категориям дел больше не стало. А значит, как не было, так и нет существенных поступлений в бюджет, соответственно, нет и его наполняемости за счет конфискации денежных средств.
Также мы видим резкий переход от фактажа к фигурантам. Так, если в последние годы наиболее распространенной формой давления на бизнес и его представителей были пофактные материалы, то в 2020-м произошел переход к конкретным личностям. Таким примером являются кейс экс-главы ГНС и кейс «Укрбуда» по материалам НАБУ.
По нашему мнению, 2021 год будет годом, в котором ГНС и ГФС будут удерживать высокую планку, взятую в 2020-м, и причин не удержать ее у них нет, особенно в преддверии создания в наступающем году службы финансовых расследований, куда планируют перейти все действующее сотрудники этого правоохранительного органа.
СБУ
2020 год – не лучший для этой службы. Ликвидация управления экономики, урезание полномочий в ряде спецподразделений, катастрофическая проблема в кадрах следственных управлений областных аппаратов и повальное отсутствие дел в производстве следователей СБ говорят о реальном кризисе в этом органе.
И если еще оперативное сопровождение СБУ мы видим почти что в каждом громком деле, благодаря ст. 258 УК Украины (терроризм), возбуждаемой где ни попадя, то чистых материалов СБ становиться все меньше и меньше. Мы уверены, что тенденция будет сохраняться и в наступающем году. Является ли это следствием реформы службы или саботажем, покажет время.
НАБУ и САП
Эти ведомства – традиционные лидеры мнений в сфере политической коррупции. Как 2019-й, так и 2020 год ознаменовались взаимными разборками с САП, обвинениями в нарушениях закона и громкими заявлениями.
Скандал с «Роттердам+», кейсы по «Укрбуду» и руководству ОП, «Укроборонпрому», обыски в компании с иностранными инвестициями «Смарт Энерджи» на фоне решений КСУ и принятых впоследствии парламентом решений говорят о том, что и в 2021-м кризис в этой сфере будет продолжаться.
Однако это не помешает увидеть новые результаты их работы, учитывая процессуальные и технические преимущества в расследовании уголовных производств. По состоянию на сегодняшний день это единственный орган, который научился игнорировать политические нападки оппонентов.
Полиция
Как показывает статистика 2019 и частично 2020 годов – общекриминальных тяжелых составов становиться только больше. Разбойных нападений, бытовых преступлений, преступлений, связанных с оборотом наркотиков, завладений транспортными средствами с каждым годом становится все больше.
Единственная претензия, которую можно и нужно предъявлять Национальной полиции в 2021 году, – это качество. Качество оперативной работы, работы с агентурой, качество досудебного следствия.
К сожалению, этот орган расследует наибольший массив совершенных преступлений, имеет в составе больше всего молодых следователей и оперативников, не обученных расследовать, поєтому качество их работы остается низким.
Будем надеяться, что реформа МВД в 2021 году продолжится не с закупки автомобилей и экипировки спецподразделений, а с элементарного ремонта помещений и обучения личного состава юридической грамотности.
Офис генерального прокурора
Поскольку это вновь созданный орган, говорить что-либо о его деятельности в 2020 году бессмысленно. Постоянная смена руководства этого органа привела к отсутствию понимания государственной политики в сфере уголовно-правовых отношений. К тому же склонность этого же руководства к самопиару и системным обещаниям говорит о том, что этот орган только формируется как правоохранительных.
Надеемся, что уже в 2021 году он действительно станет таким, каким мы хотим все его видеть, – честным и незаинтересованным.
ДБР – темная лошадка 2021-го
Неутихающие скандалы с уголовными производствами в отношении экс-руководства страны, с назначениями на руководящие должности внутри самого ведомства никак не помешают этому органу проявить себя с хорошей стороны в наступающем году.
Подследственность этого органа весьма специфична и рассчитывать на громкие задержания в 2021-м мы бы не стали. Однако именно специфичность субъектов в производствах, подведомственных ДБР, заставляет с интересом наблюдать за ними и надеяться на долгожданное разоблачение топ-коррупционеров в правоохранительной системе нашей страны.
Судебная система
О судебной системе в Украине не пишет только ленивый. Если коротко, то система в том виде, в каком она существует, обречена на стагнацию.
Нагрузка на судей первых инстанций непомерна, штаты на местах не укомплектованы, нет элементарного финансирования на телефонную и почтовую связь. И это уже не вопрос качества самого правосудия – пусть это и вопрос номер один, а вопрос в подходе законодателя к обеспечению и самому кругу вопросов, находящихся в компетенции суда.
Суд не может делегировать свои полномочия, но суд может перестать распыляться и не рассматривать мелкие правонарушения и споры, и даже в таком малом будет большая польза. Но такой комплексный подход точно не в компетенции судебной ветви власти.
И в заключение. COVID-19 – фактор, который поставил все с ног на голову. Во всех сферах жизни людей и государства. Но обратите внимание, что в бюджете-2021 снова увеличены ассигнования на правоохранительные органы, и это говорит о том, что нас ждет увлекательный и насыщенный событиями год, обильный на новые провалы, разоблачения и задержания. Год интересный, и готовы к нему мы должны быть уже сегодня.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.