Ошибки службы безопасности при обыске: разбор свежих кейсов
Пять историй от юриста

На прошлой неделе Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски в Национальном музее Революции достоинства и проверила документы, относящиеся к строительству мемориала Небесной Сотни. Правоохранители подозревают руководство музея в растрате 111 млн грн. Также обыск провели и дома у директора музея Игоря Пошивайло, который сообщил, что у него изъяли личный жесткий диск.
Таким образом, ни государственная, ни коммерческая компания не застрахованы от неожиданного визита правоохранителей. В такой ситуации руководители компаний и сотрудники часто не знают как себя вести и к чему могут привести те или иные действия и вопросы правоохранителей. В то же время организация работы и подготовка службы безопасности компании – важная составляющая снижения рисков проведения в компании обысков и их последствий. Александр Горобец, адвокат, младший партнер АО Legal House, рассказал Mind несколько свежих историй отношений «эсбэшников» с обыском.
Технологии на страже
«Наша компания закупила лицензионный софт и новейшую систему видеофиксации с сигнализацией на случай несанкционированного проникновения на объект. Теперь через смартфон мы контролируем безопасность помещений, персонала и ценностей».
Безусловно, система безопасности в смартфоне – это удобно и современно. А вот если начнется обыск, в лучшем случае, вы сможете наблюдать за происходящим в приложении. В худшем – объективы камер будут заклеены скотчем либо камеры будут просто выломаны из мест крепления. Заклеивая камеры, следователь и оперативные сотрудники пытаются соблюсти тайну досудебного расследования. А право принудительного входа в закрытые помещения предоставлено следователю ч. 6 ст. 236 УПК Украины.
Поэтому мы считаем, что подобные инвестиции в безопасность абсолютно не влияют на уровень готовности компании к возможному обыску. Тут речь может идти только о сохранности ценностей и обеспечении пропускного режима. К категории «бессмысленных» мы бы отнесли также идею держать оборону и не впускать следователя на обыск так долго, на сколько это возможно.
Активное противодействие следователю может закончиться как применением физической силы со стороны силовой поддержки, так и привлечением к ответственности за неповиновение. В то же время не забывайте о возможности коммуникации.
Работник СБ всегда может пытаться ограничить доступ следователя вполне простыми и предсказуемыми вопросами, просьбой предоставить документы, записать их данные.
Адвокат через интернет
«Локация нашей компании – центр города. Мы уверены, что в случае обыска сможем легко найти нужное количество адвокатов, чтобы обеспечить правовую помощь».
В результате обработки запроса «Адвокат Киев» Гугл выдает 7 980 000 результатов. В случае запроса «Адвокат обыск Киев» мы имеем уже 1 230 000 результатов. Этот факт доказывает, что в открытых источниках можно найти адвоката, который сможет выехать на объект, где проходит обыск.
А теперь вопросы:
- вы доверяете адвокату из интернета, уверены в его компетенции и готовности включиться на полную с первой минуты обыска до его окончания, даже если это будут сутки напролет?
- какие требования к результатам его работы вы будете выдвигать, какая форма оплаты и кто будет формировать стратегию по возврату изъятого имущества, а также стратегию по защите персонала и/или компании?
Многие компании так и работают: доставка продуктов питания, мебели и товаров первой необходимости – все через интернет. Можно и выезд адвокатов заказать так же. Но только в том случае, когда вы готовы взять на себя абсолютно все риски по надлежащему качеству защиты в уголовном производстве.
Если же речь идет о реальной защите интересов компании, то рекомендуем подписать простой договор с адвокатом (адвокатским объединением), которому вы доверяете, дополнив такой договор пунктом о времени, в течение которого адвокат обязуется прибыть на обыск.
Вполне логично, что прибытие адвоката после трех часов с начала следственного действия уже не будет достаточно результативным.
«Белые и пушистые»
«Мы себя полностью обезопасили. Хранение информации организовано на далеких серверах. Финансовые потоки вне юрисдикции украинского законодательства, а сотрудники получают вознаграждение «по-белому». Мы не будем даже прикасаться к документам, которые нам будет пытаться вручить следователь».
В ходе проведения обыска следователь вручит представителю компании копию определения следственного судьи, копию протокола обыска, а также на его усмотрение – вызовы на допрос. А вот отказываясь получить эти документы, вы лишаете себя прекрасной возможности быть в курсе дела. И самое главное – самоустраняетесь от активного участия в деле защиты своего бизнеса.
Опыт показывает, что Уголовный процессуальный кодекс Украины предоставляет правоохранительным органам достаточно рычагов влияния практически на любую бизнес-модель, если персонал или активы находятся на территории Украины.
Именно поэтому не стоит отказываться ни от получения постановления следственного судьи, которым предоставлено разрешение на проведение обыска, ни от копии протокола его проведения. Такой отказ усложнит работу адвоката в дальнейшем. Потому что он будет вынужден отдельно обращаться к следователю с ходатайством о получении документов.
Во всем виноват «стрелочник»
«Мы поставили начальнику СБ задачу предотвратить или контролировать процедуру возможного проведения обыска. Однако, обыск произошел внезапно, была изъята вся компьютерная техника. В результате было принято решение уволить начальника СБ».
Мы глубоко убеждены, что предотвратить обыск невозможно. Существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать о надвигающемся «веселье».
Также невозможно запретить следователю изъять на обыске имущество, по которому было принято решение изымать в соответствии с определением суда или по решению следователя. Мы также убеждены, что основная задача начальника СБ при подготовке компании к возможному обыску – это организация подготовки персонала и бизнес-процессов быстрого реагирования на вызов, а также коммуникация со следователем до приезда адвоката. Бывают разные случаи, но решение по начальнику СБ должно приниматься очень взвешено.
Руководитель СБ экс-правоохранитель
«Наш начальник СБ – выходец из правоохранительных органов. У него со всеми хорошие отношения, поэтому в ходе обыска он активно коммуницировал со следователем, добровольно выдал все истребуемые документы, принимал другие решения, а теперь занимается возвратом всего изъятого».
При всем уважении к тем, кто является выходцем из системы, мы рекомендуем привлекать адвоката для принятия решений по сугубо процессуальным вопросам. Выдача техники и документов, формирование, а также реализация стратегии возврата в суде – это вопросы для адвоката, а не для руководителя СБ. Безусловно, есть потоки информации, в которых разобраться сможет только «эсбешник», но с документами позвольте отработать специалистам.
Мы привели только самые яркие пять случаев для понимания роли и функций начальника СБ в компании на фоне обыска. А на самом деле их – десятки. В каждом необходимо принимать управленческое решение, реализовывать его, а иногда – и отвечать за него.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.