Год в «короне»: что теперь покупают украинские бизнесмены

Год в «короне»: что теперь покупают украинские бизнесмены

И от каких товаров и услуг компаниям пришлось отказаться

Цей матеріал також доступний українською
Год в «короне»:  что теперь покупают украинские бизнесмены

Очередной локдаун, который начнет действовать с 20 марта в Киеве, напомнил о событиях годичной давности, когда мир кардинально изменился. Мы научились работать из «домашних» офисов, праздновать дни рождения в Zoom и даже заседания государственных и межгосударственных организаций проводить онлайн. Бизнесу также пришлось молниеносно  реагировать на изменения. Естественно, коснулось это и закупок. От чего отказались украинские компании, а какие товары наоборот стали пользоваться спросом, рассказал Mind руководитель проекта коммерческих торгов площадки Zakupki.Prom.ua Евгений Еременко.

Товар года – средства для борьбы с пандемией

По нашим данным, в 2020 году в 22 раза выросло количество тендеров на антисептики, медицинские маски, защитные костюмы и бесконтактные термометры. Раньше их можно было увидеть в аэропортах, клиниках или при входе на пищевые производства. Сейчас же почти каждое предприятие закупает эти товары для своих целей или для помощи соседним больницам и некоммерческим организациям. Также компании в 2020 году закупали экспресс-тесты на коронавирус или услуги ПЦР-тестирования сотрудников.

Что перестали покупать

Практически отказались от офлайн-мероприятий. Украинский бизнес в пять раз реже стал закупать услуги по организации мероприятий, аренде помещений под тимбилдинги или кейтеринг. Это неудивительно, ведь даже самые масштабные ивенты, наряду с другими активностями, перешли в онлайн. Кроме того, бизнес также значительно уменьшил закупки корпоративных спортивных мероприятий, услуг по перевозке сотрудников и бронированию билетов. Туристическими услугами в 2020-м компании интересовались в 4 раза реже, чем в 2019 году.

Сократили рекламные бюджеты. В начале пандемии, когда сложно было что-то прогнозировать, некоторые бизнесы просто замерли и отказались от рекламных и инвестиционных затрат. Кто-то даже сокращал количество сотрудников или закрывал филиалы. Как следствие, количество закупок рекламных услуг и продукции существенно упало.

Однако эта тенденция не продержалась долго. Уже в конце прошлого года бизнес адаптировался к новым реалиям и начал вновь закупать рекламные и маркетинговые услуги.

Стоит отметить, что изменились не только потребности бизнеса, но и их отношения с партнерами. Причем в лучшую сторону. Большие компании, понимая сложность положения, все чаще идут на уступки своим поставщикам, в том числе и по оплате.

Отказавшись от одних товаров, услуг или работ, компании начали закупать другие. Что пользовалось наибольшей популярностью?

Аудиторские услуги

Есть ряд компаний, которые обязаны ежегодно проходить аудит. Также некоторые бизнесы, которые не подпадают под действие закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», добровольно организуют аудит у себя на предприятиях. И те и другие делают это через тендеры. Количество таких закупок в 2020 году выросло на 171%.

Компьютерная техника

На 17% выросло количество закупок в категории компьютерная техника. Причин здесь несколько. Это и общая цифровизация, когда украинские компании все больше оптимизируют процессы и обновляют технику, и переход на удаленную или гибридную работу. Поэтому работодатели все чаще стали закупать удобные и не уступающие в мощности стационарным компьютерам ноутбуки.

Строительные товары и услуги

Несмотря на все трудности 2020 года, стройки не останавливаются. Сети клиник открывают новые медицинские центры, заправки делают ремонты помещений и меняют асфальт. А офисные центры и более мелкий бизнес могут сделать капитальный ремонт пока сотрудники на удаленке. Количество таких закупок возросло в 2 раза.

Услуги по уборке и сортировке мусора

Эти категории выросли в 5 раз. Компании начали серьезнее подходить к этому вопросу, ведь коронавирус научил нас осознанно относиться не только к своему здоровью, но и к окружающей среде в целом.

Бизнесу и правда пришлось затянуть пояса и изменить привычные закупки в пользу того, что действительно важно. Однако это помогло бизнесу не только сэкономить, но и остаться на плаву.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно