Заболело в мире
163,728,900
Умерло в мире
3,393,648
Вылечилось в мире
143,374,060
Заболело в Украине
2,156,000
Умерло в Украине
48,184
Вылечилось в Украине
1,864,593
Грант на идею: как получить средства на медийный проект

Грант на идею: как получить средства на медийный проект

Где можно получить финансирование и как правильно оформить заявку

Цей матеріал також доступний українською
Грант на идею: как получить средства на медийный проект

Возможность получить грант для медиа-продукта, многим представителям креативной индустрии кажется недосягаемой мечтой и идеей, требующей особых навыков, умноженных на успех и везение. Тем не менее, получение гранта – достаточно простая и понятная процедура. Где искать грантовые программы и как правильно подавать на них заявки рассказала Mind медиа-менеджер, кино и ТВ продюсер Наталья Москаленко.

Кому нужен грант

Начнем с того, что гранты нужны всем. Как молодым начинающим продакшнам, так и крупным производственным компаниям. И это особенно показал нам 2020 год в лице пандемии Covid-19.


Задачи и контекст у каждого разный, но цель одна – сделать качественный продукт и получить сильный ресурс для создания и продвижения продукта. Часто своих средств не хватает,  а для вовлечения бизнеса нужен пилот или готовый сценарий, на который нужны финансы.

Даже для того, чтобы питчить продукт каналу часто не достаточно просто синопсиса, и нужен либо сценарий, либо пилот. А лучше одно и второе.

Особенно актуально это для украинского продукта, который, по-честному, только начинает становиться популярным и обретать своего зрителя.

С чего начать поиски и подготовку

На подачу и рассмотрение грантовой заявки зачастую выделяется от 3 месяцев до полугода. За это время можно успеть ознакомиться с требованиями и собрать необходимый пакет документов на подачу. При этом важно учитывать, что из 5 поданных заявок “выстреливает” как правило одна. То есть делать ставку только на один проект – стратегически неверное решение. Нужно на протяжении года подать  5-7 заявок, рассчитывая на положительный ответ по одной или двум.

Медийщикам всегда есть смысл мониторить несколько украинских проектов, которые в течении года открывают подачу заявок. Международных доноров достаточно много и их тоже стоит изучать и пробовать подавать заявки.

Вот основные из них:

Pitch.ua – это совместная программа USAID с Министерством культуры и информационной политики Украины.

УКФ (Украинсий культурный фонд) – здесь большое разнообразие культурных программ: от театральных до инклюзивных проектов. Кроме того, есть обучающие стипендии и программы.

Есть гранты также у “Держкіно” – у них иногда бывают трудности с информированием о новых грантовых программах, о точных сроках подачи заявок, об условиях. Их программы нужно мониторить и проверять, обращаться лишний раз с вопросами, чтобы податься вовремя и корректно оформить заявку.

Отдельно от Pitch.ua выделяют гранты еще Посольство США – у них классная коллаборация с “Суспільне”. И бонус – проекты-финалисты могут размещаться на телеканале “Суспільний”.

Международных донорских программ, в которых могут взять участие творческие команды из Украины, тоже очень много. С ними можно активно практиковать копродакшн – совместное производство контента. Часть снимать с их помощью и/или у них в стране. Как правило, в таком случае они компенсируют около 70% затрат по проекту.

Вот некоторые из них:

IDFA Bertha Fund – грант самого крупного международного документального кинофестиваля, где можно получить средства на документальный фильм.

Германия:
HessenFilm, The FFA funds, German Federal Film Fund (DFFF).

Нидерланды:
Netherlands Film Fund

Норвегия:
Norwegian Film Institute

Польша:
Polski Instytut Sztuki Filmowej

Важный лайфхак для искателей финансирования: существуют платформы, которые помогают найти гранты или корректно заполнить документы в заявке:

Что первично – идея проекта или грант?

Всегда стоит быть гибким и уметь адаптировать под запросы грантодателя свою идею. Конечно, важна классная задумка. Но нужно быть готовым к тому, что идея может претерпеть некоторые изменения в процессе поиска на нее финансов.

Любая грантовая программа имеет какую-то цель, которая должна быть достигнута. Самое главное в поиске финансирования – понять цель грантовой программы и определить, совпадает ли она с вашими. В противном случае, можно адаптировать проект под цели гранта.

Важный момент: большинство грантовых программ хотят финансировать проект частично – от 20% до 60%. Это дает им возможность разделить риски.

Как собрать команду?

В большинстве случаев продюсер при подаче заявки на грант заявляет команду, четко понимая, кто какие функции выполняет. Нет смысла заявлять всю творческую группу – достаточно представить ключевых людей: режиссера, главного оператора.

В зависимости от формата проекта – кино это, или телевизионный пилотный выпуск программы, могут возникать требования к участникам и составу команды.

Например, если это фильм для Госкино, то обязательно должен быть утвержден режиссер. И его очень трудно будет поменять в процессе работы над фильмом, на который выделены донорские деньги. А если это эпизод для ТВ – здесь ключевая фигура это продюсер.

Как составить заявку на грант

Формы заявок очень объемные и трудозатратные. Часто приходится заполнять огромное количество деталей: от описания техники, бюджета и функционала команды, до подробного изложения идеи фильма/видеопроекта. Именно на этом этапе большинство поисков грантов проваливаются. К сожалению, у нас нет отдельных специалистов, которые заполняют заявки.

На самом деле, вопросы в заявках, как правило, несложные. Просто это вдумчивые вопросы, на которые нужно дать вдумчивые ответы. И никто не заполнит их лучше человека, который является автором идеи проекта.

Будьте готовы к тому, что это сложнее, чем заполнить анкету в США. И даже, чем налоговую декларацию. Это требует сосредоточенности и усидчивости. Но 2-3 заполненные формы заявки помогут вам отточить это мастерство.

Нужна ли помощь консультанта

Существует миф, что если вы заполняете анкету с консультантом, то шансы на получение гранта увеличиваются. По моему мнению, шансы абсолютно одинаковы, если вы не будете лениться и сможете реально уделить время поиску и заполнению анкеты.

Есть ряд компаний, которые предоставляют свои услуги, но важно помнить, что при этом они не гарантируют результат, а деньги за заполненную заявку и отправленные документы не возвращаются.

Как быть ответственным грантополучателем

На самом деле, отчитаться за гранты и сдать всю документацию в срок – это процесс еще более сложный и трудоемкий, чем подача заявок на грант.

Кроме того, получение грантов часто история преемственная. Любой грант, после всех технических отборов и проверок предполагает питчинг. Это устная или визуальная презентация проекта. И если вы не верите в свой проект и не горите им, то рискуете “завалиться”на этом этапе.

Важно помнить, что существуют гранты не только на производство видео контента, а на развитие команды (тренинги и обучение персонала), на рекламу, на дистрибуцию и многое другое. Используйте их, если нужно подтянуть знания или промотировать готовый материал.

Если отчеты и бюджеты сданы неправильно – в будущем соискателю это максимально усложнит получение грантов. Особенно это касается иностранных грантодателей – они очень педантичны в плане ведения отчетов и все проверяют. Но зато, если вы успешно и вовремя сдали отчетность и защитили проект – у вас всегда будут привилегии в получении следующих грантов.

К слову, доноры тоже бывают разные. Однажды у меня был опыт подачи заявки на грант, которую одобрили и утвердили. Но когда дошел вопрос до перечисления денежных средств, у них случилась накладка с переводом по самой банальной причине. Не смогли перевести деньги на счет.  Когда я начала разбираться, поняла, что я допустила ошибку в реквизитах своего счета. Я сама оказалась виновата в том, что не получила грант, при этом попав не просто в шорт-лист, а в список победителей.

Мораль этой ситуации такова: внимательно проверяйте каждую цифру, не ленитесь вникать в процесс, уделяйте достаточно время и все получится!



Кроме того, помните, что всегда есть смысл продумывать несколько заявок и подавать их разным донорам. Нужно всегда быть готовым как к получению, так и к отказу.

Тогда шансы на успешные реализованные проекты вырастают.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате