Вечные колеса: о новых правилах эксплуатации вагонов «Укрзализныци»

Вечные колеса: о новых правилах эксплуатации вагонов «Укрзализныци»

И с чем останутся предприятия металлургии

Цей текст також доступний українською
Вечные колеса: о новых правилах эксплуатации вагонов «Укрзализныци»
Фото: pixabay

Промышленные предприятия и государственный перевозчик «Укрзализныця» неоднократно ломали копья при поиске выгодного для обеих сторон решения по поводу использования грузовых вагонов. Сейчас спор подошел к концу благодаря новым нормам эксплуатации грузовых вагонов.

В каких вопросах УЗ пошла на уступки промышленности и что от єтого получат металлурги, рассказал Mind член комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации, основатель транспортно-экспедиторской компании «Зертек» Юрий Щуклин.

С 2021 года в Украине внедряются новые правила ограничения сроков эксплуатации грузовых железнодорожных вагонов. Это нововведение должно положительно повлиять на рынок железнодорожных перевозок, решить проблему профицита вагонов, постепенно обновить подвижной состав и дать толчок развитию отечественного вагоностроения.

Что мешало урегулировать вопрос ранее

Однако сам механизм реализации этих правильных целей по обновлению подвижного состава, к сожалению, подтверждает правило – в Украине нельзя просто принять и соблюдать нормы, правила или законы. Обязательно нужно учитывать еще интересы некоторых участников рынка.

Новый вариант проекта приказа об ограничении сроков службы железнодорожных грузовых вагонов стал результатом компромисса «Укрзализныци» и предприятий горно-металлургического комплекса, которые не должны финансово пострадать. И это будет для них даже выгоднее, чем содержание собственных вагонов.

Как мы помним, первоначальный вариант проекта приказа о сокращении сроков эксплуатации вагонов появился в октябре 2020 года и после месячного общественного обсуждения был заблокирован Государственной регуляторной службой.

Вовремя обсуждения проекта высказывались критика и опасения, что введение нового порядка обернется дополнительными расходами для владельцев подвижного состава в сумме порядка 153 млн грн.

Впрочем, настоящие причины были глубже. После вступления в силу правил об ограничении сроков эксплуатации, с рынка одновременно уйдет определенное количество вагонов. Крупным игрокам рынка, металлургам, также придется списать часть своих вагонов в силу новых правил. Спрос и цена на оставшиеся вагоны возрастут.

Как будут работать новые нормы

Компромиссный вариант проекта появился в декабре 2020 года благодаря тому, что металлургическим предприятиям пообещали зафиксировать право пользования вагонами «Укрзализныци» по самой низкой цене, по так называемой маржинальной ставке (рассчитанной с учетом только затрат на содержание вагонов). Это минимально допустимая ставка платы, которая в момент превышения спроса над предложением будет однозначно расти. Но не для всех.

Вот возможные причинно-следственные связи формирования «консенсуса» между «Укрзализныцей» и металлургией. На «ProZorro.Продажи» в условиях голландского аукциона возможно достичь этой маленькой цены для конкретных участников: для этого необходимо и достаточно выставить лоты, размер которых никто, кроме «Метинвеста», не купит.

Торги на голландском аукционе проходят условно таким образом: «Укрзализныця» объявляет цену лота (например, 700 грн за вагон), после старта аукциона цена падает до тех пор, пока один из участников не скажет: «Стоп, я беру!». И чтобы на аукционе не было случайных участников, которые могли бы раньше «Метинвеста» остановить аукцион, должны появиться крупные лоты: 10 000 и 20 000 вагонов. А в Украине больше нет таких грузовладельцев, кроме «Метинвеста», которые могут, во-первых, взять такое количество вагонов, а во-вторых, зафиксировать объем груза на один-три года.

Произошел договор: «Мы разрешим списать вагоны и полувагоны с предложенной интенсивностью, но взамен мы должны  быть обеспечены  вагонами «Укрзализныци» по интересным для нас ценам». И, исходя из последних официальных предложений цен и условий голландских аукционов, появилась такая возможность – зафиксировать право пользования вагонами по самым низким ценам на год или три. И для предприятий металлургии это будет даже выгоднее, чем содержать свои вагоны.

Про выгоды и недостатки

Очевиден факт, что изменение политики аукционов создает более выгодные условия предприятиям металлургии, которые будут располагать гарантированным доступом к использованию необходимого им количества грузовых вагонов по наименьшей стоимости. Не исключено, или даже вероятнее всего, это может также привести к появлению на рынке большого игрока-посредника, который будет обладать админресурсом по консолидации остальной грузовой базы. Что неизбежно приведет к росту стоимости использования вагонов, как того и жаждут их собственники и производители.

Ограничение сроков эксплуатации железнодорожных грузовых вагонов продиктовано понятными целями: побороть профицит вагонов и постепенно выводить из эксплуатации старый подвижной состав. Но сама реализация этих целей, к сожалению, подтверждает мои худшие опасения. Потому что акценты смещены в пользу одной отрасли, а стратегические цели обновления инфраструктуры при этом ушли на второй план.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно