Уроки налоговой амнистии: опыт каких стран понадобится Украине

Уроки налоговой амнистии: опыт каких стран понадобится Украине

И почему не следует путать налоговую амнистию с амнистией капиталов

Цей матеріал також доступний українською
Уроки налоговой амнистии: опыт каких стран понадобится Украине
Фото: depositphotos.com

30 марта парламент принял в первом чтении законопроект №5153 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышения налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет», более известный как проект закона о налоговой амнистии. Украина на этом пути отнюдь не первопроходец – раньше к таким мерам прибегали многие страны. Специалисты KPMG в Украине – партнер Оксана Олехова и старший консультант отдела международного налогообложения Нина Матвиенко специально для Mind проанализировали законодательные новации, прописанные в документе, и объяснили, как это может повлиять на отечественных предпринимателей.

Какие государства уже используют «налоговую амнистию»?


На сегодня опыт реализации так званой налоговой амнистии имеют многие страны мира – Аргентина, Австралия, Бельгия, Франция, Германия, Дания, Италия, Индия, Голландия, Норвегия, Грузия и др. Некоторые страны внедряли этот механизм неоднократно (Индия, Турция, Италия и т. д.).

Большинство амнистий в мире за последние 20 лет были гибридного типа: в пределах одного механизма вводились налоговая амнистия и амнистия капиталов.

Амнистию капитала часто путают с налоговой амнистии, хотя она ориентирована на легализацию активов, приобретенных и неправильно задекларированные или вообще не задекларированных, а не на «прощение» неуплаченных налогов. Законопроектом №5153 в Украине предусмотрена  именно гибридная амнистия.

Наиболее удачными примерами проведенной амнистии по объему налоговых поступлений за последнее десятилетие являются следующие:

  • Аргентина, 2016 – 2017 годы. Объем легализации доходов – $116,8 млрд, объем налоговых поступлений – $9,65 млрд;
  • Италия, 2015 год. Объем легализации доходов – 60 млрд евро, объем налоговых поступлений – 4,4 млрд евро;
  • Индонезия, 2016 – 2017 годы. Объем легализации доходов – $366 млрд, объем налоговых поступлений – $8 млрд.

Какой опыт Украины позаимствовала у Аргентины и Италии?

Так называемый Закон о белом капитал, введенный в Аргентине в период с 25 июля 2016 по 31 марта 2017 года, предусматривал следующее: если основная ставка налога на доходы в Аргентине составляла 35%, в рамках амнистии предлагались сниженные ставки по прогрессивной шкале в зависимости от стоимости декларируемых активов: 0%, 5% и 10% (в случае срочного декларирования) / 15% (в случае более позднего декларирования).

В Украине, как видно из законопроекта №5153, ставки специального сбора за однократное декларирование предусмотрены на уровне 5% (для активов внутри страны) и 9% (для зарубежных активов), которые базово похожи на уровень ставок по аргентинскому сценарию.

Кроме того, в рамках амнистии в Аргентине специальный налог не применялся к плательщикам, которые использовали задекларированные средства, в частности, на приобретение государственных облигаций внутреннего займа (эмитированных в долларах США) со сроком погашения три года или шесть лет.

Италия в рамках налоговой амнистии также мотивировала декларантов либо заплатить соответствующий процент от стоимости задекларированного имущества, либо приобрести государственные ценные бумаги на определенную сумму, что освободило бы декларантов от уплаты налога на задекларированное имущество и обеспечило им дополнительные гарантии.

Законопроект №5153 предусматривает подобное «стимулирующее» условие, а именно – применение пониженной ставки специального сбора в размере 2,5% к номинальной стоимости государственных облигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 января 2021 года по 20 июня 2022 года.

Итак, как видим, в Украине, подобно опыту Аргентины и Италии, через определенный механизм кредитования экономики (приобретение ОВГЗ является классическим способом инвестирования в страну) предложены более льготные условия одноразового декларирования (2,5%) по сравнению со стандартными условиями (5% или 9%).

Как это происходило в остальных странах?

В конце 2020 года очередная амнистия стартовала в Турции, с запланированной датой завершения декларирования 30 июня 2021-го. Для страны это уже шестая амнистия с 1998 года. Амнистия стартовала с целью привлечения активов в Турцию, которые могут находиться как в Турции, так и за рубежом, с целью легализации их с нулевым налогом. В отличие от «нулевого декларирования» в Украине, где объектами декларирования могут быть только физические лица, в Турции амнистией могут воспользоваться также и юридические лица.

Интересен также опыт амнистий в США. Ни разу в Штатах не проводились амнистии на федеральном уровне, все налоговые амнистии проводились на уровне США. Самым успешным считается опыт декларирования в экономически значимых штатах Нью-Йорк и Калифорния.

Индия – страна, которая проводит налоговые амнистии регулярно и довольно успешно. Но ее опыт, скорее всего, обусловлен особенностями сбережений и инвестиций в Индии (основным объектом декларирования в Индии выступают слитки золота).

Каковы риски нулевого декларирования в Украине?

Законодатель объясняет, что предпосылками амнистии являются, в частности:

  • необходимость введения дальнейших шагов в борьбе с размыванием налоговой базы и перемещением доходов за границу (выполнение плана BEPS);
  • значительный объем теневой экономики – по расчетам Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины в 2019 году уровень теневой экономики составил 29% от объема официального ВВП, за три квартала 2020 года – 31%;
  • создание условий для налаживания автоматического обмена финансовой информацией, это позволит качественно применять, в частности, правила налогообложения контролируемых иностранных компаний.

Несмотря на то что амнистия по замыслу законодателя должна способствовать «повышению налоговой культуры граждан», обратим внимание на следующее.


Фактически от налоговой амнистии в бюджете Украины появится дополнительный источник финансирования на довольно ограниченный промежуток времени. Однако в долгосрочной перспективе амнистия может демотивировать добросовестных налогоплательщиков, повлиять на их социальную ответственность и налоговую дисциплину.

Как показывает мировой опыт, факт проведения амнистии чаще всего является причиной низкой добросовестности налогоплательщиков после ее проведения. Это же можно сказать о повторяющихся амнистиях, которые после проведения первой могут вызвать спад экономики и быть неэффективными. Причина довольно проста. Если граждане страны ждут, что предусмотрены следующие амнистии, у них не будет достаточно мотивации вовремя декларировать имущество или платить налоги в установленные законодательством сроки, как и не будет мотива воспользоваться условиями ближайшей налоговой амнистии в расчете на будущие амнистии с более выгодными условиями.

Как это повлияет на бизнес?

Многие владельцы бизнесов в Украине, которые перестают использовать теневые схемы, намерены инвестировать за границу. В последние годы функции финансового комплаенса были возложены на банки, поэтому мировые и украинские банки начали запрашивать у клиентов подтверждение происхождения средств при любых финансовых операций. Иногда такой комплаенс требует предъявления источников подтверждения средств за последние 10–20 лет. С этой точки зрения «нулевое декларирование» может решить вопрос легализации доходов, открывая возможность прозрачного иностранного инвестирования.

Ограничения на операции в наличных также влияют на интересы бизнеса, и налоговая амнистия может стать инструментом перевода таких средств в безналичную форму.

Однако неоднозначным останется вопрос, как будут относиться банки к такому источнику подтверждения средств, как «спецдекларация в рамках налоговой амнистии». Иностранные инвесторы также могут иметь серьезные сомнения по поводу сотрудничества с предпринимателями, которые показывают «амнистированные» доходы в качестве основного источника своего капитала.

Стоит подчеркнуть актуальность раскрытия активов физических лиц – собственников бизнеса, которые по известным «олдскульным» схемам используют услуги номинальных держателей. Раскрытие прозрачной структуры собственности вместе с декларируемыми в пределах амнистии активами создадут возможность беспрепятственно передать бизнес наследникам или другим лицам.

Что касается нулевого декларирования, то остаются проблемі низкого доверия граждан к органам государственной власти, отсутствия уверенности, что «правила игры» не изменятся завтра очередным законом или подзаконным актом и субъекты декларирования окажутся под угрозой. Учитывая плюсы и риски, названные выше, сегодня невозможно предсказать, по какому сценарию пройдет кампания «нулевого декларирования» в Украине.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате