√одовщина Ђзеленогої закона: чем недовольны инвесторы в ¬»Ё

√одовщина Ђзеленогої закона: чем недовольны инвесторы в ¬»Ё

 акие об€зательства правительства так и остались на бумаге

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
√одовщина Ђзеленогої закона: чем недовольны инвесторы в ¬»Ё

—егодн€, 21 июл€, исполн€етс€ ровно год с момента прин€ти€ парламентом эпохального – как тогда казалось – закона є810-≤’ «ќ внесении изменений в некоторые законы ”краины о усовершенствовании условий поддержки производства электроэнергии из альтернативных источников энергии». ≈му предшествовали долгие ожесточенные дискуссии, вылившиес€ в подписание 10 июн€ 2020 года ћеморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновл€емой энергетики между правительством ”краины, Ќ –Ё ” и инвесторами в ¬»Ё.

Ќапомним: дл€ решени€ финансового кризиса, произошедшего на рынке электроэнергии в 2020 году, большинство инвесторов в ¬»Ё добровольно согласились на сокращение собственных доходов, ожида€ в свою очередь от государства погашени€ долгов, накопленных в 2020 году, и обеспечени€ своевременных и полных выплат за текущие поставки электроэнергии.  ак ситуаци€ развивалась на самом деле и чем недоволен сектор возобновл€емой генерации через год после договоренностей, специально дл€ Mind проанализировала √алина Ўмидт, член ѕравлени€ √— «”краинска€ ветроэнергетическа€ ассоциаци€».

 ризис на рынке возобновл€емой энергетики по состо€нию на данный момент имеет все признаки углублени€. ќбещани€, данные государством инвесторам и юридически закрепленные в законе, не только не выполн€ютс€, но и, наоборот, создаютс€ новые искусственные барьеры на пути развити€ отрасли.  ак следствие, поступление новых инвестиций в украинскую экономику почти прекратилось.

„то из того, что предусмотрено законом 810-≤’, выполн€етс€, а что нет?

”меньшение размера «зеленых» тарифов дл€ ¬Ё— и —Ё—

ѕервое, главное условие правительства, закрепленное в законе 810-≤’, – добровольное (со стороны инвесторов в ¬»Ё) снижение размера «зеленых» тарифов – было выполнено сразу. —воим постановлением Ќ –Ё ” уменьшила размер этих тарифов с 1 августа 2020 года, то есть через неделю с даты прин€ти€ закона.

ѕогашение прошлогодней задолженности и текущие выплаты

Ќесмотр€ на то что вопрос оплаты за электроэнергию из ¬»Ё было болезненным и ключевым, он до сих пор остаетс€ нерешенным.  ак известно, задолженность за «зеленую» электроэнергию, котора€ возникла в течение прошлого года, достигла 22,4 млрд грн.

Ќа сегодн€шний день производители «зеленой» электроэнергии получили лишь около 6,1 млрд грн, то есть 27% от размера долга за 2020 год.  роме того, как снежный ком, растет задолженность уже и за нынешние поставки электроэнергии.

ѕоложение закона предусматривает, что дл€ обеспечени€ финансовой поддержки √ѕ «√арантированный покупатель» не менее 20% от размера «зеленого» тарифа должно покрыватьс€ за счет бюджетных средств. »менно со ссылкой на данную норму закона Ќ –Ё ” не учла эти расходы в тарифе на передачу электроэнергии, что, конечно, привело к недостаточности средств дл€ оплаты «зеленой» генерации.

ѕо той же причине ЌЁ  «”крэнерго» в течение 2021 года отказываетс€ от подписани€ актов с √ѕ «√арантированный покупатель» об услуге по обеспечению увеличени€ доли производства электроэнергии из альтернативных источников. » – как следствие – уже имеюща€с€ задолженность по оплате производител€м «зеленой» электроэнергии, на июнь 2021 года составл€ет около 2,1 млрд грн.

»нтересно, что в законе 810-≤’ прописана еще одна норма, направленна€ на «возмещение задолженности перед производител€ми из ¬»Ё в течение 2021–2022 годов путем оформлени€ облигаций внутреннего государственного займа (ќ¬√«) со сроком обращени€ п€ть лет». «ато уже в окт€бре 2020 года ћинфин сообщил  абинету ћинистров, что «не видит возможности заложить в госбюджете компенсацию производител€м электроэнергии из возобновл€емых источников энергии (¬»Ё) и предостерегает от выпуска ќ¬√« дл€ погашени€ долга перед ¬»Ё», поскольку это приведет к разбалансировке государственных финансов.  ак следствие, в √осбюджете ”краины на 2021 год не предусмотрено соответствующих бюджетных расходов, и вопрос выпуска ќ¬√« также еще не решен.

ќднако справедливости ради нужно отметить, что сектор возобновл€емой энергетики еще надеетс€ на выполнение правительством своего об€зательства по выпуску ќ¬√«. ќснову дл€ оптимизма заложило недавнее выступление министра энергетики ”краины √ермана √алущенко на международной конференции, котора€ прошла в  иеве в июне нынешнего года.

√алущенко сообщил, что ћинистерство энергетики работает над осуществлением выпуска еврооблигаций: «‘актически мы планируем это сделать этой осенью – «зеленые» облигации с «”крэнерго». ѕредседатель правлени€ ЌЁ  «”крэнерго» ¬ладимир  удрицкий в свою очередь также отметил, что предварительно компани€ рассматривает выпуск 5-летних бумаг на общую сумму 500 млн евро в сент€бре 2021 года.

««еленые» аукционы

’от€ в соответствии с украинским законодательством «зеленые» аукционы должны были состо€тьс€ еще в 2019 году, их запуск посто€нно откладываетс€. «акон є810-IX также содержит положени€, которые должны ускорить запуск таких аукционов, но этого до сих пор так и не произошло.  ак не произошло и установлени€ предусмотренных на законодательном уровне годовой квоты поддержки и графика проведени€ аукционов, а также «индикативных прогнозных показателей годовых квот поддержки на следующие четыре года, следующих за годом, на который устанавливаетс€ годова€ квота поддержки».

Ќеизменность законодательства

«акон є810-IX содержит государственные гарантии стабильности норм законодательства в течение действи€ «зеленого» тарифа (до 31 декабр€ 2029 года), «кроме законодательства, уменьшающего размер налогов или сборов или отмен€ющего их». Ёто значит, что не могут приниматьс€ никакие законодательные изменени€, которые привод€т к потер€м и/или убыткам и/или неполучению правомерно ожидаемых доходов инвесторами.

«ато 1 июл€ 2021 года парламент по инициативе правительства, на внеочередном заседании прин€л в первом чтении законопроект є5600 «ќ внесении изменений в Ќалоговый кодекс ”краины и некоторые законодательные акты ”краины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений», который предусматривает установление акцизного налога дл€ электроэнергии с ¬»Ё по ставке 3,2%, котора€ ранее не примен€лась к возобновл€емой генерации.

“аким образом, вместо того чтобы уменьшить размер налогов или сборов или «улучшить положение субъектов хоз€йствовани€» в секторе ¬»Ё, как это указано в законе 810-≤’, правительство само инициирует возбуждение прин€тых положений через запланированное введение дополнительного акцизного налога. Ёто €вл€етс€ фактическим сокращением размера «зеленого» тарифа. “аким образом  абмин снова пренебрегает своими об€зательствами перед национальными и международными инвесторами в ¬»Ё и финансовыми институтами.

–еакцию последних не трудно спрогнозировать. —вою обеспокоенность из-за возможного введени€ акциза на «зеленую» электроэнергию и невыполнение ”краиной своих об€зательств перед инвесторами уже выразили ≈Ѕ––, „ерноморский банк торговли и развити€, Ќидерландска€ финансова€ компани€ развити€, јмериканска€ торгова€ палата, »нститут финансировани€ развити€, —екретариат Ёнергетического сообщества и другие международные и национальные организации.

Ѕолее того, введение акциза на «зеленую» электроэнергию грозит многомиллиардными международными арбитражами инвесторов против ”краины, как это произошло в »спании, »талии и „ехии.

ќграничение генерации электроэнергии из ¬»Ё

«акон є810-IX предусматривает ограничение «зеленой» генерации оператором системы передачи при условии, что это ограничение будет осуществл€тьс€ в последнюю очередь и что стоимость неотпущенной электроэнергии будет компенсирована производител€м эквивалентно размеру «зеленого» тарифа. ћетодика расчета объема электроэнергии, неотпущенной производителем из ¬»Ё в результате выполнени€ команд оператора системы передачи и была утверждена, как того требует закон 810-≤’ еще в прошлом году (накануне новогодних праздников вместо предусмотренного сент€бр€ 2020-го).

ќднако первые выплаты производител€м ¬»Ё за предоставление такой услуги начались лишь в конце апрел€ 2021 года. » тем операторам электростанций, которые присоединены к системе управлени€ ограничени€ми и выполн€ют команды системного оператора. Ќесмотр€ на то что ограничени€ генерации электроэнергии из ¬»Ё осуществл€ютс€ с 2019 года и весной 2021-го приобрели массовый характер.

ѕри этом вопреки положени€м закона 810-≤’ так и не заработал прин€тый пор€док компенсаций за ограничени€ генерации «зеленой» электроэнергии, которые происходили до 1 €нвар€ 2020 года.

ќтветственность за небалансы

«акон 810-≤’ также ввел финансовую ответственность производителей электроэнергии из ¬»Ё на уровне 50% в 2021 году и 100% начина€ с 2022 года, за отклонение фактических объемов отпуска электроэнергии от предоставленных прогнозных показателей. “аким в ​​свое врем€ было требование правительства, которое полностью выполнили производители «зеленой» электроэнергии. ‘ормула расчета небалансов была прин€та в 2020 году. ќднако уже в €нваре 2021-го Ќ –Ё ” «усовершенствовала» формулу расчета объема небалансов.

—огласно новой формуле, учитываетс€ также и объем неотпущенной электрической энергии из-за выполнени€ команд системного оператора на уменьшение нагрузки.  ак следствие, рынок ¬»Ё констатирует рост стоимости урегулировани€ небалансов электроэнергии. “о есть расходы производителей «зеленой» электроэнергии снова выросли.

ѕраво производителей электроэнергии из ¬»Ё выходить из балансирующей группы «√арантированного покупател€»

≈ще одно невыполненное правительством об€зательство касаетс€ разработки и подачи в ¬ерховную –аду законопроекта о предоставлении права производител€м электроэнергии из ¬»Ё выходить из балансирующей группы «√арантированного покупател€» и свободно продавать электроэнергию на рынке с возможностью получени€ компенсации в виде разницы между установленным «зеленым» тарифом или аукционной ценой и рыночной ценой, котора€ не ниже, чем цена на рынке «на сутки вперед». Ётот законопроект должен быть подан в течение трех мес€цев со дн€ вступлени€ в силу закона 810-≤’, то есть еще в но€бре 2020 года.

¬место заключени€

  сожалению, большинство положений закона 810-≤’ выполн€ютс€ частично или нарушаютс€. ќдно из немногих положительных исключений – это предоставление права √ѕ «√арантированный покупатель» продавать «зеленую» электроэнергию по двусторонним договорам на электронных аукционах. ѕервый в истории ”краины аукцион по продаже «зеленой» электроэнергии на бирже состо€лс€ в начале окт€бр€ 2020 года. — тех пор «√арантированный покупатель» успешно продает электроэнергию, произведенную за счет ¬»Ё, на бирже, констатиру€ высокую заинтересованность рынка в экологически чистой электроэнергии.

¬место заключени€ приведем слова председател€ правлени€ ”¬Ёј, вице-президента ¬семирной ветроэнергетической ассоциации јндре€  онеченкова: «ћы не хотим, чтобы этот меморандум и соответствующий закон стали очередным разочарованием и ловушкой дл€ инвесторов, ведь они действительно поверили правительству ”краины и добровольно пошли на собственный риск. ¬ыполнение положений закона є810-IX, который был призван урегулировать кризис, было фактически полностью проигнорировано власт€ми. ќчень хочетс€, чтобы следующа€ годовщина его прин€ти€ стала символом успеха на рынке и плодотворного сотрудничества, а не очередным напоминание правительству о его об€занност€х и обещани€х».

Mind приглашает к дискуссии по поводу обозначенных проблем представителей  абинета ћинистров, ¬ерховной –ады, Ќ –Ё ”, ЌЁ  «”крэнерго» и других участников рынка. ћы готовы обнародовать позицию каждого о сложившейс€ ситуации.

јвторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готов€т материал по заказу редакции. Ќо их точка зрени€ может не совпадать с точкой зрени€ редакции Mind.

¬ то же врем€ редакци€ несЄт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществл€ет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате