Поймать глобально: как работает «налог на Google»
И как такое налогообложение будет работать на практике
Украина недавно поддержала мировой тренд – иностранные государства вводят налог для глобальных компаний, или «налог на Google». Больше месяца в Украине действует закон, по которому IT-компании – нерезиденты должны платить НДС на онлайн-услуги, предоставляемые в Украине. Соответствующий законопроект №4184 Верховная Рада приняла в начале июня. Как работает нормативно-правовой акт и кого обошла эта инициатива, рассказала Mind старший консультант A1 Consulting Ольга Кувалдина.
Ранее Mind рассказывал, что предусматривает указанный законопроект и удастся ли наполнить бюджет благодаря этому документу.
Последние изменения в Налоговый кодекс Украины вводят новые правила игры для иностранных компаний, которые предоставляют цифровые услуги потребителям в Украине. В частности, такие нерезиденты будут обязаны платить НДС там, где они непосредственно предоставляют свои услуги и получают доход от украинских потребителей.
С одной стороны, такие изменения адаптируют отечественное законодательство к реалиям современности, поскольку учитывают особенности диджитал-пространства и направлены на пополнение государственного бюджета. С другой – возникает много неопределенностей, как же все будет происходить на практике.
Что будет облагаться налогом?
Нововведения касаются иностранных компаний, которые предоставляют электронные услуги физическим лицам (в том числе ФЛП – плательщикам единого налога), не имея при этом юридического присутствия в Украине.
Если раньше всемирно известные компании вроде Google, Facebook, Coursera, Twitter и т. д. могли свободно получать доход от украинских потребителей и не платить налоги в украинский бюджет, то сейчас ситуация изменится.
В обновленной редакции НКУ введено понятие «электронные услуги», ранее отсутствовавшее в украинском законодательстве. Такие услуги поставляются потребителям автоматизировано с использованием сети интернет, различных цифровых устройств и приложений и в основном не предусматривают вмешательства человека.
Перечень услуг, которые подпадают под определение электронных, достаточно широк и включает в себя:
- предоставление доступа к базам данных;
- поставки в электронном виде или предоставление доступа к аудио- и видеопроизведениям: игр, телевизионных программ;
- услуги по проведению дистанционного обучения без участия человека;
- рекламные услуги в сети интернет;
- размещение баннерной рекламы на сайтах;
- поставки программного обеспечения и тому подобное.
Подробный перечень электронных услуг указан в НКУ, но и там он не является исчерпывающим. Например, под определение электронных подпадают всем знакомые услуги пользования платформой для просмотра фильмов Netflix, подписки на YouTube или Spotify, iTunes и другие.
Вместе с тем законодательство приводит и перечень услуг, которые не считаются электронными (поставка литературных, научных произведений на материальных носителях, услуги бронирования, когда фактическая поставка осуществляется без использования сети интернет и т. д.).
Идентификация пользователей
Для того чтобы правильно рассчитать порог дохода и понять, нужно ли регистрироваться и платить НДС, нерезидентам необходимо четко идентифицировать местонахождение потребителей, которым они предоставляют электронные услуги.
Для такой идентификации будут использоваться данные о местонахождении провайдера телекоммуникаций, коды страны SIM-карты, IP-адрес устройства, используемого при получении пользователями электронных услуг, а также банковские реквизиты, в частности, место ведения банковского счета, через который осуществляется оплата электронной услуги.
Процедура регистрации
На иностранные компании, которые предоставляют электронные услуги, возлагается обязанность зарегистрироваться плательщиками НДС и платить 20% налога в украинский бюджет. Определен и стоимостный критерий обязательности такой регистрации – если годовой объем электронных услуг, предоставляемых компанией физическим лицам на территории Украины, превышает 1 млн грн. Отметим, что законодательством предусмотрена возможность и добровольной регистрации. Для регистрации нерезидент должен предоставить пакет документов: заявление о регистрации, копии выписки из бизнес-реестра и документ о присвоении идентификационного номера, выданные в стране регистрации такого нерезидента.
Сама процедура регистрации будет проходить удаленно через электронный портал. Нерезиденты будут составлять упрощенную отчетность и подавать ее в электронном формате, а сам налог платить в валюте (евро или доллар США).
Новые правила для нерезидентов начнут действовать с 1 января 2022 года, а критерий объема услуг, по которым определяется обязательность регистрации, нужно анализировать по результатам 2021 календарного года.
За нерегистрацию нерезидента, предоставляющего электронные услуги, плательщиком НДС в Украине, предусмотрен штраф в размере 30 минимальных заработных плат, размер которой установлен на 1 января отчетного года (по состоянию на 1 января 2021 года это 180 000 грн).
Между тем стоит обратить внимание, что в новой редакции НКУ с 1 января 2022 года отменен налог на рекламу, который обязывал украинские компании платить 20% за приобретение услуг по производству или распространению рекламы у нерезидентов.
Однако так и остается открытым вопрос, как в новых реалиях поведутся себя иностранные компании. С одной стороны, подобный налог уже действует в ряде стран, поэтому такие правила для международных корпораций не являются кардинально новыми.
С другой – вполне вероятно, что уплату НДС нерезиденты переложат на плечи украинских потребителей, повысив стоимость услуг. Ответ на эти вопросы будет понятен уже в следующем году, когда на практике заработают изменения в налоговое законодательство.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.