Сохранить «зелёные» инвестиции. Особенности защиты возобновляемой энергетики

Сохранить «зелёные» инвестиции. Особенности защиты возобновляемой энергетики

Зачем и как страховать «чистые» электростанции

Цей текст також доступний українською
Сохранить «зелёные» инвестиции. Особенности защиты возобновляемой энергетики

Потенциал для роста доли электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) в Украине далеко не исчерпан. Проекты в сфере «чистой» энергетики остаются привлекательными для инвесторов, хотя за последние два года ситуацию на рынке осложнил кризис неплатежей и пересмотр «зеленых» тарифов. Тем временем операторы продолжают вводить в строй новые мощности. Максим Савиченко, директор дирекции по работе с корпоративными клиентами по имущественному страхованию СК «УНИКА» рассказал Mind как инвестору уменьшить риски, сохранить активы и не потерять прибыль в возобновляемой энергетике?

Чем рискует индустрия?

«Чистая» энергетика в Украине продолжает развиваться. Доля солнечных и ветровых станций в структуре производства электроэнергии в стране за 2020 год выросла в два раза до 6,8%. В первом полугодии 2021-го в Украине было дополнительно введено 709 МВт новых ВИЭ-установок, а общая мощность генерации выросла на 8,3%.  В структуре мощности украинских ВИЭ-электростанций доля солнечных составляет 69%. На втором месте ветровые станции – 17% или почти каждый пятый киловатт «зеленой» электроэнергии.

В денежном исчислении на долю ВИЭ приходится 26% всего оборота энергорынка страны.  Кто же основные инвесторы «чистой» энергетики? Больше половины объема промышленной генерации приходится на несколько сотен независимых компаний. Остальные мощности делят крупные инвесторы, среди которых выделяются украинская ДТЭК ВИЭ и иностранные VR Capiral, Vindkraft Group, CNBM. Летом 2020 года доля зарубежных инвесторов в установленной мощности ВИЭ-электростанций уже превысила 30%, а объем их инвестиций достиг 2,5 млрд евро.

С момента введения «зеленого» тарифа в 2008 году по 2020 год суммарные инвестиции в ВИЭ-генерацию в Украине оцениваются в $12 млрд. Как крупным компаниям, вкладывающим десятки и сотни миллионов долларов в «чистый» энергобизнес, защитить свои инвестиции?

Как и в любом бизнесе, здесь множество рисков. Среди наиболее важных – операционные, то есть убытки вследствие внутренних поломок или влияния внешних факторов. Чтобы уменьшить финансовый ущерб от таких событий, риск-менеджеры используют разные инструменты, в том числе и страховые услуги. От чего и на каких этапах работы объекта защищает полис, разберем на примере самого капиталоемкого типа станций – ветровых.

От чего защищают ВИЭ-бизнес?

Страхование возобновляемой энергетики – относительно новое направление, которое начало развиваться сравнительно недавно. Но определенный опыт здесь уже наработан, и страховщики учитывают специфику бизнеса «чистой» энергогенерации. При этом набор рисков не уникален и применяется и в большинстве других производственных сфер.

1. На этапе возведения станции страхуются строительно-монтажные риски. Из-за человеческих ошибок возможны аварии при закладке фундамента и возведении башни, монтаже генератора, лопастей и других узлов, испытаниях и пуско-наладочных работах. Полис защищает на случай повреждения имущества, а также нанесения вреда здоровью или жизни персонала, который работает на площадке.

2. Когда станция запущена, на первый план выходит защита имущества в процессе ее эксплуатации. Ветряк, гондола, башня, генератор, другое оборудование и конструкции страхуются от наступления комплекса рисков. Ущерб имуществу от пожара, взрыва, молнии, землетрясения, наводнения и других стихийных явлений может быть очень значительным, вплоть до полного уничтожения.

3. Перерыв в производстве (business interruption) – ситуация, которая часто возникает в результате пожара, удара молнии или другого страхового события. Если останавливается работа генератора, бизнес теряет доход. Но полис позволяет компенсировать финансовые потери от простоя установки. Стоимость энергии, непроизведенной за время ремонта станции, компенсирует страховая компания.

В период пандемии страхование business interruption стало еще актуальнее. Карантинные ограничения ослабили логистические цепочки. Детали, которые нужно было доставлять клиенту для ремонта после страхового события, стали дольше находиться на складах и в пути. А значит, увеличились сроки перерывов в производстве и размер ущерба, который страховщики компенсировали по этому риску.

4. Последний (но не по значимости) фактор риска, который можно застраховать – ответственность перед третьими лицами. Допустим, на станции возник пожар, и огонь распространяется на соседние здания или другие объекты, нанося им ущерб. Если ответственность владельца станции застрахована, компенсировать эти потери будет страховая компания. В Украине эту опцию в полисе выбирают в-основном крупные операторы рынка, которые стремятся к большей устойчивости при бизнес-планировании.

Как правильно страховать «зеленую» энергетику?

Что важно обеспечить на практике, чтобы страховка реально работала, а вложенные в нее средства оправдали себя?

Страховать то, что не покрывается гарантией. При покупке новой установки  с ее производителем подписывается сервисный договор. В нем прописаны условия гарантийного обслуживания – какие поломки и в какие сроки устраняет изготовитель, который присылает для осмотра и ремонта своих сертифицированных специалистов. Чем масштабнее объект, тем важнее наполнение этого контракта – но не только для нормальной работы станции, но и для цены страхового полиса. Чтобы не переплачивать за лишнее покрытие, покажите сервисный договор страховщику. При расчете тарифа он учтет зоны ответственности – за какие поломки компенсировать ущерб клиенту придется страховой компании, а какие неисправности будет устранять по гарантии производитель.

Сохранить доход при любой причине простоя. Владелец новой станции может застраховать перерыв в производстве не только на случай пожара и других природных катаклизмов, но даже в результате гарантийной поломки. Почему это важно? Если ветроустановка вышла из строя и поломка признана гарантийным случаем, оператор не несет прямого убытка, все неисправные агрегаты будут заменены за счет производителя. Но пока станция снова заработает, может пройти несколько месяцев, за которые инвестор не получит доход. Эту финансовую потерю может компенсировать страховая компания.

Подумать о дополнительном покрытии. Стандартные условия договоров предусматривают не только более низкую цену, но и ограниченное покрытие рисков. Если сложно определить, какое наполнение страхового договора для вашей станции действительно нужно, лучше ориентироваться на полноту защиты. Например, многие ветропарки строятся в приграничных областях юга и востока, где для объектов увеличиваются риски, связанные с политической нестабильностью. Защитить имущество от социальных потрясений можно с помощью дополнительного покрытия – political violence. В нем, в отличие от стандартного варианта полиса, предусмотрена компенсация за ущерб от силовых действий в результате восстаний и массовых волнений, терактов, применения оружия. У клиентов УНИКА есть возможность использовать эту опцию, чтобы обезопасить свои объекты по максимуму.

Как организован процесс?

На каждом из этапов страхования важно учесть факторы, влияющие на качество услуг и уровень защиты бизнеса.    

Оценка рисков и рекомендации по их снижению. Предотвратить событие всегда лучше, чем ликвидировать его последствия. Начинайте думать о страховой защите объекта еще на этапе его проектирования, чтобы к началу строительных работ полис уже действовал.

Перед заключением договора риск-инженеры страховщика выезжают на объект, чтобы проверить степень его защищенности и выявить наиболее вероятные риски. По итогам инспекции наши специалисты, используя глобальную техническую экспертизу группы UNIQA, консультируют клиентов по вопросам пожарной и строительной безопасности. Принимая меры для предотвращения и уменьшения рисков, инвестор защищает себя от больших объемов ущерба или полной гибели имущества.

Заключение договора и сопровождение клиента. Иногда инвестор возводит сразу целые поля ветроустановок, которые хочет застраховать. Если на таком объекте случится масштабный убыток, сумма выплаты будет настолько велика, что за счет собственных средств страховщик с ней не справится. В таких случаях часть принятых страховщиком финансовых обязательств переходит к перестраховочным компаниям. Как правило, это международные операторы, которые имеют ресурсы для проведения выплат, исчисляемых десятками миллионов долларов. Поэтому важно проверить, насколько надежны компании, в которых будут размещаться ваши риски, и есть ли у них опыт урегулирования в вашей сфере бизнеса.  К примеру, УНИКА работает с перестраховочными компаниями с рейтингом финансовой устойчивости не ниже А: Swiss Re, Munich Re, Allianz Re, синдикаты Lloyds of London. Все они участвуют в страховании крупных ВИЭ-объектов в Европе, США и других странах.

Профессиональное урегулирование. Страховые случаи периодически происходят у любого клиента, особенно, если у него большой парк установок. Для урегулирования событий у страховщика должен быть профессиональный партнер – лосс-аджастер, который оценивает ущерб по всем рискам и определяет суммы компенсации. Специалисты выезжают на место события, осматривают объект, проводят экспертную оценку. Это непрерывный процесс, поэтому и у партнера должно хватать ресурсов для одновременного и качественного обслуживания всех кейсов – пока один клиент заявляет о новом случае, у другого из-за поломки турбины уже начался перерыв в производстве. В последнем случае аудиторы лосс-аджастера проверяют финансовую отчетность клиента и оценивают потерянный доход за период вынужденного простоя станции.

От чего полис не защищает?

Даже лучший страховой полис не обеспечит защиту на все случаи жизни. Так, не покрывается убыток по причине системных событий, влияющих на всю экономику  страны, или же масштабных военных действий.

Локдауны. Во время пандемии возобновляемая энергетика не прекращала свою работу. В ВИЭ-бизнесе все производственные процессы автоматизированы, лишь несколько сотрудников присутствуют на локации для контроля работы систем. Но даже если в результате локдауна и возникает перерыв в производстве, он страховкой не покрывается. По сути страхования, риск business interruption наступает в результате повреждения имущества после пожара, удара молнии, наводнения и так далее. Другими словами, после несистемного и случайного события, к которым локдаун не относится.

Изменения в государственной политике. Начиная с 2020 года операторы ВИЭ столкнулись с проблемами оплаты со стороны ГП «Гарантированный покупатель». Государственные власти ищут возможности выхода из ситуации и предпринимают конкретные шаги для снижения уровня зеленого тарифа, что негативно отображается на финансовых моделях инвесторов. В итоге инвесторы ВИЭ теряют прибыль. Но, к сожалению, подобные финансовые риски не могут быть застрахованы коммерческой страховой компанией, поскольку они вызваны системными, а не случайными событиями.

Масштабные военные события. Современная война может иметь разные проявления и масштабы. Если клиент застраховал риски political violence, страховщик выплатит компенсацию в случае повреждения застрахованного имущества в результате локальных, «точечных» военных действий. Но если речь идет о вооруженном конфликте, в который вовлечены несколько стран и который приобретает глобальный размах, то страхование по political violence действовать не будет.

Будущее страхования «зеленой» энергетики

Во всем мире энергетический сектор движется к увеличению доли генерации из солнечной и ветряной энергии. Правительства и крупный бизнес выделяют большие средства на развитие «зеленой» энергетики, декарбонизацию, поддержку экологических инициатив. По данным Евростата, в 2020 году в Европе альтернативная энергетика впервые обогнала по объему генерации традиционную.

Украина, как страна, ассоциированная с Евросоюзом, приняла на себя обязательства по увеличению доли ВИЭ-генерации в энергетическом балансе страны и успешно выполняет эти планы. Крупнейшие игроки рынка все больше переориентируются на возобновляемую энергетику. Инвесторы строят большие парки станций и готовятся к запуску аукционов по продаже «зеленой» энергии.

Финансовый рынок страны также следует за общемировым трендом по содействию декарбонизации. УНИКА тоже стремится работать с бизнесом, который видит свое будущее в возобновляемой энергетике. Например, мы не принимаем на страхование угольные шахты и ТЭС. Так реализуется стратегия Think Green группы UNIQA, которая направлена на сохранение окружающей среды и борьбу с глобальным потеплением.

На сегодняшний день в Украине застраховано уже более половины объектов ВИЭ-бизнеса. Но «зеленая» энергетика, которая играет активную роль в обеспечении экономической стабильности и независимости страны, должна быть защищена намного полнее, и в этом состоит наш общий интерес.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно