Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?

Чешский бизнес отказывается работать с собственностью России

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?

Mind продолжает публиковать материалы в рубрике Nota Bene. Этот формат предполагает несколько большую эмоциональную окраску, что, впрочем, компенсируется глубиной экспертизы автора в освещаемом вопросе. Сегодня журналист отдела «Энергетика» Олег Кильницкий размышляет о дальнейшей судьбе компании Škoda JS – учитывая бэкграунд ее российских собственников. А также – о том, насколько уместно сейчас участие этого предприятия в развитии украинской атомной отрасли.

У чешского предприятия Škoda JS, который производит продукцию для АЭС, большие проблемы у себя на родине. И связаны они исключительно с российским собственником – Газпромбанком. Речь уже не идет об участии компании в новом строительстве. С ней сворачивают сотрудничество даже традиционные европейские клиенты – в первую очередь оператор чешских АЭС ČEZ. Кроме того, шлейф скандалов, которые сопровождают компанию с 2015 года, уничтожают ее репутацию и на международных рынках. Откажется ли от сотрудничества с ней украинский «Энергоатом»?

Как чехи отказали русским

Еще год назад у Škoda JS были хорошие перспективы. Она как одна из 10 компаний чешского энергетического альянса рассчитывала на заказы под новое строительство как в Чехии, так и за рубежом, в том числе в Украине – ее приглашали на совещания по достройке двух блоков ХАЭС.

Škoda JS – компания хорошо известная в Европе, особенно в странах, где работают реакторы российского дизайна – ВВЭР. Почти 40 лет назад ŠKODA JS a.s. получила еще в бывшем СССР первичную лицензию на инжиниринг, изготовление и поставку основного оборудования для атомной энергетики с блоками ВВЭР. С тех пор чешская компания изготовила 21 комплектный реактор типа ВВЭР-440 и три реактора типа ВВЭР-1000.

Škoda JS поставляет оборудование для европейских реакторов EPR (European Pressurised Water Reactor), строящихся в Финляндии, Британии и Китае. Она – многолетний партнер французской Areva (сейчас – Framatom), прямого конкурента «Росатома» на мировом рынке услуг по возведению новых энергоблоков АЭС.

В 2009 году компания заключила контракт на достройку третьего и четвертого энергоблоков словацкой АЭС «Моховце». А еще год назад как участник консорциума с чешскими предприятиями рассчитывала на крупные подряды у себя в стране, где планируют достраивать АЭС «Дукованы» и «Темелин». И это несмотря на присутствие ее собственника ОАО «ОМЗ» в санкционном списке США, в который также была включена и сама Škoda JS.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?

Кампанию против присутствия России в своей стране, Чехия начала только этой весной, исключив из участников оценки безопасности строительства (процедура, предшествующая тендеру на строительство) энергоблока АЭС «Дукованы» российский концерн «Росатом», который подавался в кооперации со Škoda JS. Решение об этом приняло 19 апреля чешское правительство – через два дня после того, как власти обвинили российские спецслужбы в причастности к взрыву на складе боеприпасов на востоке Чехии осенью 2014 года.

По словам вице-премьера и министра внутренних дел Яна Хамачека, российские компании определенно не должны участвовать в строительстве блока АЭС «Дукованы» даже в качестве членов консорциума. Глава SÚJB – ядерного регулятора Чехии, Дана Драбова заявила, что и ранее «не скрывала, что не считала Росатом хорошим партнером для строительстве атомной электростанции в Чехии. Это связано с тем, что это госкорпорация, напрямую контролируемая Кремлем. Если мы посмотрим, как нынешнее российское правительство продвигает интересы России не только в Чешской Республике, как показал нам Врбетице, но и по-разному во всем мире, особенно там, где Россия раньше считала эту территорию своей сферой влияния, стоит задуматься о том, хотим ли мы такого партнера на многие десятилетия», – сказала в интервью г-жа Драбова.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
Дана Драбова
Фото: DR

Слабые места чешской ядерной отрасли

Как отмечают чешские СМИ, русские уже давно имеют фундаментальное влияние на чешскую атомную энергетику. Владельцем корпорации Škoda JS с конца 2004 года является российский промышленный холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» с годовым оборотом около $560 млн. На момент покупки 42,16% ОАО «ОМЗ» владел его основатель Каха Бендукидзе с партнерами, но уже в 2005 году они продали свой пакет акций группе инвесторов с участием Газпромбанка.

На сегодняшний день собственники этой российской компании непрозрачны: согласно публичным данным, акциями владеют Газпромбанк – Промышленные инвестиции, рег. № 1471-94139299 и Газпромбанк – Инжиниринг, рег. № 1634-94163228.

Но есть и еще одна компания, которая в Украине известна. Это – ÚJV ež, контрольный пакет которой принадлежит компании ČEZ. ČEZ – крупнейшая чешская энергетическая компания. Ее мажоритарный акционер – государство, которому через Министерство финансов принадлежит около 70% акций. В собственности ČEZ находится 52,46% акций ÚJV ež, еще 30,15% владеют Slovenské elektrárne (оператор словацких АЭС),  17% акции принадлежат Škoda JS. Таким образом,  17% бизнес-доли в ÚJV ež косвенно принадлежат российской компании с владельцами, скрывающимися за Газпромбанком, через чешскую компанию.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?

ÚJV ež сопровождает работу АЭС, которые принадлежат ČEZ. В частности, готовит отчеты о безопасности АЭС, делает проектные работы, причем работая напрямую с АЭС «Дукованы» и «Темелин». После скандала с чешскими Петровым и Бошировым в Чехии всерьез обеспокоились, что проектная информация, которой будет заниматься ÚJV ež, через российских акционеров Škoda JS попадет в руки России. И тендер может быть сорван, даже если «Росатом» в нем не будет принимать участия.

Но главным слабым местом чешской атомной отрасли является как раз Škoda JS, которую более 16 лет контролируют анонимные российские владельцы. Она является генеральным подрядчиком по техническому обслуживанию первого контура всех шести чешских атомных энергоблоков, выполняет их модернизацию, занимается вопросами обращения с отработавшим ядерным топливом. Объем заказов ČEZ у пльзенской компании составлял около 1 млрд чешских крон (около 45,28 млн дол. США) в год. И естественно, компания также имеет доступ к закрытым материалам.

Однако ČEZ начал серьезно сокращать взаимодействие со Škoda JS. Так, съемные стеллажи уплотненного хранения топлива (СУХТ), которые и Чехия, и Украина традиционно закупали у «одного поставщика» Škoda JS, в 2021 году для АЭС «Дукованы» были закуплены напрямую у дочки ČEZ – ČEZ Энергосервис, который полностью изготовил и смонтировал данное оборудование.

Аналогично проект внедрения системы принудительного сброса давления системы герметичного ограждения реакторной установки, который в Украине Škoda JS реализовала на 9 блоках ВВЭР, ČEZ тоже закупил у своего предприятия ČEZ Энергосервис, который предложил к поставке систему по технологии компании Westinghouse (в Украине такие системы установлены на 1 и 2 энергоблоках Южно-Украинской АЭС). Причем ČEZ Энергосервис победил в тендере, несмотря на впечатляющие референции Škoda JS, предложив наиболее выгодную цену.

Как утверждают источники в ČEZ, уже несколько лет руководство оператора чешских АЭС занимается формированием конкуренции Škoda JS по сервисному обслуживанию оборудования первого контура реактора. Это означает, что пльзенская компания уже в ближайшем будущем лишится гарантированного 1 млрд чешских крон дохода. А чешская атомная отрасль – влияния на нее РФ.

Тем более, что сотрудничество со Škoda JS для чехов давно становится токсичным. Удивительно, что украинский «Энергоатом» этого не замечает.

Три конфликта с участием Škoda JS

На сегодняшний день Škoda JS втянута сразу в несколько крупных судебных разбирательств, причем не только в Чехии. Про дело народного депутата Верховной Рады от партии «Народный фронт» Николая Мартыненко в Швейцарии и Украине хорошо известно. По версии швейцарских правоохранителей, Мартыненко через ряд офшоров «отмыл» 2,8 млн евро по ряду контрактов между чешской Škoda JS и украинским оператором АЭС – НАЭК «Энергоатом». В 2020 году швейцарский суд признал Мартыненко виновным и приговорил к 28 месяцам лишения свободы, из них 16 месяцев – условно. Апелляцию в конце прошлого года экс-нардеп проиграл.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
Николай Мартыненко
Фото: УНИАН

А в этом году делом Škoda JS занялось чешское правосудие. Пятеро бывших топ-менеджеров компании Škoda JS обвиняются чешскими правоохранителями в хищении и уклонении от налогов почти на 300 миллионов крон (около $13,5 млн) – сумма больше, чем проходила в швейцарском деле Мартыненко. По версии следствия, с 2008 по 2014 год руководство компании подписало консалтинговые соглашения с компаниями, зарегистрированными в Панаме, Доминикане, Кипре и Великобритании – они должны были сыграть роль посредника при заключении контрактов на поставку технологий для украинских АЭС.

Однако, как утверждает прокурор, обвиняемые через эти компании «отмыли» 279 миллионов крон, из которых 55 миллионов должны были пойти в государственный бюджет Чехии в качестве налогов. Собеседники в посольстве Чехии в Украине не исключают версии о том, что это дело может перерасти дальше, затронув российского собственника.

В связи с чем стоит обратить внимание на большую текучку кадров с российскими фамилиями и российским гражданством в наблюдательном совете Škoda JS. «За последние 13 лет в нем было более 40 членов. Некоторые из этих людей, похоже, вообще не имеют уровня компетенции достаточного для членов наблюдательного совета», – пишет чешское издание Peak.Cz.

И перечисляет: Юрий Архипов, замгендиректора, технический директор ОМЗ – член Наблюдательного совета на три месяца; Александр Шарапов, исполнительный директор ОАО «Ижорские заводы» (входит в группу ОМЗ) – член Наблюдательного совета на четыре месяца; Владимир Грушевский, директор Дирекции по оборудованию АЭС ОМЗ – член Наблюдательного совета на четыре месяца; Вадим Махов, председатель совета директоров ОМЗ – член наблюдательного совета 29 дней;  Юрий Уточкин, директор дивизиона «Спецсталь», директор по научно-техническому развитию – начальник Управления НТР Дирекции по стратегическому развитию ОМЗ – член Наблюдательного совета на 29 дней; Дмитрий Зауэрс, заместитель председателя правления Газпромбанка – член Наблюдательного совета на 21 день. Зачем зампреду Газпромбанка или целому председателю совета директоров ОМЗ статус члена набсовета крупного европейского предприятия всего на несколько недель?

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
Фото: czechtrade.cz

Впрочем, есть в списке и фамилии, о которых вообще ничего не известно Google: Олег Юхтенко – член Наблюдательного совета на четыре месяца; Владимир Шендеров – член Наблюдательного совета на четыре месяца; Дмитрий Заверс – член Наблюдательного совета на восемь дней, что для корпоративного мира совершенно невероятно.

Как можно ознакомиться с деятельностью компании с годовым оборотом в 4,5 миллиарда крон за несколько месяцев или даже дней? Издание предполагает, что все эти назначения не более чем легитимизация указанных персон для Европейского Союза. Тем более, что члены набсовета в Škoda JS получают немного: в то время как совет директоров компании заработал более 34 миллионов крон в 2019 году, члены наблюдательного совета получили только около 155 тысяч крон.

Еще один конфликт с участием Škoda JS – начатое в марте 2020 года расследование словацкой полиции по завышению цен при завершении строительства атомной электростанции Моховце, где Škoda JS является поставщиком реакторной установки и ряда другого оборудования. По данным чешской газеты Denník N, полиция расследует поставки некачественных трубопроводов, поставленных для строительства чешской компанией Škoda JS или ее субподрядчиком. Сама пльзенская компания считает себя пострадавшей стороной. Однако словацкий суд может решить иначе.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
АЭС «Моховце»

Но окончательную точку в судьбе Škoda JS может поставить другой судебный процесс. В 2016 году энергетическая компания ČEZ подала иск против Škoda JS о возмещении ущерба из-за неправильной проверки трубопроводов на АЭС «Дукованы» и «Темелин».

В 2015 году несколько энергоблоков этих АЭС пришлось остановить для повторной проверки из-за претензий ядерного регулятора к качеству радиографического контроля сварных швов на трубопроводах малого диаметра блоков №2,3 АЭС «Дукованы»: на оборудовании трубопроводов были выявлены трещины и другие дефекты, которых не было на фотографиях. За монтаж и контроль оборудования электростанции отвечала компания Škoda JS, которая, впрочем, нанимала субподрядчика для проверки сварных швов – компанию Tediko.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
АЕС «Дукованы»

По этой причине с середины сентября до конца декабря 2015 года только один из четырех блоков АЭС «Дукованы» был в работе. Как следствие ČEZ потребовала от Škoda JS компенсировать около 3,5 миллиарда крон (около $144 млн). Пльзенская компания отрицает свою вину и ничего платить не собирается. Если Škoda JS проиграет дело, она не сможет выплатить такую большую сумму ČEZ. Эта сумма значительно превышает стоимость ее собственного капитала, а годовая прибыль составляет менее одной десятой этой стоимости.

Печальный украинский сценарий для чешской компании

В Украине Škoda JS выполняла ту же линейку заказов, что и для европейских АЭС с реакторами типа ВВЭР, при этом поставок на территорию Российской Федерации оборудования для АЭС Škoda JS не осуществляла, по крайней мере в 2019-2021 годах. Несмотря на аннексию Крыма РФ и старт программы по импортозамещению «Энергоатом», как и вся Европа, закрывали глаза и на российских собственников предприятия, и на его присутствие в санкционных списках. Согласно базе ClarityProject, всего с 2015 года предприятие приняло участие в 56 торгах, из которых было признано победителем в 36 на сумму 2,89 млрд грн. Более того, закупки нередко проходили без торгов по причине отсутствия конкуренции. Но нынешний опыт ČEZ со сворачиванием контрактов со Škoda JS показывает, что конкуренты у нее как раз имеются.

Свой главный заказ в Украине – достройку ХАЭС, которая еще год назад планировалась с ее участием, Škoda JS уже потеряла: по заявлению главы «Энергоатома» Петра Котина, на площадке ХАЭС будут строить реактор АР1000 производства Westinghouse.

Пойдет ли «Энергоатом» путем ČEZ, разрывая прежние связи со ставшим чрезмерно токсичным поставщиком,  – покажет время. Источники в компании отмечают, что последний год с компанией все тяжелее работать: срываются сроки, усложняется процесс взаимодействия технических специалистов. Плюс шлейф конфликтов вокруг компании, связанных с российским собственником, в украинской и зарубежной прессе заставляет делать мрачные прогнозы о судьбе предприятия.

Не исключено, что в ближайшее время Škoda JS ожидает банкротство. Показательный пример – судьба другого традиционного поставщика «Энергоатома», предприятия «Ивано-Франковский арматурный завод» (ЧАО «ИФАЗ»), который тоже управлялся менеджерами ОМЗ.

ЧАО «Ивано-Франковский арматурный завод», производившее арматуру специального назначения для систем обеспечения безопасности ядерных установок (для первого и второго контуров АЭС), с мая 2021 года полностью прекратило работу. С 29 июля рабочих ИФАЗ перестали пускать на территорию завода, а долги по заработной плате перед ними накопились с октября 2020 года.

Nota bene: Škoda JS скоро сдадут в металлолом?
ИФАЗ
Фото: DR

За последние годы производство свернули и перевели из 6 цехов в один, территорию распродали, станки вывезли или сдали на металлолом. Часть номенклатуры, которую ранее покупала Россия для своих АЭС, после нескольких контрактов завода с китайскими предприятиями начали для РФ производить сами китайцы.

Проблемы у ИФАЗа начались в 2015 году, когда председателем правления стал Сергей Шилюк, гендиректор ООО «ОМЗ-Украина» – «дочки» российской группы ОМЗ, до сих пор числящийся в «YouControl» руководителем завода.

Вероятность повторения этого сценария в Чехии достаточно высока. Самой России Škoda JS уже не так интересна: продукция производства Škoda JS в России никому не нужна, в строительство энергоблоков ВВЭР за рубежом (Турция, Индия, Китай и другие) Škoda JS не приглашают, а российские ВВЭР Европа в ближайшем будущем не возьмется строить.

Похоже, даже Украина уже отказалась от идеи достраивать Хмельницкую АЭС русскими руками через Škoda JS. В сентябре «Энергоатом» подписал меморандум о строительстве 5 блоков с американской Westinghouse по ее технологии АР1000. А на этой неделе «Энергоатом» пригласил специалистов Westinghouse для «детального обследования третьего энергоблока ХАЭС для опредления возможностей и мероприятий для его достройки». Как пишет профильный отраслевой сайт World Nuclear News, уже начались работы по достройке ХАЭС-3 в Украине по технологии AP1000. Участие Škoda JS, которая принадлежит русским, эта технология исключает.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно