Возмещение убітков_ЕСПЧ

Возмещение убытков ЕСПЧ как окно для коротких возможностей.
По состоянию на 1 мая 2022 года по оценкам многих экспертов убытки украинского бизнеса вследствие вторжения РФ уже сегодня составляют более 100 млрд долларов. Причем тут скорее речь идет о так называемых прямых убытках (разрушенные здания и сооружения, остановленные производства, законсервированные заводы и т д). Безусловно, не стоит забывать о сокращении продаж практически в любом бизнесе, потере клиентов вследствие внутренней и внешней миграции населения, резком снижении покупательской способности.
Все это логически выводит на первый план вопрос: кто и когда сможет компенсировать эти потери? Реалистичны ли вообще такие компенсации? Стоит ли за них бороться?
Во-первых, бороться стоит всегда. А во-вторых, давайте попробуем разобраться действительно на что и по какой процедуре сегодня может претендовать бизнес.
1 апреля 2022 года был принят за основу проект Закона Украины «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации», согласно которого государство берет на себя обязательство выплатить некие компенсации пострадавшим вследствие военных действий. Безусловно это положительный тренд, подтверждающий, что государство заботится о своих гражданах. Согласно данного законопроекта компенсации будут подлежать не только жилые строения, но также и другие разрушенные здания и сооружения. Однако получателями компенсации указываются пока только физические лица. А чего же ожидать бизнесу?
К сожалению, пока в разработке только методики определения ущерба, но не государственные компенсации. Очень теоретически юристы сегодня рассуждают о возможностях обращения с исками к РФ в украинских судах и получении такого решения. Однако возникает масса вопросов по судебному иммунитету, по неподсудности суверенного государства суду иностранного государства, судебным уведомлениям и исполнению такого решения.
Очевидно, что ещё есть надежда на международные и иностранные донорские деньги, и возможном принятии решений по российским санкционным активам. Однако исходя из риторики и предыдущей практики донорские деньги, как правило, выделяются на централизованное восстановление государства, инфраструктурные проекты, проведение реформ, а на арестованные активы РФ будут претендовать и другие страны. С точки зрения индивидуального бизнеса, скорее всего мы сможем претендовать на точечные кредиты и гранты по отдельно взятым проектам.
А теперь перейдем к инструменту, который действительно представляет собой ценность для украинского бизнеса в нынешней ситуации. Это подача жалобы о компенсации убытков в ЕСПЧ.
Сразу же хотела бы обратить внимание на тот факт, что такая возможность будет существовать еще совсем не долго. Всего лишь до 16 сентября 2022 года. Это связано с процедурой выхода РФ из Совета Европы. При этом, согласно Европейской Конвенции по правам человека, в случае если жалоба была принята до момента выхода государства из Совета Европы, то решение суда должно исполняться независимо от даты его дальнейшего принятия.
Наверное, существует некий стереотип о том, что международные суды – это всегда долго и дорого. С первой частью такого утверждения можно согласиться. Действительно ЕСПЧ не очень быстро принимает свои решения и часто это затягивается на несколько лет, иногда и более. В то же время стоимость расходов нельзя приравнять, например, к международным арбитражам. Тут все гораздо проще и дешевле. Проверено по опыту.
Какие же факторы обуславливают обращение в ЕСПЧ уже сегодня:
- национальные суды в силу закона не могут рассматривать такие споры в связи с наличием иммунитета государства, о котором мы говорили ранее;
- уголовные производства скорее всего не приведут к прямому возмещению убытков бизнесу;
- на сегодняшний день отсутствуют четкие и понятные механизмы и источники компенсации таких убытков;
- выплата репараций на государственном уровне пока под большим вопросом;
- ЕСПЧ может обеспечить сатисфакцию в полном объёме включая прямые убытки и упущенную выгоду.
И последний пункт, который, конечно же, вызывает много споров и дискуссий. Выполнение решения ЕСПЧ возлагается на государство. Будет ли РФ исполнять такое решение? Никто не даст сегодня однозначного ответа на этот вопрос. Однако, на мой взгляд, здесь необходимо учесть следующее. Вполне очевидно, что через несколько лет политический режим РФ кардинально поменяется. И отношение к международным нормам и решениям международных судов также кардинально может поменяться. История знает примеры, когда, например, Греция после денонсации выхода из Совета Европы в 1969 году, в 1974 году уже вернулась туда обратно. Согласно данным Доклада Комитета Министров Совета Европы в 2020 году РФ исполнила 92 решения, а в 2019 соответственно 162. Вот и приходим к простому выводу о том, что наличие шанса в будущем означает необходимость действовать уже сегодня. А спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.