Заболело в мире
1,076,017
Умерло в мире
58,004
Вылечилось в мире
225,335
Заболело в Украине
1072
Умерло в Украине
27
Вылечилось в Украине
23
Жизнь без пробок: как сделать Киев комфортным для жизни и передвижения

Жизнь без пробок: как сделать Киев комфортным для жизни и передвижения

Какие «болевые точки» столичной инфраструктуры требуют немедленного реагирования

Этот материал также доступен на украинском
Жизнь без пробок: как сделать Киев комфортным для жизни и передвижения
Фото Shutterstock

В эти выходные украинская столица будет праздновать День города. На организацию различных образцово-показательных мероприятий из городского бюджета уже потрачено 370 000 грн. Но столичные «будни» требуют гораздо больших средств и усилий. Одна из главных проблем повседневного функционирования Киева – транспортная инфраструктура. Накануне Дня Киева Mind решил разобраться, каким образом можно сделать город более удобным для ежедневного передвижения.

По данным Национального транспортного университета Украины, киевляне проводят в пробках 350 часов в год, или 45 дней. Вполне вероятно, что эксперты принимали во внимание не только пробки, которые оцениваются по высокой шкале, но и обычные «тянучки», когда поток машин движется с небольшой скоростью.

Например, в рейтинге компании INRIX Global Traffic Scorecard, которая анализирует и ранжирует влияние пробок на дорогах в крупных городах мира, украинской столицы нет. Первое место среди европейских городов в INRIX отводят Москве, в которой проживает около 12 млн человек: здесь на пробки тратится 91 час в год, или 25,2% от общего времени поездок. Второе – занимает Лондон с численностью населения почти 8,7 млн человек: лондонцы проводят в пробках 73 часа в год, или 12,5% от общего времени поездок.

Однако у украинской столицы есть все шансы занять высокую позицию в рейтинге городов, чьи дороги слишком перегружены автомобилями. Сегодня в Киеве официально проживают почти 3 млн человек и насчитывается до 1,4 млн авто в сутки, около 30% которых проезжают через город транзитом. При этом на дороги приходится чуть более 2% общей площади города. Для сравнения: в Москве – до 7%, в Лондоне – около 20%.

Прогнозы КГГА неутешительны: к 2025 году средняя скорость движения по городу приблизится к скорости гужевого транспорта – около 15 км/ч. Примерно такая же скорость сейчас в городах, занимающих топовые строчки в рейтинге INRIX.

Что нужно сделать, чтобы Киев не оказался заложником транспортного коллапса?

1. Дорогу – электротранспорту

Важнейшая задача – оптимизация работы городского общественного транспорта. Ежедневно он перевозит около 4,5 млн пассажиров. «На самом деле с зайцами эта цифра больше. В трамваях и троллейбусах на 30–40% больше пассажиров. В автобусах (в том числе и «Богданах» частных компаний) – до 50% », – говорит Антон Яроцкий, глава общественной организации Urban Ist.

Впрочем, даже по официальным расчетам, столичный транспорт сильно перегружен. «Городу нужно делать ставку на развитие общественного транспорта: ставить на маршруты автобусы большой вместимости, развивать маршруты для троллейбусов и трамваев», – считает Антон Яроцкий. «Основой транспортной сети должен стать внеуличный рельсовый транспорт: метро, электричка, скоростной трамвай. Все это должно действовать как единая интегрированная система», – комментирует Григорий Мельничук, урбанист.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Анна Наконечная для mind.ua

Но даже замена и увеличение количества городского общественного транспорта большой вместимости значительно не улучшит ситуацию с трафиком на дорогах. Для этого нужно выделить под муниципальный транспорт специальные полосы на дорогах и приучить других участников дорожного движения к мысли, что эти полосы являются неприкосновенными. В Евросоюзе вопросы контроля решаются с помощью специальной системы регулирования и наблюдения за дорогами. Кстати, в некоторых городах ЕС полосы для муниципального транспорта отделены высокими бордюрами.

Есть и еще одна проблема – в Киеве нужно пересматривать действующую сеть маршрутов общественного транспорта. Большая ее часть разрабатывалась еще в советское время, когда транспорт обслуживал крупные предприятия, большинство из которых сейчас уже не функционируют.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Shutterstock

«Кроме того, городской власти нужно проводить маркетинг для таких перевозок, потому что сейчас городской транспорт не в почете у населения, им пользуются вынужденно, а не сознательно выбирают в качестве альтернативы автомобилю. Киев переживает то же состояние, которое переживали европейские города в 1950–1960-х годах, – у нас мода на передвижение на личном авто. Но что будет, если все киевляне выедут на своих машинах? Город просто встанет», – рассуждает Мельничук.

2. Решить проблему мостов

Ключевой инфраструктурный проект – Подольско-Воскресенский мост. «Мост свяжет левобережную часть Киева с правобережной, где живет 70% населения и находится 80% рабочих мест. Кроме того, позволит разгрузить Московский мост, загруженный выше своей пропускной способности», – отмечает Михаил Калинин, директор КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений».

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФотопроект: «Киевавтодор»

«Но есть нюанс – проект строительства моста нужно пересматривать. Тот, который был взят за основу, не отвечает современным требованиям, потому что предполагает, что шестиполосный мост упирается в бульвар Перова, в перекресток со светофорами и торговый центр. Поэтому стоит переориентировать левобережные подходы – с выходом моста на улицы Бальзака и Алишера Навои», – говорит Григорий Мельничук.

Важная задача для власти Киева – убрать транзитный поток авто, который сейчас идет через центр города. Но для этого нужно достраивать Малую и Большую окружную. «У водителя будет два варианта: ехать через центр, где больше машин, ограничена скорость и есть светофоры, или ехать в объезд города, где нет таких ограничений движения. Скорее всего, он выберет второй вариант», – убежден Григорий Мельничук.

Кроме моста на Троещину, в городе нужно завершить последнюю часть Дарницкого железнодорожно-автомобильного перехода – достроить съезд на набережную на Левом берегу. Такие меры позволят снизить нагрузку на Южный мост и перенаправить потоки на Дарницкий – в Киеве сегодня это единственный недозагруженный мост.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Shutterstock

В планах КГГА на этот год – построить подъездную дорогу к аэропорту Киев – инфраструктурный проект пройдет от проспекта Валерия Лобановского, вблизи улицы Кировоградской в ​​аэропорт. «Дорога разгрузит Севастопольскую площадь и проспект Лобановского и обеспечит комфортный подъезд к аэропорту», ​​– отмечает Александр Спасибко, заместитель председателя КГГА.

Но дело не только в строительстве новых мостов. Нужно приводить в порядок действующие объекты. По данным КП «Киевавтодор», в капремонте и реконструкции нуждаются девять мостовых сооружений города. В целом столичные дороги изношены на 85%.

Кроме того, в городе важно обеспечить безопасность дорожного движения для людей, мобильность которых ограничена. «Это мамы с колясками, пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями. Сейчас это примерно 30% населения города. Что нужно сделать? Например, как ни странно, отказаться от подземных переходов в центре города. Статистика свидетельствует, что люди часто не используют подземные переходы, если есть возможность перейти дорогу по верху, и тогда это место становится еще опаснее», – говорит Мельничук.

3. Правильно парковаться

По данным КП «Киевпарксервис», в столице насчитывается 530 парковочных площадок, почти половина из которых работает круглосуточно. Площадки рассчитаны на 24 000 машино-мест, из них 6000 мест – это площадки дневной службы парковки. Достаточно ли такого количества парковок? Учитывая заставленные машинами крайние полосы дорог и припаркованные на тротуарах авто – нет. Но если предыдущая власть города принимала курс на увеличение количества паркомест, то у нынешней – планы другие.

«Мы не ставим перед собой задачу максимально обеспечить спрос в центре на парковку – ведь тогда вся историческая часть города превратится в одну большую стоянку. Парковки в центре Киева должны быть лимитированы и недешевы», – считает Илья Сагайдак, заместитель председателя КГГА. «Высокие тарифы на стоянку в центре города послужат косвенным запретом на въезд в центр на личных авто. И это правильно, потому что автомобиль использует городскую инфраструктуру менее эффективно, чем другие виды транспорта», – соглашается Григорий Мельничук.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Shutterstock

Центральную часть города в КГГА видят больше пешеходной. И это касается не только улицы Крещатик.

«Мы хотим сделать пешеходной улицу Сагайдачного – отрезок от Контрактовой площади до улицы Андреевской. Считаем возможным сделать пешеходной Большую Васильковскую – от Льва Толстого до Бессарабской. Мы сделаем там классную пешеходную зону с уличной мебелью и зеленью. Это будет одно из любимых мест для прогулок горожан. Также у нас есть идея сделать частично пешеходной улицу Ярославов Вал», – отмечает Илья Сагайдак.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Shutterstock

Как это отразится на трафике в городе? По словам Ильи Сагайдака, расчеты показывают, что решение сделать на Крещатике наземные переходы не повлияет на трафик в городе.

«Пешеходный центр способствует лучшей коммуникации людей, развитию розничной торговли, туризма, ведь пешеходные и удобные для пешеходов улицы – это практически распределенные торговые центры. К тому же это еще один аргумент для тех, кто едет транзитом через Киев, – выбрать маршрут по Окружной», – говорит Мельничук.

4. «Колесо демократичности»

Если еще 10 лет назад все разговоры о развитии велосипедных маршрутов в Киеве вызывали в стенах КГГА только скепсис, то сегодня ситуация диаметрально противоположная – велосипед становится все более модным видом транспорта. Популяризировать его взялся даже мэр Киева Виталий Кличко.

В КГГА в обновленном проекте Стратегии развития Киева до 2025 года уделили внимание этому виду транспорта. В частности, согласно документу, власть поставила себе целью в течение восьми лет увеличить количество пользователей велотранспорта в 20 раз.

Сегодня, по подсчетам Ассоциации велосипедистов Киева (АВК), количество велосипедистов в столице растет ежегодно: за 2015 год их количество увеличилось на 10%, такой же прирост зафиксирован в течение 2016-го.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняФото Shutterstock

Исследование АВК показывает, что киевляне чаще используют такой транспорт в будние дни, чем в выходные. А значит, велосипед все больше становится средством передвижения по городу для решения ежедневных дел и поездок на работу.

«Даже если велосипедами будет пользоваться около 10% населения города, мы уже увидим снижение загруженности автодорог. Охватить такой процент населения велосипедным и моноколесним транспортом в Киеве вполне реально», – говорит Григорий Мельничук. Но на сегодня количество велосипедистов на дорогах столицы далеко от этой цифры: по данным исследования транспортной мобильности Киева, сделанного по заказу КГГА в 2015 году, лишь 0,2% ежедневных поездок по городу осуществляется на велосипедах.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересуванняфото Shutterstock

Для того чтобы велосипед мог стать удобным альтернативным транспортом для многих, нужно построить сеть взаимосвязанных велосипедных маршрутов. Проект такой карты маршрутов в прошлом году разработали специалисты КГГА с учетом консультаций с АВК.

Иллюстрация: Департамент градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации

Обеспечение комфортных и безопасных условий перемещения на велосипеде действительно увеличивает количество велосипедистов. Это хорошо иллюстрирует велосипедный маршрут между центром Киева (Европейской площадью) и жилым массивом Троещина, который был запущен в 2016 году. «Наши подсчеты в прошлом году показали, что велодорожка добавила 50% пользователей велотранспорта только на одном этом участке», – отмечают в АВК.

Чтобы привлечь как можно больше пользователей к велосипедному движению, в АВК проводят различные конкурсы, обучение, разрабатывают программы, участвуют в фестивалях. До 2020 года у АВК амбициозные планы – они надеются добиться появления в Киеве не менее 200 км качественных велодорог (сейчас таковым можно считать лишь веломаршрут Троещина – центр длиной 16 км), способствовать увеличению велосипедных поездок до 2% от общего количества поездок по городу (до 55 000 велосипедистов на улицах Киева ежедневно) и минимизировать количество серьезных ДТП с участием велосипедистов.

Життя без заторів: як зробити Київ комфортним для життя і пересування

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате