Разбор полетов: вернется ли Ryanair в Украину?
И как найти точку пересечения национальных интересов и интересов конкретного потребителя

10 июля, крупнейшая лоукост-авиакомпания Ryanair официально объявила об отмене планов по выходу на украинский рынок. Этот шаг – реакция на условия, которые на днях выдвинул авиакомпании аэропорт Борисполь. В частности, руководство столичного аэропорта сообщило перевозчику, что не планирует предоставлять ему скидку на направление Лондон – Киев, не гарантирует пролонгацию скидок на другие направления через год и настаивает на том, чтобы все судебные споры по этой авиакомпании велись в украинских судах. Также Ryanair на начальном этапе предложили работать в старом терминале «B» и сообщили о том, что не смогут обслуживать каждый самолет за 25 минут.
Ленты соцсетей заполыхали негодованием, в медиа начались споры о том, кто виноват в таком течении событий. Предметом дискуссии стали оценки случившегося: «измена» – потеря привлекательного иностранного партнера и провал переговоров или «победа» – отстаивание национальных интересов?
Ситуация развивалась достаточно быстро. В понедельник утром состоялась пресс-конференция директора аэропорта Борисполь Павла Рябикина, на которой едва ли не впервые в достаточно категоричной форме, но с применением резонных аргументов было объяснено общественности, чего же на самом деле хотела Ryanair и почему ее требования неприемлемы для аэропорта. Уже днем авиакомпания прекратила продажу билетов на украинские направления, а вечером появился ее пресс-релиз с заявлением о выходе из переговоров и обвинениями в адрес Борисполя в их срыве и лоббировании интересов МАУ и других «традиционных авиакомпаний».
Событие получило столь широкий общественный резонанс, что уже вечером во вторник Павел Рябикин сообщил на своей странице в «Фейсбуке», что по результатам совещания у премьер-министра было принято решение о продолжении переговоров. К тому же к проверке условий предварительных договоренностей и нюансов переговоров будут привлечены антикоррупционные органы. «Принято решение о продолжении переговоров и анализе ситуации со стороны НАБУ и Антимонопольного комитета. Благодаря позиции премьер-министра вопрос вернули в плоскость законодательства, экономики и здравого смысла», – написал Рябикин. Он выразил надежду, что его аргументы услышат, и будет принято конструктивное решение по развитию аэропортов именно для лоукост-сегмента.
Как в дальнейшем будут развиваться события в сериале об ирландской авиакомпании и есть и шанс, что Ryanair начнет-таки полеты в Украине?
Трудности перевода
Из Борисполя авиакомпания намеревалась обслуживать четыре маршрута: в лондонский Станстед, Стокгольм, Манчестер и голландский Эйндховен. Из МА Львов заявлено семь направлений: Краков, Будапешт, Берлин, Вроцлав, Мемминген, Эйндховен и Станстед. Минимальная цена, по которой перевозчик продавал билеты на эти рейсы, составляла 20 евро. Авиакомпания рассчитывала перевозить по 250 000 пассажиров из Львова и Киева ежегодно.
Предполагалось, что эти два украинских аэропорта предоставят авиакомпании большие скидки на аэропортовые сборы – не менее 80%. Например, в Борисполе Ryanair рассчитывала получить тариф на обслуживание пассажиров в размере $7,5. Причем, по словам Павла Рябикина, это должен быть единый фиксированный тариф, который включал бы в себя все составляющие аэропортовых услуг.
Львов был достаточно интересным для авиакомпании с точки зрения особенностей региона – здесь она в первую очередь ориентировалась на тех пассажиров, которые летят из Западной Украины на заработки в Европу. Но Киев обещал авиакомпании куда более значительные перспективы – здесь выше деловая активность и больше платежеспособного населения.
«Наибольшую коммерческую привлекательность [из всех рейсов Ryanair из Киева] имеет направление Киев – Лондон, поскольку на нем существует постоянный платежеспособный спрос, сформирован рынок и есть потенциал для дальнейшего развития при условии активизации деловой, образовательной и туристической жизни в Украине. Поэтому направление в Лондон на начальных этапах инвестирования в украинский рынок (развития маршрутной сети) должно обеспечивать стабильный уровень дохода для Ryanair и плацдарм для дальнейшего роста», – говорит Андрей Ярмак, авиационный эксперт.
«Последние годы Ryanair активно развивает свои базы в Восточной Европе, поэтому Украина хорошо вписывается в стратегию перевозчика», – отмечает Евгений Хайнацкий, генеральный директор «СтильАвиа». Такая стратегия является одновременно и конкуренцией между Ryanair и WizzAir, которая обостряется, – обе компании развивают базы в Восточной Европе.
В МА Львов быстро нашли компромисс, а в МА Борисполь на уступки лоукостеру идти не захотели – представители аэропорта сначала намеками, а потом и открыто стали говорить, что сотрудничество с Ryanair будет невыгодным. По подсчетам Павла Рябикина, если аэропорт не защитит свои требования и начнет работать по тем условиям, которые предлагает лоукостер – предприятие будет недополучать около 2 млрд грн. В свою очередь аэропорт Львов видел в сотрудничестве с Ryanair желаемые экономические перспективы. «Если авиакомпания придет – мы что-то заработаем, не придет – не заработаем ничего», – так раньше прокомментировала этот вопрос в беседе с Mind генеральный директор аэропорта Львов Татьяна Романовская.
Место под солнцем
Вчера, буквально через несколько часов после пресс-конференции Павла Рябикина, Ryanair на своем сайте приостановила продажу билетов в/из Украины. А вечером опубликовала пресс-релиз, в котором обвинила Борисполь в саботаже, лоббизме интересов высокотарифных авиакомпаний (к которым отнесла и МАУ) и срыве всех переговоров.
«Неспособность киевского аэропорта придерживаться договоренностей выльется в потерю только за один год более 500 000 клиентов и 400 рабочих мест, которые могли бы обеспечить значительный рост украинской экономики. Нам жаль, что львовский аэропорт также стал жертвой решение киевского аэропорта», – цитирует пресс-служба авиакомпании своего коммерческого директора Дэвида О'Брайана. Вместо Украины авиакомпания намерена сконцентрировать свои силы на польском, израильском и немецком рынках.
Но так ли легко перевозчик откажется от перспективы работать в нашей стране?
Уже второй год подряд украинский рынок демонстрирует хорошие темпы роста. Так, в 2016 году украинские авиакомпании перевезли 8,3 млн пассажиров. Это на 30,2% больше, чем годом ранее, и почти на 100 000 пассажиров больше, чем в 2012 году – лучшем для украинской авиации. По прогнозам экспертов, в 2017-м объемы перевозок вырастут как минимум на 25%. Это подтверждают результаты первого квартала этого года: например, Борисполь увеличил пассажиропоток до 2 млн пассажиров, или на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, МА Киев – почти на 80%, до 290 000 пассажиров.
Но если в 2016 году рынок рос за счет транзитных пассажиров авиакомпании МАУ, то сейчас в Украине начал расти спрос на перелеты poin to point. А это как раз то, подо что заточена именно бизнес-модель лоукостеров.
Именно в связи с этим и активизировался в Украине второй большой лоукостер – WizzAir (WizzAir Hungary летает из аэропорта Киев). В прошлом году компания перевезла около 420 000 пассажиров, что на 17% больше показателей 2015-го. В этом году авиакомпания возобновила полеты из аэропорта Львов – открыла рейс во Вроцлав. В планах авиакомпании – перевезти в 2017-м не менее 750 000 человек.
«Для Ryanair здесь новый и перспективный рынок, где для авиаперевозок все складывается удачно: уже ввели безвизовый режим с ЕС, а шансы, что вскоре в полном объеме заработает программа «Открытое небо», велики», – комментирует Евгений Хайнацкий.
По данным ОО «Европа без барьеров», на момент объявления о введении безвизового режима с Евросоюзом почти 3 млн украинцев уже оформили биометрические паспорта для выезда за границу. Тогда как ранее ожидалось, что спрос на «безвиз» составит около 3,4 млн украинцев. Как сообщила Государственная миграционная служба, 32% из тех, кто пересек границу с ЕС, воспользовались авиационным транспортом.
Бизнес по-ирландски
Не секрет, что в Европе Ryanair давно завоевала в переговорах репутацию жесткого партнера и даже шантажиста. Внезапно заявить о закрытии базы или значительном сокращении рейсов, подкрепить это заявление громкими обвинениями в адрес оппонентов на переговорах – обычная практика авиакомпании.
Такие обвинения обычно сопровождаются активной медиакампанией с распространением цифр предполагаемых «катастрофических потерь» города, аэропорта, страны от ухода такого выгодного партнера, как Ryanair. Причем часто это вовсе не означает, что переговоры прекращены, а отношения разорваны. Перевозчик открывает и закрывает базы постоянно, тасует самолеты и экипажи между городами и странами, добиваясь для себя наиболее выгодных условий. Ryanair, как любая крупная корпорация, активно и умело пользуется преимуществами своего масштаба.
Вот несколько примеров.
Октябрь 2010 года, Марсель. Французское правительство инициирует дело против Ryanair из-за того, что та нанимает французских работников на основании ирландского, а не французского права, что позволяет ей уклоняться от уплаты части (около 30%) налогов. Ryanair объявляет, что во избежание впоследствии судебных штрафов она закрывает свою базу в Марселе. На тот момент а/к стала вторым крупнейшим перевозчиком Франции и перевезла за год 1,7 млн пассажиров. «К сожалению, потеря этих четырех самолетов, 200 рабочих мест и 13 маршрутов в Марселе – это высокая цена, необходимая для того, чтобы продемонстрировать, что это все-таки мобильные ирландские [а не французские] рабочие», – сказал директор перевозчика Майкл О'Лири журналистам. В итоге четыре самолета были перебазированы из Марселя на базы в Италии, Испании и Литве. После обвинений со стороны французских властей в шантаже компания согласилась оставить 10 рейсов, а дело о трудоустройстве еще долго кочевало по судам. Сейчас Ryanair летает из Марселя в 32 аэропорта.
Июнь 2012-го, Эдинбург. Ryanair не смогла договориться с компанией BAA, которая управляет шотландским аэропортом Эдинбург, о продлении заключенного ранее соглашения о льготном размера пассажирского сбора (для всех а/к он составлял £13). В результате было объявлено об отмене восьми маршрутов, или 60 рейсов в неделю. О'Лири заявил, что «оператор [аэропорта] способен обеспечить долгосрочное взаимовыгодное соглашение» и «не заинтересован в обеспечении будущего шотландского туризма, развития трафика и рабочих мест, поскольку искусственно завышает свои расходы». Также в Ryanair прогнозировали, что сокращение количества рейсов приведет к потере 500 рабочих мест и 500 000 пассажиров в год. При этом обвинения сопровождались оговоркой, что «решение может быть отменено, если со стороны BAA Edinburgh поступит конкурентное и реалистичное предложение о расходах». Сегодня ирландская компания летает по 48 направлениям из Эдинбурга.
Июль 2015-го, Копенгаген. Датские профсоюзы обвинили Ryanair в занижении зарплат своим экипажам: по их данным, сотрудники конкурирующих – местных бюджетных – компаний зарабатывали как минимум вдвое больше. Профсоюзы требовали подписания коллективных договоров и получили в суде разрешение на забастовки. Ryanair пригрозила, что, если те не отзовут требования, она закроет базу в Копенгагене, а также прекратит летать из другого датского аэропорта – Биллунна. В авиакомпании сетовали, что придется уволить 100 сотрудников. «Происходящее показывает, что Дания не готова к развитию бюджетных перевозок, тем более с учетом того, что ранее эта модель провалилась здесь и у других авиакомпаний», – сказал тогда О'Лири. Однако уже к осени того же года, перебазировав датские самолеты в Литву, Ryanair начала беспрецедентное расширение на датском рынке, заявив о планах перевезти в эту страну около 10 млн человек. «Пассажиры любят наши цены», – пояснил директор авиакомпании. Сегодня ее маршрутная сеть насчитывает 23 маршрута из Копенгагена, 13 – из Биллунна и по несколько рейсов из датских аэропортов Ольборг и Орхус.
Финал близко?
Чем закончится вся эта история с Ryanair в Украине? Авиакомпания будет отвоевывать каждый пункт в договоре с Борисполем, считают эксперты. «Еще рано ставить точку в разногласиях между этим лоукостером и аэропортом. Ryanair – боец и часто бескомпромиссная авиакомпания. Она полетит в том случае, если сумеет прийти к консенсусу с аэропортом», – убежден Александр Кава, авиационный эксперт.
Один из собеседников Mind, который хорошо знаком с ситуацией в авиационной отрасли, готов спорить на бутылку вина, что Ryanair все же полетит из Украины осенью. «Из Борисполя или Жулян. Вот увидите, мой прогноз сбудется. Ryanair идет сюда не за скидками, а за рынком», – убежден он.
Надеется на это и Татьяна Романовская. «Надежда умирает последней, и надежда все еще есть!» – написала она в комментарии на странице Facebook и добавила, что в разговоре с Ryanair получила заверения в том, что немного времени для согласования с Борисполем всех желаемых условий все еще есть.
В самой Ryanair, отвечая на запрос Mind, отметили, что у компании все еще рассматривают Украину как потенциальный рынок в будущем – при условии, что будут соблюдены все предварительные договоренности. «Мы нуждаемся в надежных гарантиях», – говорят в Ryanair.
Не исключено, что сыграет и сделанная авиакомпанией ставка на поддержку со стороны общественного мнения: вчерашняя новость о том, что Ryanair не выйдет на украинский рынок, вызвала бурю возмущения в соцсетях и СМИ. И вряд ли скандал утихнет быстро – авиакомпания уже успела продать билеты.
Не стоит сбрасывать со счетов и те обязательства, которые взял на себя во время кадрового конкурса директор аэропорта Борисполь. Одно из них – обеспечить приход в аэропорт лоукостеров, и об этом вчера напомнил министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он сообщил, что намерен 12 июля внести в Кабмин представление об увольнении Павла Рябикина с должности.
Интересным поворотом в развитии событий может стать привлечение антикоррупционных и антимонопольных органов. Так, по данным АМКУ, опубликованным в июне, в 2013–2016 годах скидки на полеты получала в аэропорту Борисполь только одна авиакомпания – МАУ. И хотя природа этих скидок понятна – они предоставляются за транзит, а МАУ единственная а/к, которая обеспечивает транзит через аэропорт, – это может стать поводом под новым углом посмотреть на вопрос скидок в аэропорту и на то, кому они предоставляются.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].