Заболело в мире
113,459,829
Умерло в мире
2,518,393
Вылечилось в мире
64,026,286
Заболело в Украине
1,342,016
Умерло в Украине
25,893
Вылечилось в Украине
1,168,321
Единый и электронный: как будет работать e-ticket в киевском транспорте?

Единый и электронный: как будет работать e-ticket в киевском транспорте?

На кого следует равняться и выиграет ли от этого столичная инфраструктура

Цей матеріал також доступний українською
Единый и электронный: как будет работать e-ticket в киевском транспорте?
Фото УНИАН

Власти Киева готовятся к запуску электронного билета на проезд в общественном транспорте. Как сообщили 12 июля в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА, система единого электронного билета разрабатывается на базе коммунальных предприятий «Киевский метрополитен» и «Киевпастранс». О тендере на закупку оборудования, необходимого для внедрения такой системы в наземном пассажирском транспорте, объявят в ближайшее время.

Как будет работать эта система и сколько будет стоить городу реализация такого проекта, узнавал Mind.

Что такое e-ticket? Это проездной билет в электронной форме. Он может выглядеть как бесконтактная карта или смарт-карта для оплаты проезда в общественном транспорте. Также это может быть специальная программа для мобильного телефона, которая позволит считывать поездку с помощью QR-кода. Билет может охватывать все виды общественного транспорта – от электричек до метро и городских автобусов (в некоторых странах им можно рассчитаться даже за услуги такси). Как правило, к таким карточкам «привязывают» и другие опции: например, начисление бонусов в ресторанах или дисконт на покупку билета в городские музеи, оплату за парковку, социальные льготы и тому подобное. В случае потери э-билета его, как правило, можно восстановить.

Испытания под землей. Электронный билет – не совсем новшество для столицы. Его аналог уже несколько лет работает в КП «Киевский метрополитен»: у пассажиров подземки есть возможность оплатить поездку с помощью не только жетонов, но и специальной карты метрополитена или банковских карт MasterCard и Visa – для этого на всех станциях метро установлены специальные желтые турникеты. Сейчас в метрополитене выводят из обращения жетоны. «Полностью перейти на оплату карточками мы рассчитываем до конца этого года», – говорит Наталья Макогон, пресс-секретарь КП «Киевский метрополитен».

Городские власти намерены заняться введением электронного билета и на наземном транспорте. На первом этапе планируется закупить валидаторы (специальные устройства для считывания поездок с карты. – Mind) и бортовые компьютеры для подвижного состава. На втором – модернизировать техническую базу метрополитена и подключить ее к новой общей системе электронного билета. «Проще говоря, это будет универсальный электронный билет и для наземного, и для подземного транспорта», – говорит Юрий Назаров, директор Департамента информационных технологий КГГА.

Пока речь идет только о коммунальном транспорте. Но в КГГА рассчитывают впоследствии подключить к системе и частных перевозчиков.

Зачем Киеву e-ticket? Во-первых, это удобно для пассажира – для поездок на всех видах городского общественного транспорта можно будет использовать только один билет – карточку, а для оплаты больше не нужно будет искать наличные. Во-вторых, такая система позволит экономить деньги на поездках. Например, в том же киевском метрополитене одна поездка стоит 4 гривны, но для каждых десяти поездок предусмотрена скидка в 10 копеек. Так, при покупке 10 поездок разовое пользование метро обойдется в 3,9 грн, при покупке 50 поездок (это максимум) – в 3,5 гривны. С 15 июля в подземке повышают тариф до 5 гривен, но принцип экономии остается – чем больше поездок за раз покупаешь, тем дешевле они будут стоить.

Кстати, недавно MasterCard ввел опцию, которая позволяет «записывать» на карту нужное количество поездок, то есть теперь можно экономить, используя и банковскую карточку для оплаты.

Есть еще один фактор экономии. «У нас были месяцы, когда пассажиры купили и не использовали до 200 000 жетонов. А это около 800 000 грн – на такую сумму наши пассажиры теряли жетоны», – рассказывает Наталья Макогон.

В метрополитене использование электронных билетов еще и экономит время – пассажирам не нужно стоять в очереди за жетонами.

Для города внедрение такой системы позволит оптимизировать затраты на перевозки. Например, в наземном транспорте станут не нужны кондукторы. Кроме того, электронный билет уберет из оборота наличные, что даст власти точное понимание, сколько денег собирает коммунальный транспорт за перевозку. Такая система упорядочит и ситуацию с льготниками – некоторые перевозчики завышают количество перевезенных граждан льготной категории, чтобы увеличить суммы компенсации из бюджета.

«По данным ЕБРР, в городах Западной Европы потери при сборе выручки в городском транспорте составляют 2–3%, в Восточной Европе – 2–7%. В украинских городах есть потери в 25–40%. В первую очередь это происходит из-за использования бумажных билетов, человеческого фактора и отсутствия автоматического учета льготников», – отмечают в пресс-службе КГГА.

Как будет работать э-билет в Киеве? Пока у городских властей нет четкой концепции. Сначала рассматривалась возможность привязать оплату проезда в транспорте только к банковской карточке. Но проведенное исследование показало, что пассажиры не всегда доверяют свои карты оборудованию, которое считывает поездки. «Поэтому будем делать специальную транспортную карточку и предусмотрим возможность использования банковской», – говорит Илья Сагайдак, заместитель мэра Киева.

Планируется, что транспортной картой можно будет пользоваться так же, как и кредитной – например, положить туда деньги и делать покупки. На карте можно будет в ручном режиме настроить наиболее подходящий тариф или привязать к ней специальную программу, которая по итогам поездки сама высчитывает наиболее выгодный тариф для своего владельца. Например, в конце месяца система будет подсчитывать количество поездок, и если человек пользовался метро месяц – ему начисляют итоговую сумму по более дешевому тарифу, как месячный абонемент. Так, кстати, работает лондонская система Oyster.

Кроме Oyster, в КГГА изучают, как работает система электронных билетов в Таллине и Сеуле. «Подробно говорить о том, каким будет э-билет в Киеве, можно будет только после того, как определимся, какой суммой мы будем располагать для реализации проекта», – уточняет Юрий Назаров.

Сколько будет стоить городу реализация такого проекта? Точных расчетов еще нет. Но, например, для того чтобы во Львове оборудовать весь транспорт системой считывания проездных карточек и создать сервисный центр, потребуется около 10 млн евро; для такого города, как Днепр, – не менее $ 8 млн. В Киеве, по оценкам Юрия Назарова, понадобится около 15 млн евро. Яника Мерило, советник министра инфраструктуры Украины, инвестиции для Киева оценивает на уровне $ 15–20 млн.

Где возьмут деньги? Во Львове и Виннице решили обратиться за поддержкой к ЕББР, в Днепре собираются провести инвестконкурс. В Киеве рассматривают несколько вариантов. «Это может быть смешанный проект, где часть денег выделит городской бюджет, а часть – это будут заемные деньги. Мы ведем переговоры с ЕБРР и ЕИБ», – говорит Назаров.

Впрочем, в КГГА не исключают и работу с частным инвестором. По словам Ильи Сагайдака, Korea Smart Card Company готова инвестировать в развитие e-ticket в Киеве 700 млн грн. «Инвестор может получать процент с оплаты проезда. Кроме того, он может зарабатывать на сторонних услугах – подключать к карте э-билета различные опции, например, будет сотрудничать с сетью ресторанов или городскими кинотеатрами. В ЕБРР считают, что подобные проекты могут окупиться за 5–6 лет», – говорит Яника Мерило.

Что может помешать? Законодательные сложности уже устранены: 7 февраля 2017 вступил в действие закон о введении автоматизированной оплаты в городском пассажирском транспорте, урегулировавший юридический статус электронного билета.

Но в Киеве есть нюанс: в КГГА уже четвертый год подряд продолжается хозяйственный спор с компанией «Альфа Пей», которая в 2011 году выиграла городской конкурс на разработку и внедрение системы электронного билета в Киеве. Мэрия расторгла с ней договор, в ответ компания выставила городу претензии на сумму 1,3 млрд грн. На прошлой неделе КГГА выиграла суд в первой инстанции, но полностью этот вопрос еще не закрыт.

Есть и ментальные особенности, которые замедляют переход на систему е-ticket. Например, чтобы ускорить переход с жетонов на карточки, киевскому метрополитену пришлось применить жесткие меры: в подземке стали заклеивать отверстия для приема жетонов и ограничили продажу жетонов до двух штук в одни руки.

Сейчас, по словам Натальи Макогон, жетонами пользуются около 40% пассажиров, в 2015 году таких было 60%.

Сколько нужно времени, чтобы внедрить систему электронного билета в Киеве? В КГГА говорят, что система для э-билета заработает со второго квартала 2018 года. Мировой опыт говорит, что времени потребуется гораздо больше. Например, в Белграде, при стабильном финансировании и поддержке ЕБРР, реализация этого проекта заняла пять лет.

Приведет ли введение электронного билета к подорожанию проезда в городском транспорте? Скорее всего, да. По словам Ильи Сагайдака, обычно в таких проектах инвестор забирает себе 8–10% от стоимости поездки. Но даже если не включать отчисления инвестору, стоимость проезда все равно нужно будет пересматривать.

Как неоднократно отмечали столичные перевозчики и отраслевые руководители, тарифы в коммунальном городском транспорте уже много лет не окупают стоимости затрат на перевозку.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате