Звезды над бампером: чем закончится эпопея с «литовскими» авто
Митинг в правительственном квартале стал «лакмусовой бумажкой» взаимодействия государства с гражданами и проверкой гибкости законотворческих процессов

Протест собственников машин на европейских номерах закончился тем, что правоохранители оттеснили митингующиих из правительственного квартала. Тем не менее власть пообещала решить проблему и уже готовит законопроект, который должен поставить точки над «і». Но на самом деле проблема «литовцев» – лишь показательный пример комплексных проблем украинской экономики и несовершенства законодательной базы.
В чем суть? На сегодняшний день в Украине по разным оценках находится 1,5–2 млн. нерастаможенных автомобилей.Львиная доля их владельцев пользуется пробелами в законодательстве, ссылаясь на так называемую Стамбульскую конвенцию, которая позволяет временное нахождение нерастаможенных автомобилей в Украине. Фактически речь идет о юридической коллизии в украинском законодательстве, которая позволяла собственникам нерастаможенных авто формально не нарушать закон и ездить на дешевых машинах из Европы. Благодаря этому украинцы экономили от 3000 до 6000 евро, которые бы пришлось заплатить за растаможку автомобиля.
Что изменилось? Было очевидно, что история продлится недолго и рано или поздно государство возьмется за «литовцев». Это лето стало поворотным. По стране массово начали выноситься судебные решения о космических штрафах за нарушение правил пребывания авто в Украине – от 100 000 грн до 1,5 млн грн в зависимости от стоимости автомобиля. Кроме того, еще в мае народный депутат от «Народного фронта» Максим Бурбак зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №4932 который должен заставить владельцев авто на иностранных номерах платить за один день нахождение в стране 2 евро (59 грн), за 1 неделю – 7 евро (207 грн), 1 месяц – 33,8 евро (1 000 грн), 1 год – 342, 2 евро (10 122 грн).
Чего добиваются собственники авто? Митинг в правительственном квартале анонсировался заранее, и организаторы обещали,что он станет едва ли не самым массовым протестом за последний год. Даже несмотря на то, что протестующие несколько переоценили свои силы, им удалось наделать достаточно много шума в столице, практически парализовав движение в центре, и стать главными ньюсмейкерами нового политического сезона. Требования собственников авто на еврономерах – легализация уже пригнанных в Украину машин и окончание «охоты на ведьм», которую в последние месяцы им устроила государственная вертикаль.

Акция протеста автолюбителей. Киев, 6 сентября 2017 года
Что пообещали? Представитель президента Украины в парламенте Ирина Луценко и глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина в унисон говорят о готовящемся компромиссном законопроекте, который должен учесть и интересы протестующих, и интересы государства. По их прогнозам, документ может быть внесен в зал Верховной Рады уже в ноябре. Содержание документа пока неизвестно, кроме одной принципиальной вещи – власть планирует полностью закрыть все схемы по «серому» транзиту нерастаможенных машин. Это остановит прирост числа незарегистрированных авто. Взамен будут радикально снижены таможенные ставки. По словам Южаниной, для 2-й категории автомобилей с объемом двигателя до 2200 куб. см все платежи обойдутся в 1000 евро, для следующей категории – 1200–1400 евро.
Как будут легализовать «литовцев? Учитывая то, что поток новых машин из Европы планируют прекратить, остро будет стоять вопрос о перспективах легализации уже ввезенных автомобилей. И именно с этим возникают серьезные проблемы. Если сделать тотальную амнистию, то власть фактически одобрит использование любых «серых» схем и создаст весьма опасный прецедент. С другой стороны, мы говорим уже о реальной частной собственности людей, за которую были уплачены деньги в условиях тотального протекционизма. Пока наиболее реальной альтернативой выглядит уплата одноразового штрафа в размере 8500 грн, который может быть реструктуризирован на несколько лет. Очевидно, придется вводить условный переходной период, который позволит выйти из этой ситуации без создания общественного конфликта.
Почему проблема важная и показательная? Следует понимать, что история с авто на европейских номерах гораздо глубже, чем кажется. Это не только индикатор общественного недовольства двойными стандартами и неразберихи в налоговой политике государства. Это симптом того, что в стране накопился целый ряд проблем, которые напрямую зависят от сложившейся экономической ситуации и рецептов решения которых у государства пока нет.
Проблема таможенных платежей не была столь актуальной, если бы государство установило справедливые пошлины. Размер пошлин не так бы раздражал украинцев, если бы протекционистские меры действительно приводили к производству качественных и дешевых отечественных автомобилей. К сожалению, пока речь идет о том, что общество и государство играет совершенно по разным правилам. Во многом эта ситуация напоминает не менее громкие скандалы с вкладчиками обанкротившихся банков, должниками этих же банков и жертвами строительных афер.
Во всех этих случаях общество раскалывается. Одних упрекают в поиске легких путей и напоминают о сознательных рисках, другим справедливо говорят о социально-экономической функции государства, которое совершенно не отвечает за коллапсы целых отраслей. И ситуация с «литовцами» – отличный повод задуматься над куда более глубоким подтекстом этих проблем.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].