Звезды над бампером: чем закончится эпопея с «литовскими» авто

Звезды над бампером: чем закончится эпопея с «литовскими» авто

Митинг в правительственном квартале стал «лакмусовой бумажкой» взаимодействия государства с гражданами и проверкой гибкости законотворческих процессов

Цей текст також доступний українською
Звезды над бампером: чем закончится эпопея с «литовскими» авто
Фото УНИАН

Протест собственников машин на европейских номерах закончился тем, что правоохранители оттеснили митингующиих из правительственного квартала. Тем не менее власть пообещала решить проблему и уже готовит законопроект, который должен поставить точки над «і». Но на самом деле проблема «литовцев» – лишь показательный пример комплексных проблем украинской экономики и несовершенства законодательной базы.

В чем суть? На сегодняшний день в Украине по разным оценках находится 1,5–2 млн. нерастаможенных автомобилей.Львиная доля их владельцев пользуется пробелами в законодательстве, ссылаясь на так называемую Стамбульскую конвенцию, которая позволяет временное нахождение нерастаможенных автомобилей в Украине. Фактически речь идет о юридической коллизии в украинском законодательстве, которая позволяла собственникам нерастаможенных авто формально не нарушать закон и ездить на дешевых машинах из Европы. Благодаря этому украинцы экономили от 3000 до 6000 евро, которые бы пришлось заплатить за растаможку автомобиля.

Что изменилось? Было очевидно, что история продлится недолго и рано или поздно государство возьмется за «литовцев». Это лето стало поворотным. По стране массово начали выноситься судебные решения о космических штрафах за нарушение правил пребывания авто в Украине – от 100 000 грн до 1,5 млн грн в зависимости от стоимости автомобиля. Кроме того, еще в мае народный депутат от «Народного фронта» Максим Бурбак зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №4932 который должен заставить владельцев авто на иностранных номерах платить за один день нахождение в стране 2 евро (59 грн), за 1 неделю – 7 евро (207 грн), 1 месяц – 33,8 евро (1 000 грн), 1 год – 342, 2 евро (10 122 грн).

Чего добиваются собственники авто? Митинг в правительственном квартале анонсировался заранее, и организаторы обещали,что он станет едва ли не самым массовым протестом за последний год. Даже несмотря на то, что протестующие несколько переоценили свои силы, им удалось наделать достаточно много шума в столице, практически парализовав движение в центре, и стать главными ньюсмейкерами нового политического сезона. Требования собственников авто на еврономерах – легализация уже пригнанных в Украину машин и окончание «охоты на ведьм», которую в последние месяцы им устроила государственная вертикаль.

Звезды над бампером: чем закончится эпопея с «литовскими» авто
Акция протеста автолюбителей. Киев, 6 сентября 2017 года
Фото: УНИАН

Что пообещали? Представитель президента Украины в парламенте Ирина Луценко и глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина в унисон говорят о готовящемся компромиссном законопроекте, который должен учесть и интересы протестующих, и интересы государства. По их прогнозам, документ может быть внесен в зал Верховной Рады уже в ноябре. Содержание документа пока неизвестно, кроме одной принципиальной вещи – власть планирует полностью закрыть все схемы по «серому» транзиту нерастаможенных машин. Это остановит прирост числа незарегистрированных авто. Взамен будут радикально снижены таможенные ставки. По словам Южаниной, для 2-й категории автомобилей с объемом двигателя до 2200 куб. см все платежи обойдутся в 1000 евро, для следующей категории – 1200–1400 евро.

Как будут легализовать «литовцев? Учитывая то, что поток новых машин из Европы планируют прекратить, остро будет стоять вопрос о перспективах легализации уже ввезенных автомобилей. И именно с этим возникают серьезные проблемы. Если сделать тотальную амнистию, то власть фактически одобрит использование любых «серых» схем и создаст весьма опасный прецедент. С другой стороны, мы говорим уже о реальной частной собственности людей, за которую были уплачены деньги в условиях тотального протекционизма. Пока наиболее реальной альтернативой выглядит уплата одноразового штрафа в размере 8500 грн, который может быть реструктуризирован на несколько лет. Очевидно, придется вводить условный переходной период, который позволит выйти из этой ситуации без создания общественного конфликта.

Почему проблема важная и показательная? Следует понимать, что история с авто на европейских номерах гораздо глубже, чем кажется. Это не только индикатор общественного недовольства двойными стандартами и неразберихи в налоговой политике государства. Это симптом того, что в стране накопился целый ряд проблем, которые напрямую зависят от сложившейся экономической ситуации и рецептов решения которых у государства пока нет.

Проблема таможенных платежей не была столь актуальной, если бы государство установило справедливые пошлины. Размер пошлин не так бы раздражал украинцев, если бы протекционистские меры действительно приводили к производству качественных и дешевых отечественных автомобилей. К сожалению, пока речь идет о том, что общество и государство играет совершенно по разным правилам. Во многом эта ситуация напоминает не менее громкие скандалы с вкладчиками обанкротившихся банков, должниками этих же банков и жертвами строительных афер.

Во всех этих случаях общество раскалывается. Одних упрекают в поиске легких путей и напоминают о сознательных рисках, другим справедливо говорят о социально-экономической функции государства, которое совершенно не отвечает за коллапсы целых отраслей. И ситуация с «литовцами» – отличный повод задуматься над куда более глубоким подтекстом этих проблем.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно