Сослужили службу: на чем УЗ возит пассажиров в пригород
И как компания в дальнейшем будет решать этот вопрос

На прошлой неделе Владимир Омелян, министр инфраструктуры, заявил о том, что в Украину могут завезти б\у немецкие электрички. По его словам, сейчас ведутся соответствующие переговоры с Германией. «Поверьте, бывшие в употреблении немецкие электрички в разы лучше, чем то, что мы имеем сегодня даже после модернизации», – сказал Владимир Омелян в эфире «5 канала». Двумя неделями ранее и. о руководителя ПАО «Укрзализниця» (УЗ) Евгений Кравцов лично тестировал модернизированную электричку, которая курсирует по маршруту Киев – Фастов.
Внимание руководителей профильных ведомств к пригородным поездам не случайно – среди всех пассажирских поездов у них самое худшее положение, как техническое, так и финансовое.
На чем возят пассажиров сейчас? Пригородное сообщение на железной дороге обеспечивают электропоезда, дизель-поезда, рельсобусы (рельсовые автобусы) и поезда, которые железнодорожники называют «бомбеи». Самое лучшее состояние должно быть у рельсовых автобусов – их износ достигает 18%, парк электричек изношен на 85%, дизель-поездов – на 99%, а «бомбеи» – это просто очень старые поезда, которые УЗ ставит на маршрут из-за нехватки другого подвижного состава.
Про электрички и дизель-поезда. Большая часть электричек представлена старыми электропоездами постоянного и переменного тока, которые были произведены еще в советское время на Рижском вагонном заводе, а позже их модификации выпускались на украинском предприятии «Лугансктепловоз» и российском Торжокском вагоностроительном заводе. В состав электропоезда входит от четырех до 10 вагонов. У железной дороги почти 350 электропоездов, из них 190 – поезда постоянного тока и около 160 – переменного тока.
Дизель-поезда ходят на неэлектрофицированных участках железной дороги. В состав входит от двух до шести вагонов. В основном это поезда, произведенные венгерским машиностроительным Ganz–MÁVAG и Рижским вагонным заводами задолго до того, как Украина стала независимым государством. Сейчас у украинского монополиста железнодорожного транспорта не менее 140 дизель-поездов.
«Бомбеи» и рельсовые автобусы. Рельсобус – вагон с кабиной для машинистов. Бывают двухвагонные составы. Они тоже ходят на неэлектрофицированных линиях. Это современная техника, которая в Украине представлена продукцией польского завода Pesa. Первый рельсобус железная дорога закупила в 2005 году. Сейчас у УЗ 13 таких рельсовых автобусов.
«Бомбеи» – неофициальное название. Это поезд с локомотивной тягой. Понять, почему железнодорожники так прозвали эти поезда, можно, только проехав на них в период высокого спроса. Формируют «бомбеи» из очень старых и разных пассажирских вагонов. В период пиковых нагрузок поезд так набивается, что не протолкнуться даже в тамбуре. Бывали случаи, когда пассажирам из-за «пробок» возле дверей, приходилось высаживаться через откидные форточки.
Почему поезда в таком состоянии? В УЗ ситуацию объясняют тем, что местные власти не хотят принимать участие в обновлении подвижного состава пригородных поездов. Норма, которая к этому обязывает местные власти, прописана в статье 10 закона «О железнодорожном транспорте», но за 25 лет только один раз УЗ приобретала поезд в кооперации: в 2012 году Приднепровская железная дорога купила рельсобус Pesa вместе с АР Крым.
Не компенсирует государство УЗ и провоз льготной категории граждан, а это, по данным железной дороги, основной пассажир пригородных поездов. С 2012 года УЗ не вернули за перевозку льготников в пригородном сообщении более миллиарда гривен. Кроме того, цена билета намного ниже себестоимости услуги по перевозке. За минувший год убытки УЗ от этого направления составили 4,7 млрд гривен.
Пригородное сообщение востребовано? В прошлом году загрузка электричек не превышала 60%, в связи с чем в УЗ приняли решение сократить на большинстве маршрутов количество вагонов в составе с восьми–десяти до четырех–шести. У рельсобусов, в зависимости от маршрутов, загрузка колеблется от 30% до 70% Но едва ли эти цифры можно назвать релевантными – контроля за количеством реально проданных билетов в УЗ нет. Турникетами оборудованы в основном железнодорожные станции в крупных населенных пунктах.
Тем не менее даже при таких факторах пригородное сообщение – значимый транспорт. Ежегодно эти поезда перевозят более 350 млн пассажиров, что почти в 8,5 раза больше, чем перевозят все пассажирские поезда дальнего следования.
Сколько нужно денег на обновление? По подсчетам транспортного эксперта Александра Кавы, в ближайшие годы УЗ нужно будет заменить около 300 электропоездов и 100 дизель-поездов для пригородного сообщения. Современный шестивагонный дизель-поезд стоит около $10 млн , электропоезд – $12–14 млн, чтобы осилить такую покупку УЗ потребуется минимум $4,6 млрд. В инвестиционном плане на 2017–2021 годы на свои нужды УЗ прописала $5,8 млрд, из которых на приобретение подвижного состава должно уйти $3,8 млрд. Но в эту сумму входит покупка и локомотивов, и грузовых вагонов, и пассажирских поездов для межрегионального сообщения.
Как решают проблему? Чтобы обеспечить перевозки на пригородных маршрутах, в УЗ инициировали ремонтные работы. В этом году железная дорога отремонтировала 80 вагонов пригородных поездов (40 секций, или восемь составов), что обошлось ей в 265,3 млн грн. В среднем такая модернизация электрички обходится железной дороге почти в десять раз дешевле, чем приобретение новой. Модернизация позволяет продлить срок эксплуатации, по данным УЗ, с шести до 16 лет.
В МИУ считают, что решением проблемы может стать в том числе и приобретение б\у электричек из стран ЕС. Будут ли в итоге закуплены те немецкие электрички, о которых говорил Омелян, – неясно. Конкретных решений на этот счет еще нет. Вообще к такой идее пока довольно много вопросов: не известно, во сколько обойдется их адаптация к железнодорожной инфраструктуре Украине и как будет решен вопрос с ремонтной базой и обеспечением запчастями.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].