Поднять и не бросить: как Украине стать успешным IТ-кластером

Поднять и не бросить: как Украине стать успешным IТ-кластером

И какие преграды для этого осталось преодолеть

Цей текст також доступний українською
Поднять и не бросить: как Украине стать успешным IТ-кластером
Фото pixabay.com

Как побудить взлетевшие стартапы не покидать Украину? А иностранных инвесторов заинтересовать во вложениях крупных сумм в отечественные проекты, оставляя «мозг» и производство в нашей? Какие новые каналы привлечения денег вскоре будут доступны украинским стартапам? На эти и другие вопросы попытались ответить эксперты на панельной дискуссии  «Проблемы и перспективы венчурного инвестирования в Украине», состоявшейся во время «UVCA ІТ дня».

Что имеем? Несмотря на войну и экономические перипетии, ситуация не плачевна. По словам основателя венчурного фонда AVentures Capital, главы наблюдательного совета UVCA Андрея Колодюка, в прошлом году у ассоциации было 89 инвестиций со средним чеком $500 000: «В 2017-м мы ожидаем, что общая сумма будет примерно в два раза больше». Напомним, ассоциация финансирует преимущественно состоявшиеся стартапы.

Начинающим проектам привлечь деньги немного сложнее. «Первые в венчурной цепочке – частные инвесторы, которые подключаются на ранней стадии, за последние несколько лет демонстрируют повышение интереса к инновационным технологическим проектам. Вместе с тем вижу тенденцию появления большого количества так называемых пассивных инвесторов. Эти бизнесмены очень осторожны, они скрупулезно оценивают риски, которые им придется нести на своих плечах. Стараются распределить инвестиции во времени. Поэтому пока достаточной активности с их стороны нет», – рассказала глава Совета UAngel, директор и управляющий партнер Detonate Ventures Наталья Березовская.

«Из года в год мы видим увеличение числа сделок. В 2016 году на нашей площадке было 47 сделок со средним чеком  $50 000. В этому году, надеюсь, дорастем до 70 сделок. Но денег не хватает: из 500 проектов, которые ежемесячно приходят к нам на площадку, только пять получают инвестиции, – отметил исполнительный директор Startup.Network Александр Сорока. – Если же стартапу на ранней стадии нужно хотя бы $500 000 – столкнется с трудностями. В Украине всего лишь несколько фондов, которые могут вложить серьезные деньги».

По словам сооснователя  1991 Open Data Incubator, основателя и руководителя SocialBoost Дениса Гурского, перспектива развития сектора у Украины есть: «За прошлый год мы выпустили 36 проектов , которые смогли поднять $500 000. Мне кажется,  для базового, первоначального уровня проектов – это очень неплохие показатели».

Что такое фонд стартапов? Чтобы двигаться быстрее, прежде всего важно помочь «ранним» проектам найти деньги, полагают спикеры. «Пока нет поддержки ни со стороны доноров, ни госорганов, самый первый период жизни стартапов отдан на откуп только частным инвесторам. Поэтому нужны фонды совместного инвестирования, поддержка государством хабов, акселераторов – тех экосисмем, в которых стартапы могут развиться до определенного уровня», – подчеркнула Наталья Березовская

Заместитель министра финансов Оксана Маркарова сообщила, что правительство нацелено создать такой фонд для поддержки стартапов на ранней стадии. В проект госбюджета-2018 уже заложено 50 млн грн. «Пока эта первая небольшая сумма. Как показывает израильский опыт, в фонде стартапов может прогореть 90% инвестиций. Но мы готовы рисковать. Для государства важно простимулировать отрасль. Мы хотим, чтобы наши студенты не уезжали из Украины, а пытались в своей стране развивать свои проекты. Нужно дать возможность, тогда у нас из тысячи стартапов будет не два-три успешных, а, скажем, 20. Это станет прорывом как в IТ-индустрии, так и в целом для страны».

Зачем нужен Фонд фондов (ФФ)? Это еще одна инициатива, которая может состояться при поддержке правительства. «Фонд фондов позволит привлечь инвестиции в Украину. Государство будет его соинвестором. Средства из ФФ пойдут в существующие фонды. Те в свою очередь получат возможность больше инвестировать. KPI Фонда фондов очень простой – 1000 новых инвестиций со средним чеком $100 000. Это будут как раз те первые деньги для стартапов, которые сегодня так сложно найти», – пояснил Андрей Колодюк, который продвигает инициативу.

По словам Оксаны Маркаровой, в ФФ государство будет инициативным инвестором, который позволит привлечь большое число международных финансовых институтов: «Надеемся, основную долю вложат международные инвесторы, а правительство – 5–10%. Государство имеет ресурс, политическую волю и потребность ускорить экономический рост. Однако государство – не самый эффективный собственник. Став соинвестором, мы получим технологическую экспертизу, прозрачность, опытных руководителей. Можно будет отойти в сторону и получать удовольствие и прибыль».  

Фонд фондов может начать функционировать в следующем году. Вместе с тем замминистра финансов подчеркнула, что  для государства важно повысить ВВП, а для этого проинвестированные стартапы  должны оставаться в стране: «Пока тяжело убедить коллег. Они спрашивают, где сейчас ваш IТ? На Кипре, в Делавере. Если бы индустрия могла гарантировать, что остаемся, процесс бы пошел быстрее».

Почему ICO – еще один перспективный канал привлечения инвестиций? «ICO изменило отрасль венчурных инвестиций. Никогда раньше стартапы на ранних стадиях не могли собрать такое количество денег, какое получают сейчас. ICO поражает воображение, ломает все правила. Венчурные инвесторы в шоке. Конечно, как в любой новой отрасли, будет много скандалов, провалившихся проектов, обиженных инвесторов. Но для Украины, на мой взгляд, ICO чуть ли не единственный шанс затянуть в страну большие инвестиции», – подчеркнул Александр Сорока.

По словам Андрея Колодюка, сегодня Швейцария, Гибралтар, остров Мэн и Эстония конкурируют, чтобы стать тем центром, где все проекты ICO будут регистрироваться и платить налоги. У Украины тоже есть шанс присоединиться к конкуренции. «Если бы наша страна сегодня могла заявить, что не препятствует процессу, она бы могла вырваться в лидеры и затянуть сюда стартапы, которые проводят мировые ICO», – считает Александр Сорока.

Спикеры полагают: прорыв удастся, если государство не станет перегибать палку. «Иногда государству полезно не вмешивается, – заявила замминистра финансов. – Мы не хотим вести себя как слон в посудной лавке, поэтому вначале хотели бы услышать мнение бизнеса, что нам нужно делать, чтобы Украина смогла получить максимум в этой ситуации».

Бизнес в ответ предложил пока двигаться по пути саморегуляции ICO. «IТ-рынок вырос благодаря не регулированию государства. Недавно общались с международными инвесторами. Нас спрашивали, лучше в Украину или на Гибралтар. Нам дали понять, если государство не будет регулировать – они придут, если же начнет – будут сравнивать правила игры», – рассказал Андрей Колодюк.

Как удержать крупных иностранных инвесторов в стране? Прежде всего нужны базовые гарантии со стороны государства, отметили спикеры. «Крупные иностранные инвесторы заходят в Украину, но не остаются, они вывозят сырье, производства, таланты. Наша страна все еще ассоциируется с коррупцией и конфликтами. Поэтому мы должны изменить бренд «Украина». Со стороны государства нужны базовые вещи, которые станут предпосылкой любой успешной инвестиции. Во-первых, инвесторы ожидают стабильной судебной системы. Они хотят быть уверены, что их имущественные права, особенно интеллектуальной собственности, защищены. Это первостепенная проблема. Потому что инвесторы нас бояться. А пока они будут бояться – станут  вывозить мозги из страны. Во-вторых, для инвесторов важен свободный оборот средств, чтобы они могли спокойно забирать дивиденды», – подчеркнул директор Офиса по привлечению и поддержке инвестиций Даниэль Билак.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно