Чей Киркук: армия Ирака захватила «Курдский Иерусалим»

Чей Киркук: армия Ирака захватила «Курдский Иерусалим»

Почему две главные силы, воевавшие на стороне США против ИГИЛ, решили сразиться друг с другом

Цей текст також доступний українською
Чей Киркук: армия Ирака захватила «Курдский Иерусалим»
Фото: Planet Radio

В Ираке вот-вот может разразиться очередная война, хотя страна едва начала стабилизироваться после свержения Саддама Хусейна и изгнания ИГИЛ. 16 октября, спустя три недели после проведения в курдской автономии скандального референдума о независимости, правительственные войска Ирака и шиитские ополченцы вторглись в богатую нефтью провинцию Киркук, находившуюся под контролем курдов с 2014 года.

На прошлой неделе правительственная армия Ирака достигла переломной точки в победоносной войне против ИГИЛ – она подавила последние очаги сопротивления исламистов в 100-тысячном городе Хавига в западной части провинции Киркук. Отсюда иракские войска, как ожидалось, должны были переместиться на запад, чтобы дожать боевиков ИГИЛ у границ с Сирией.

Однако в понедельник конвой бронетехники элитных Антитеррористических сил Ирака совершил молниеносный марш-бросок на столицу провинции – город-миллионник Киркук, находящийся в 45 км от Хавиги. Иракские солдаты обратили в бегство курдские военизированные формирования Пешмерга и за считанные часы захватили центральные административные здания, городской аэропорт, нефтяные месторождения Бей Хасан и Баба-Гургур, а также стратегическую военную базу K1.

«Это было похоже на повальное отступление Пешмерги из города и его окрестностей. Очень удивляет то, с какой скоростью пал Киркук. Иракской армии потребовалось около 15 часов для захвата города. Среди уходящих из города многие разозлены этим отступлением, а многие просто сильно напуганы и стремятся убраться отсюда как можно быстрее», – описывает ситуацию с места событий корреспондент Al Jazeera Чарльз Стрэтфорд.

Почему Киркук? Киркук находится за пределами международно признанной курдской автономии. Пешмерга заняла этот город и его окрестности 12 июня 2014 года после того, как здесь образовался вакуум власти, – иракская армия отступила отсюда после сдачи исламистам Мосула, а ИГИЛ не пришел, сосредоточив силы на захвате других территорий. С тех пор между курдами и центральным правительством не было заключено никаких соглашений о том, кто должен контролировать Киркук и здешние богатые нефтяные месторождения.

Чей Киркук: армия Ирака захватила «Курдский Иерусалим»

Примечательно, что город Киркук всегда был этнически диверсифицированным: право считать его своим у курдов оспаривают арабы-сунниты и туркмены. Согласно переписи 1957 года, туркмены составляли даже большую долю населения (37,6%), чем курды (33,3%). Проводя в Киркуке политику «арабизации», Саддам Хусейн и его предшественники осуществляли экономическое давление на представителей этнических меньшинств, ущемляли их в правах и даже прибегали к насильственной депортации. Это существенно уменьшило долю туркменов и курдов в Киркуке, но привело к росту националистических настроений и повысило символическую значимость этого города. Курды стали называть Киркук «своим Иерусалимом» и принялись активно переселяться в него после свержения режима Саддама Хусейна.

«Взлет и падение ИГИЛ в Ираке многое изменил. Взлет ИГИЛ продемонстрировал чрезвычайную слабость Багдада, послав курдам сигнал, что они могут двигаться вперед к обретению независимости или как минимум к получению большей доли от нефтяных доходов. Что касается падения ИГИЛ, оно позволило курдским военизированным формированиям существенно усилить свои стратегические позиции путем оккупации Киркука», – пишет профессор международного права Гарвардского университета Ной Фельдман.

И почему сейчас? Киркук стал важной экономической опорой курдов. Курдская автономия экспортирует 600 000 баррелей нефти в день через территорию Турции и в меньшей степени – Ирана. Почти половину этого объема (около 250 000 баррелей в день) они добывают на трех месторождениях в провинции Киркук.

Военное доминирование в провинции Киркук побудило курдов сделать следующий шаг вперед – вынести на референдум вопрос о независимости подконтрольных им регионов, включая Киркук. Референдум без согласия иракских властей был проведен 25 сентября, и 93% принявших в нем участие поддержали отделение Курдистана от Ирака.

«У курдов в Киркуке был весомый резон провести референдум именно в прошлом месяце. С точки зрения курдов для этого никогда не было времени лучше. Правительство Багдада находится в союзе с Ираном, который ненавидят власти США. И если Багдад начнет отвоевывать Киркук, от американцев следует ожидать того, что они останутся в стороне от конфликта», – рассуждает Ной Фельдман.

Кто как отреагировал? Ситуация в Киркуке накаляется, так как стороны демонстрируют нежелание идти на компромисс и обвиняют друг друга в эскалации насилия.

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади, который одновременно является и главнокомандующим армии страны, на своей странице в Facebook обосновал военную операцию в Киркуке необходимостью выполнить конституционный долг и защитить единство страны и ее национальные богатства. Организовавшие референдум власти Курдской автономии, по его словам, создают серьезную угрозу Ираку и его населению.

В свою очередь руководство Пешмерга в заявлении, опубликованном курдским агентством Rudaw, назвало вчерашние события в Киркуке «объявлением войны народу Курдистана» и пообещало заставить правительство Ирака «заплатить большую цену за это нападение».

Что произойдет дальше? Захват Киркука изменил баланс сил в пользу Багдада. Правительство аль-Абади постарается использовать это преимущество, чтобы убедить курдов признать недействительным свой референдум о независимости и отказаться от дальнейших попыток создать суверенное государство.

При наилучшем развитии событий Багдад разрешит курдам продолжать добычу нефти в Киркуке, и Пешмерга будет воздерживаться от боевых действий, чтобы не лишиться этой привилегии. По другой версии, Багдад и курды будут вести друг против друга ограниченные боевые действия в провинции Киркук, пытаясь заставить противника пойти на уступки.

Самый страшный сценарий – в том, что небольшие боестолкновения могут перерасти в полномасштабную региональную гражданскую войну, в которую вступит Иран на стороне Ирака. Чтобы воспрепятствовать усилению влияния Ирана в регионе, американский президент Дональд Трамп может предоставить военную поддержку курдам. В этом случае конфликт в Киркуке приведет к катастрофическим последствиям.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно