5 трамплинов для ІТ-рынка

5 трамплинов для ІТ-рынка

Как увеличить на 50% капитализацию 10 крупнейших украинских IT-компаний, которая уже превышает $4 млрд

Цей текст також доступний українською
5 трамплинов для ІТ-рынка
Фото: pixabay.com

По оценкам PwC, экспорт IT-услуг за последние три года вырос на 58% – до $3,2 млрд. IT стала единственной из крупных украинских отраслей, продемонстрировавших рост, а не падение за этот период. Стремительно возрастающий спрос на ІТ-услуги и продукты на мировом рынке, миграция капитала из нефтяных компаний в технологические индустрии предоставляют Украине прекрасный шанс серьезно ускорить темпы роста. Как не упустить этот шанс? Об этом рассуждали топы ведущих украинских IT-компаний и представители госсектора на «ITFutureTalks: регулирование рынка разработки ПО», организованного BRDO.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

Покорение внешнего рынка. $1,2 трлн – таков объем мирового рынка IT-услуг за 2016 год. Украинские разработчики, считающиеся одними из лучших в мире, пока занимают очень малую его долю. «В последние три года мы сбавили темпы. Одна из важнейших целей – возродить прежние 25–30% ежегодного роста. Зачем просить миллиардные кредиты у МФВ, которые всем нам придется отдавать с процентами, когда наша индустрия может приносить не $3 млрд, а значительно больше? В мире есть страны, которые зарабатывают не единицы, а десятки миллиардов долларов только в этом сегменте. К примеру, Израиль «добывает» около $30 млрд в год на экспорте», – подчеркнул руководитель «ЕРАМ Украина», президент ассоциации «ИТ Украины» Юрий Антонюк.

По его словам, у Украины – отличные возможности воспользоваться огромным спросом на глобальном рынке и раз в три года удваивать объем экспорта. «Если бы не было спроса, то в страну, в которой война и большая коррупция, заказчики не пришли бы. Они вынуждены сюда идти, потому что в мире нет достаточно квалифицированных специалистов», – отмечает Антонюк.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов рассказал, что одним из драйверов может стать создание панвосточноевропейской платформы для IT. «Ни рынок Украины, ни Словении, ни Венгрии сам по себе недостаточен для того, чтобы обеспечить спрос для большой ІT-компании. Платформа поможет создать для этих стран более глобальный внутренний рынок. Идея запуска такой платформы обсуждалась на прошлой неделе в Вашингтоне, во время ежегодного собрания МВФ и группы Всемирного банка», – напомнил чиновник.

Стимуляция спроса внутри страны. По словам Юрия Антонюка, до 2014 года оборот внутреннего рынка составлял около $200 млн (10–15% общего объема рынка), и основным заказчиком было государство. «В основном финансировались инфраструктурные проекты. К примеру, сумасшедшие деньги закапывались в дата-центры при каждом министерстве. Бизнес же практически ничего не заказывал. И в последние годы существенной активности не видно. Знаю единичные успешные проекты. Terrasoft для внутреннего рынка делает качественный СRM, Jelastic– облачную платформу. Но для многих украинских бизнесов IT остается только затратной частью. А предприятия, которые внедряют технологические инновации, например, в агро, покупают уже готовые зарубежные решения с софтом. Фактически нет спроса. Рынок схлопнулся. По моим субъективным оценкам, сейчас упал на порядок – до $20 млн», – пояснил Mind проблему Юрий Антонюк.

По его мнению, для эффективного развития страны в идеале соотношение внутреннего и внешнего спроса должно быть 50/50. Поэтому государству очень важно сфокусироваться на формировании внутреннего рынка. Отличный пример продемонстрировала Эстония, которая создала платформу госуслуг и открыла доступ к ней коммерческим структурам.

Президент Miratec Николай Роенко полагает, что проблему усугубляет неудачный запуск некоторых проектов для госсектора. «На внутреннем рынке пока видим эффект отложенного спроса, хотя развитие экономики требует диджитализации всех процессов. Подкачивают и без того скудный рынок провальные проекты: системы декларирования, оценивания качества. С одной стороны, мы говорим, что 11 украинских IT-компаний входят в топ-100 мировых. А с другой – критические для страны проекты почему-то отдают делать непрофессионалам. Подход должен меняться», – считает он.

В ответ представитель госорганов Максим Нефедов отметил, что в данный момент государство – не лучший заказчик. «Плохо и с деньгами, и с планированием. Государство не всегда может разработать качественное ТЗ. Поэтому мы просим IT-рынок помочь. МЭРТ открыт для предложений. Мы со своей стороны пытаемся открывать данные, реестры, чтобы IT-компании могли создавать на их базе новые сервисы, продукты. Перевод госданных в онлайн создаст огромный рынок, на котором, уверен, бизнес найдет возможности заработать», – пояснил он.

Предсказуемые правила игры. Многие IT-компании используют упрощенную систему налогообложения. Представители госорганов периодически грозятся увеличить налоговую нагрузку, заявляя о важности равных условий для всех отраслей и, вероятно, полагая, что из IT можно «выдоить» больше. Спикеры поясняют, почему чиновники «немного» заблуждаются.

«Сумма прямых налогов и сборов, уплаченных представителями отрасли за последние три года, выросла на 88% – до 7,1 млрд грн в 2016-м. Учитывая, что подавляющее большинство затрат IT-компаний связано с оплатой труда специалистов, сектор очень чувствителен к условиям налогообложения. Если компании сырьевых отраслей экономики тратят на такие налоги не более 3% от своего дохода, то IT-компании – 19%», – объяснил руководитель сектора IT BRDO Александр Кубраков.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

Несмотря на использование упрощенки, украинские разработчики вошли в свежий рейтинг 100 крупнейших налогоплательщиков Украины, согласно данным ГФС. «В первой двадцатке этого списка – три IT-компании. «ЕРАМ Украина» – вторая в рейтинге после «Укргазвыдобування». Мы платим больше налогов, чем некоторые крупные компании других отраслей, заявляющие, что они «белые» и «чистые». При этом их нет в топ-100. IT-бизнес вносит достаточно налогов. Если создать условия для развития, будет платить еще больше», – заявил Юрий Антонюк.

По словам соучредителя Sigma Software, главы IT-комитета ЕБА Владимира Бека, «институт» ФЛП дает украинскому IT существенное конкурентное преимущество на мировых рынках. «Кроме того, традиционный КЗоТ жутко зарегламентирован. Нюансы командировок, трудовые инструкции, передачу прав на интеллектуальную собственность – все эти тонкости в традиционных трудовых отношениях не пропишешь. Модель ФЛП, возможно, некогда станет гарвардским кейсом, который будет рассказывать, как Украина смогла создать культуру IT-предпринимателей», – прогнозирует он.

Максим Нефедов уверен, что изменений правил игры в ближайшее время не предвидится. «Каждый бизнес хочет платить настолько мало налогов, насколько ему позволяет закон. Желание бизнеса пользоваться упрощенной системой абсолютно справедливо. Мы – за сохранение конкурентного налогового поля. Но должно быть движение к общему «знаменателю». Есть примеры, когда налоговая оптимизация зашкаливает. Когда в офисном сейфе лежит 400 печатей ФЛП сотрудников – это перебор. Давайте пользоваться либеральными условиями разумно, не создавая самим себе рисков. Понимаю, что злоупотребляет один из сотни, но тень падает на всех», – подчеркивает госчиновник.
 
Упрощение миграционной политики. Не секрет, что на рынке – огромный кадровый голод. Развитые страны успешно хантят наших высококвалифицированных айтишников. При этом отечественные ІТ-компании пытаются заманивать в страну иностранных разработчиков. Но государство не спешит упрощать громоздкие процедуры для легального трудоустройства иностранцев. «Украина – в десятке стран по числу эмигрантов. Миграция – глобальная тенденция. Вряд ли в ближайшее время мы остановим отток квалифицированных кадров. Поэтому нам нужно переманивать их из других стран. Хочется надеяться, что государство наконец сможет создать нормальные условия. Например, как в Эстонии, где за две недели можно легально оформиться и работать на таких же условиях, как и местные специалисты. А не месяцами стоять в очередях в коридорах без света», – подчеркнул Юрий Антонюк.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

Рост капитализации. По оценке BRDO, капитализация 10 крупнейших украинских IT-компаний сегодня превышает $4 млрд. «В отличие от сырьевых гигантов, их стоимость базируется на человеческом капитале. При условии обеспечения государством стабильных условий ведения бизнеса, в частности налогообложения, а также урегулирования нескольких регуляторных препятствий капитализация может вырасти до $6 млрд к 2020 году», – предполагает Александр Кубраков.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

Управляющий директор GlobalLogic в Украине Игорь Беда уточнил, что в Украине уже есть ІТ-компании, капитализация которых превышает $1 млрд. По ряду причин, они не хотят об этом заявлять.

5 трамплинов для ІТ-рынка
Источник: BRDO, Зеленая книга «Регулирование рынка разработки программного обеспечения»

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно