Освобождение или разрушение: халифат ИГИЛ превращен в руины

Освобождение или разрушение: халифат ИГИЛ превращен в руины

Отвоеванные «столицы» Исламского государства – города Ракка, Мосул и Марави – похожи на постапокалиптические пустыни

Цей текст також доступний українською
Освобождение или разрушение: халифат ИГИЛ превращен в руины
Мосул, Ирак
Фото: gettyimages

Самопровозглашенный халифат ИГИЛ потерпел ряд сокрушительных поражений и потерял свои главные оплоты в Ираке, Сирии и на Филиппинах. 10 июля армия Ирака завершила «мать всех сражений» и очистила от боевиков двухмиллионный город Мосул. 17 октября сирийские оппозиционеры при поддержке США закончили «великую битву» за 220-тысячную Ракку. А 23 октября филиппинские военные после пятимесячного штурма восстановили контроль над 200-тысячным Марави. Mind предлагает узнать, какой ужасной ценой достались победы «освободителям» этих городов.

Ракка, Сирия

Освободительная операция длилась 130 дней (13 января – 17 октября 2017 года)

Почти четыре года назад, 13 января 2014-го, боевики ИГИЛ захватили сирийскую Ракку и вскоре после этого объявили ее столицей своего халифата. На протяжении последующих трех лет и трех месяцев Исламское государство координировало из Ракки свою военную экспансию и на пике могущества осуществляло контроль над территорией размером с Венгрию и с 8-миллионным населением.

Городская площадь Ракки с круговым движением Аль-Наим получила печальную славу как «карусель ада». Исламисты использовали ее для массовых казней и съемок пропагандистских видео, благодаря которым смогли привлечь в свои ряды десятки тысяч иностранных наемников.

Подступиться к Ракке и начать операцию по ее освобождению антиигиловская коалиция SDF смогла 6 июня 2017 года. Отряды курдских и арабских повстанцев при поддержке США, Франции и Британии с трех направлений пошли в наступление на город, и к 24 июня взяли в полное оцепление Ракку и около 4000 оборонявших ее боевиков. Так как за три с половиной года оккупации исламисты успели превратить город в крепость, защищенную минными полями и испещренную лабиринтами тоннелей, наземные войска продвигалась вглубь города очень медленно, расчищая путь с помощью артиллерии и авиации.

Освобождение или разрушение: Халифат ИГИЛ превращен в руины
Ракка, Сирия
Фото: gettyimages

По данным базирующейся в Британии мониторинговой компании Airwars, по городу было нанесено 3829 авиаударов (один авиаудар мог включать несколько бомб и поражать несколько целей), которые стали главной причиной разрушений и гибели мирного населения. На момент начала штурма Ракки в городе оставалось около 200 000 жителей. По подсчетам правозащитной организации Human Rights, 1854 гражданских погибло, в том числе 1058 вследствие авиаударов, 191 – из-за действий наземных войск антиигиловской коалиции, 311 человек подорвались на установленных исламистами минах или были убиты боевиками ИГИЛ.

К началу октября 90% зданий в Ракке были частично или полностью разрушены, после чего многие исламисты, лишившиеся мотивации защищать развалины, согласились на переговоры о сдаче. 14 октября большая часть защищавших Ракку боевиков под прикрытием живого щита из 400 гражданских эвакуировались из города. А спустя два дня были подавлены последние очаги сопротивления исламистов в районах Аль-Андалус и Аль-Матар и состоялось торжественное водружение новых флагов на площади Аль-Наим.

Участники антиигиловской коалиции описывают эту победу высокопарно. В пресс-релизе коалиции SDF освобождение Ракки названо «финальной главой в эпической борьбе против сирийского терроризма», а руководитель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд назвал ее «точкой перегиба» в войне против ИГИЛ.

Аналитики же дают негативные оценки и прогнозы. Американский журнал Foreign Policy считает, что освобождение Ракки запустит не предвещающую ничего хорошего «геополитическую игру престолов», а китайская газета South China Mourning Post и вовсе называет эту победу «открытием банки с червями». По мнению этих изданий, изгнание джихадистов из Ракки создаст вакуум власти, который постараются заполнить курды при поддержке США, арабские оппозиционеры при поддержке ненавидящей курдов Турции, а также правительство Башара Асада при поддержке Ирана и России. Это может подлить масла в огонь сирийской войны и привести к гораздо большим человеческим жертвам, чем если бы город оставался под контролем ИГИЛ.

Мосул, Ирак

Освободительная операция длилась 267 дней (16 октября 2016-го – 10 июля 2017 года)

Второй по величине город Ирака оказался под контролем ИГИЛ в июне 2014 года. Защищавшие Мосул солдаты и полицейские побросали технику и оружие и бежали под натиском относительно небольшой группы из 800–1500 боевиков. Город стал символом победы исламистов, а также приобрел религиозную значимость после того, как в конце июня 2014 года в Большой мечети Мосула лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади провозгласил создание «нового Халифата» и объявил себя его халифом.

Операция по освобождению Мосула и прилегающих к нему территорий, названная «Мы идем, Ниневия», началась 16 октября 2016 года. Она продлилась девять месяцев и была признана самой крупномасштабной военной операцией в мире за 13 лет с момента вторжения американских войск в Ирак в 2003 году. Для штурма Мосула была организована военная коалиция из 68 стран во главе с США. Основу более чем 100-тысячных наземных наступательных сил составили курдская военная группировка Пешмерга, новый обученный американскими инструкторами спецназ Ирака и шиитские добровольческие формирования. На момент начала штурма в городе оставалось около 6000 боевиков ИГИЛ и 1,2 млн жителей.

Имея более чем десятикратное численное превосходство, антиигиловская коалиция в первые дни операции наступала стремительными темпами. Двигаясь на Мосул с севера, юга и востока, иракские войска и отряды курдской Пешмерги быстро захватили десятки пригородных поселений, окружили восточную часть города и разбомбили мосты через реку Тигр, отрезав ее от основных сил ИГИЛ в западной части города. Захват восточной части города затянулся почти на три месяца – чем дальше вглубь города заходил спецназ, тем ожесточеннее становилось сопротивление боевиков. Наступление существенно тормозили заминированные боевиками дороги, снайперские и минометные обстрелы, точные сбрасывания взрывчатки с дистанционно управляемых дронов, а также смертники, нападающие на автомобилях в стиле «Безумного Макса».

Освобождение или разрушение: халифат ИГИЛ превращен в руины
Мосул, Ирак
Фото: gettyimages

В конце января, когда антиигиловская коалиция приступила к захвату густонаселенной западной части Мосула, трудностей прибавилось. Проходу техники мешали плотная застройка и рвы глубиной в несколько метров. Позиции исламистов защищали живые щиты – сотни тысяч жителей города не пожелали или не смогли покинуть зоны боевых действий в Западном Мосуле. Пользуясь этим, боевики ИГИЛ размещали снайперов на крышах домов, где проживали семьи с детьми, а боеприпасы складировали в подвалах школ и больниц. Самолеты антиигиловской коалиции рассыпали в подконтрольных ИГИЛ районах Западного Мосула листовки с призывами к гражданскому населению держаться подальше от позиций боевиков, однако это не предотвращало массовую гибель мирных жителей. В результате одного авиаудара 17 марта погибло сразу 150 человек, включая детей.

«Авиаудары вызывались для поражения снайперов ИГИЛ. Один авиаудар мог уничтожить двухэтажный дом и разрушить еще два дома, стоявшие по обе стороны от него. Они убивали огромное число людей», – пишет правозащитная организация Amnesty International. В июле штурм последних укреплений ИГИЛ в центре Мосула превратился в резню исламистов вместе с заложниками. Как пишет издание Middle East Eye, иракские военные получили приказ не брать пленных и не выпускать из оцепления ничего и никого. «Солдаты хвастаются, что на последних этапах битвы в Старом городе убили не менее 2000 боевиков ИГИЛ, многие из которых были иностранными наемниками. И никто не приводит число убитых женщин и детей. Бронированные бульдозеры ездили по руинам города взад и вперед, смешивая трупы с камнями, чтобы никто не узнал реальное число жертв кровавой бани в Мосуле», – пишет Middle East Eye.

Ссылаясь на отчет курдской разведки, газета Independent утверждает, что во время операции по освобождению Мосула погибло 40 000 гражданских. По данным ООН, 15 из 54 районов Западного Мосула разрушены до основания: в них уничтожены 32 000 жилых домов и вся инфраструктура, включая водопроводы, канализацию и общественные здания. Другие 23 городских района существенно повреждены.

Согласно данным агентства ООН по делам беженцев, спустя четыре месяца после освобождения Мосула свыше 793 000 жителей продолжают оставаться внутренними переселенцами. Чтобы сделать Мосул снова пригодным для жизни, не хватает денег – $1 млрд нужен только для подачи воды, электричества и восстановления другой базовой инфраструктуры. Также, по мнению многих аналитиков, для восстановления Мосула не хватает политической воли. В шиитском правительстве Ирака многие не хотят отстраивать инфраструктуру для преимущественно суннитского населения, а также боятся, что вместе с жителями в Мосул снова войдут боевики ИГИЛ и повторно захватят город.

Марави, Филиппины

Освободительная операция длилась 154 дня (23 мая – 23 октября 2017 года).

Как писал Mind в статье «Ад в Марави: ИГИЛ перенес войну на Филиппины», 200-тысячный мусульманский город в преимущественно католической стране в мае внезапно оказался под контролем радикальных исламистов. 23 мая две местные группировки «Мауте» и «Абу Сайяф», присягнувшие на верность ИГИЛ, захватили административные здания, водрузив на них черные флаги, взяли заложников, блокировали мосты и дороги и приступили к вооруженной обороне города. К 27 мая 90% населения Марави было эвакуировано, а 29 мая военное командование Филиппин объявило о восстановлении контроля над 90% территории города.

Власти обещали зачистить оставшиеся 10% территории Марави за считанные дни, однако операция затянулась на долгие пять месяцев. Интенсивные авиаудары и артобстрелы заставили многих местных лидеров усомниться в том, какую на самом деле цель преследуют Филиппины: зачистить мусульманский город от радикалов или стереть его с лица земли. «В Марави применили средства поражения избыточной мощности. Зачем? Ведь была возможность переговоров с «Мауте». Они были готовы принять условия капитуляции», – цитирует информагентство «Аль-Джазира» представителя Совета улама (мусульманских богословов. – Mind) в Марави Агакхана Шарифа.

Освобождение или разрушение: халифат ИГИЛ превращен в руины
Марави, Филиппины
Фото: gettyimages

Президент Филиппин Родриго Дутерте, создающий себе репутацию авторитарного и жесткого лидера, публично отказался от каких-либо переговоров с террористами. Освободительная операция, по официальной версии, закончилась освобождением из плена последних 20 заложников и истреблением последних 40 исламистов, оставшихся без живого щита.

Правительство Филиппин утверждает, что штурм был растянут на пять месяцев, чтобы минимизировать людские потери. По официальным данным, во время операции в Марави было освобождено 1780 заложников и уничтожено 920 боевиков. Потери солдат и полицейских составили 165 убитыми и 1400 ранеными, а мирных жителей в ходе боевых действий погибло лишь 45 человек. По данным министерства гражданской обороны Филиппин, после окончания освободительной операции 72 000 семей не смогли вернуться в Марави и остались жить в эвакуационных центрах. Министр обороны Дельфин Лорензана пообещал, что правительство в следующем году сможет выделить около $1 млрд и начать полномасштабное восстановление города.

Тем временем в филиппинских СМИ и соцсетях распространяются призывы сохранить руины в качестве исторического мемориала и напоминания о том, как терроризм может разрушить мирный город. «Я участвовал во многих программах восстановления городов после катастроф – сильных землетрясений, цунами и наводнений. Марави – это худшее, что мне доводилось видеть. Мы считаем, что нужно сохранить этот постапокалипсический пейзаж для урока будущим поколениям. Я рекомендовал оставить городские руины в нынешнем виде, и получил от властей провинции принципиальное согласие», – цитирует издание Inquirer  филиппинского архитектора и специалиста по городской застройке Фелино Палафокса.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно