Антон Волнянский: «Малый и средний бизнес – драйверы инноваций»
Как малый бизнес может вырастить хороший бренд с минимальными инвестициями

В рамках партнерского проекта, посвященного Школе бизнеса от «Новой почты», Mind публикует интервью с тренером курса «Маркетинг» Антоном Волнянским – маркетологом, стратегом и консультантом с 17-летним опытом работы в украинских и международных компаниях, а также в образовательных проектах (MBA International, Grinishyn Beauty School, WebPromoExperts, Business Platform, Маркетинговой школе Be F1rst, Startup Ukraine и др.).
Маркетинг и бизнес – две стороны одного целого. Антон Волнянский убежден, что даже малый бизнес может с минимальными инвестициями вырастить хороший бренд. А о том, что для этого нужно – подробнее в интервью.
– Какая у вас, как преподавателя Школы бизнеса «Новая почта», большая амбициозная цель? Чего вы ожидаете от повторного участия в этом проекте?
– Для меня существует два вида экономик: экономика прошлого – экономика ресурсов и экономика будущего – экономика инноваций. Именно малый и средний бизнес сейчас является драйвером нововведений. Крупные компании слишком медленные и архаичные в быстро меняющемся мире, и, думаю, мы будем наблюдать эру их угасания. Поэтому я активно делюсь знаниями, которые можно и нужно применять на практике. В результате проекта ожидаю увидеть группу более образованных, активных, думающих и ищущих предпринимателей, высококонкурентных как в Украине, так и за ее пределами.
– Вам нравится учить. Каким опытом вам больше всего хотелось бы поделиться со студентами?
-– Мой главный принцип в преподавании – делиться только теми знаниями и опытом, которые сам получил и прошел на практике. Бизнес-стратегии, системный маркетинг, бренд – это мои темы и мой опыт.
– Больше всего студенты Школы бизнеса ожидают от обучения знаний по инновациям. Какие инновационные подходы актуальные на сегодня в сфере маркетинга?
– Это прежде всего понимание того, как меняется клиент. А делает он это очень активно. Во-вторых, это изменение подходов в общении с клиентом с одностороннего «монолога» на диалог и взаимодействие. В-третьих, это использование современных каналов коммуникаций, например, диджитал. А суть бизнеса – продукты и бренды – остается незыблемой и неизменной.
– Какую роль играет правильный маркетинг в формировании плана ускорения бизнеса?
– Маркетинг в буквальном переводе с английского – «ведение рыночной деятельности». Я между понятиями «бизнес» и «маркетинг» ставлю знак равенства. Маркетинг – основной набор инструментов, который работает с ценностью продукта. А именно за ценность нам и платит клиент.
– Что такое маркетинг для малого и для среднего бизнеса? В чем разница?
– Маркетинг – это большой набор инструментов. Для каждого конкретного бизнеса выбираются те, которые релевантны именно для него. Выбор зависит от сферы бизнеса, его размеров, типа, готовности инвестировать и т. п. Параметров много, ведь бизнес – это многоуровневая игра.
– Каких специалистов по маркетингу следует нанимать в первую очередь и какие задачи перед ними ставить?
– Практический маркетинг предусматривает два вида задач – стратегические и тактические. Стратегические – это создание системы маркетинга (люди, процессы), понимание рынка, на котором работаете, знания клиента, осознание того, какой бренд и продукт вы ему предлагаете. Тактический маркетинг – это планомерное, шаг за шагом, воплощение в жизнь готовой стратегии. Для оптимизации инвестиций я все чаще рекомендую первую часть доверить специалистам, возможно, даже на аутсорсинг. И одновременно обязательно взять в штат «среднего» маркетолога, который пройдет все стратегические стадии бок о бок с профессионалом, переймет и сохранит в компании опыт, а тактику уже будет реализовывать самостоятельно, после того как стратег закончит работу.

– Может МСБ создавать сильные бренды? Что для этого нужно?
– Может. Но для этого нужна школа, система, а главное – понимание, что это такое – «бренд». Как показывает моя практика, к сожалению, адекватные знания есть лишь у единиц. Именно поэтому я стараюсь исправить эту ситуацию своей просветительской деятельностью.
– И какие средства надо вкладывать в создание бренда?
– Нижняя граница – ноль, верхняя – не ограничена. Даже в малом бизнесе вполне возможно с минимальными деньгами вырастить хороший бренд. Главное – упорство, единственное направление и терпение.
– Сколько времени нужно для его укрепления на рынке?
– Бренд – инвестиция средне- и долгосрочная. Исходя из моей моей практики, он становится эффективным через год-три активной работы, которая накапливает эффект «снежного кома». Сначала кажется, что все это дорого и не очень результативно. Но если не прыгать из стороны в сторону, двигаться планомерно и настойчиво, то через некоторое время информационное поле вокруг продукта накопится и начнет приносить результаты. Самый высокий результат для меня – это когда клиенты настолько довольны продуктом или услугой, что приводят новых.
– В каких случаях креативная стратегия ведет за собой деловую?
– Ни в каких. Сначала стратегия бизнеса, затем – бренд, и только потом креатив как производная. Бренд отвечает на вопрос: «ЧТО говорим клиенту?», Креатив: «КАК мы ему доносим то, что хотим сказать?».
– Что необходимо для формирования успешной команды?
– Честное понимание себя как человека и руководителя, своих жизненных ценностей и подходов к работе. И тогда придут нужные люди. Набор управленческих компетенций – это отдельная сфера знаний. Если вы замечательный специалист в конкретном деле, это не значит, что автоматически будете хорошим руководителем. «Управленческую мышцу» надо прокачивать осознанно.
– Как теперь меняется клиент и коммуникация с ним?
– Если коротко, то монолог превратился в диалог. С клиентом можно и нужно общаться в двустороннем формате.
– Клиенты сейчас хотят иметь персонализированный диалог с продавцом или компанией, предоставляющей услуги. Каждый клиент – индивидуальность. Маркетинговые решения лучше всего соответствуют этому вызову?
– Если клиентов немного, то живое, персонализированное, эмоциональное общение, подкрепленное простой CRM-системой на стороне бизнеса – идеальный вариант. Если клиентов много, то важна автоматизация основных процессов взаимодействия, четкие процедуры и достаточный для такого количества контактов ресурс.
– Клиент с высоким уровнем ожидания всегда стимулирует развитие бизнеса. Отличается ли коммуникация с ним от коммуникации с обычными покупателями?
– Когда ты получаешь положительный отзыв – тебе приятно. И все. А когда следует конструктивная критика и предложения – это очень ценная информация. Я, например, прошу, чтобы меня критиковали. Потому что это основной источник постоянного совершенствования и работы над собой.
– Насколько популярны в Украине модели бизнеса, основанные на ценностях? Как работает такая модель бизнеса?
-– Мы только входим в такую эпоху. И начинается это движение со стартапов и бизнесов, которые начинает молодежь. «Заработать деньги» – тоже в принципе ценность. Просто низкого уровня. А вот социально ответственные бизнесы, осознающие свою роль в развитии общества, улучшающие жизнь сообщества вокруг – только начинают появляться. И есть огромное желание, чтобы их было как можно больше!
– Какие ценности являются ориентиром для вас?
– Мои ценности в работе с людьми – честность, открытость, профессионализм, общий поиск смыслов, любовь к людям, вера в них и искреннее желание развиваться.