Сыграть в ящик: почему инициатива об ограничении количества международных отправлений не сработает
И как новацию воспринимает каждая из трех ведущих компаний на рынке

В четверг утром представители трех известных почтовых операторов впервые объединили усилия – они собрались на совместной пресс-конференции, чтобы рассказать СМИ, что они думают о последней инициативе нардепов об ограничении количества международных экспресс-отправлений.
Речь идет о законопроекте №6776-д, который приняла Верховная Рада 7 декабря 2017 года. В частности, документ разрешает ввозить в месяц только три отправления из-за рубежа на одного человека. За четвертое и больше придется заплатить НДС. Для первых трех посылок устанавливается норма – стоимость отправлений не должна превышать 150 евро. Сейчас на парламентском сайте нет финальной версии документа, поэтому со всеми предложениями ознакомиться более подробно невозможно.
Интересно, что эти нормы не были предусмотрены в тексте законопроекта, когда его принимали в первом чтении. Петр Порошенко еще не подписал законопроект, но те ограничения, которые предлагают его авторы, вызвали возмущение в обществе. На сайте президента инициирован сбор подписей под семи петициями против этой инициативы нардепов. Такая реакция вполне понятна, ведь, по официальным данным, почти 3,5 млн украинцев заказывают товары в онлайн-магазинах/маркетплейсах и пользуются услугами экспресс-доставки. В этом году, по данным Украинской ассоциации директ маркетинга, в страну поступит более 50 млн посылок из-за рубежа.
Инициаторы законопроекта обосновывают необходимость этого законопроекта дополнительными поступлениями в госбюджет и борьбой с контрабандой: действующее законодательство позволяет ввозить в Украину большие партии товара как частные заказы и не платить пошлины. Но, по мнению игроков почтово-логистического рынка, эти нововведения не сработают и принесут лишь дополнительные проблемы потребителям и операторам доставки, а также потребуют больших финансовых и временных затрат.
Mind публикует позицию трех основных игроков рынка – «Укрпошты», «Новой почты» и Meest Group, озвученные во время пресс-конференции.
Игорь Смелянский, и.о. гендиректора ОАО «Укрпошта»

Игор Смелянский
Этот закон невозможно технически внедрить. Между операторами нет общей базы, которая позволила бы понимать, сколько посылок в этом месяце получил потребитель. Более того, не понятно, как считать эти посылки. Представьте себе, что две посылки поступили в «Укрпошту», а еще две – частным операторам. Какую из этих посылок считать четвертой? Ту, объявленная стоимость которой составляет 27 евро, или ту, где стоимость – 5 евро? К тому же, мы не можем влиять на сроки доставки из-за границы, так отправления могут идти разными путями – и может так сложиться, что и посылка, которую потребитель заказал на следующий месяц, пришла в текущем, или наоборот, и стала четвертой и за нее придется уплатить НДС.
Сейчас таможенная служба проводит лишь выборочные проверки посылок. Не понятно, сколько займет времени и потребуется работников таможенной службы после принятием этого закона. Потому что, например, только для того, чтобы оценить стоимость заказа, таможенникам нужно будет проверить содержимое посылки и найти в интернете, сколько стоит аналогичный товар. Только для такой работы на одну посылку понадобится 30 минут. С этими изменениями теперь таких посылок надо будет проверить больше. А если представить, что посылок миллион? Все это очень быстро приведет к тому, что отправления просто встанут на границе, а наш клиент неизвестно когда получит свою посылку.
Интересно, что закон еще не вступил в силу, но в интернете уже можно разыскать советы, как его обойти. Кстати, есть опыт Беларуси, где установили, что без пошлины в страну можно ввозить отправленин, стоимость которого не превышает 22 евро. Поэтому сейчас наши отделения на границе с этой страной – одни из самых прибыльных, потому что белорусы на них заказывают свою доставку. Конечно, УП – госкомпания, и должна выполнять закон, но для этого государство должно ответить на вопрос, как это делать? А если честно, то и на вопрос – зачем нужен этот закон, что полезного он принесет клиентам и самому государству?
Инна Хомич, директор по правовым вопросам группы компаний «Новая почта»

Инна Хомич
Чтобы сработала предложенная система, база, которую ведет ГФС на каждого жителя Украины по индивидуальному налоговому номеру (ИНН), должна работать в разрезе каждого получателя международных отправлений и быть интегрированной с базой экспресс-перевозчиков. И тут возникает первый вопрос – кто такие экспресс-перевозчики и сколько их? Сейчас никто не ведет такого контроля. Поэтому ГФС невозможно будет определить, со сколькими участниками ей нужно интегрироваться.
Читая пояснительные записки к законопроекту, мы выяснили, что рассчитывать отправления предлагается за счет идентификации потребителя (заказчика товара или отправления) по ИНН. А что мы будем делать с лицами без гражданства или с иностранными гражданами, которые на вполне законных основаниях находятся в Украине? Мы должны отказать им в сервисе, но это незаконно.
Второй вопрос: если все экспресс-перевозчики и операторы почтово-логистической связи каким-то образом смогут присоединиться к базе ГФС или таможенной службы, то как же контроль за уплатой НДС? По мнению Минфина, процесс должен происходить так: при ввозе посылки [экспресс-перевозчикам и почтовым компаниям] нужно обратиться с запросом, контролирующий орган его обработает и даст ответ – какая это посылка по счету и сколько стоит товар. И если стоимость товара оценит больше чем в 150 евро или посылка будет четвертой и больше – отправление задержится до уплаты НДС.
Соответственно, все наши отделения должны быть постоянно подключены к сети интернет. Конечно, это обойдется нам очень «дешево», особенно «Укрпоште», которая имеет самую широкую сеть отделений в Украине. Учитывая уровень распространения интернета в стране, нам придется ограничиться городами-миллионниками и максимум областными центрами. Если у компаний нет таких средств, им придется ограничить количество отделений, где потребитель может получить свой заказ из Alibaba, Amazon и др. К тому же компаниям придется потратить огромные средства на внедрение и поддержку работы зеркальной ІТ-системы, которая объединена с ГФС и таможенной службой. Нам придется перезагрузить весь наш логистический процесс. И в итоге – увеличить тарифы.
Приведет такая система к задержанию посылок? По странному стечению обстоятельств 7 декабря в России Федеральная таможенная служба также запустила новые правила игры для международных отправлений на экспресс-перевозчиков: теперь они должны подавать ИНН и ссылку на сайт, где заказывался товар. Уже 9 декабря, через два дня, по сообщениям российских СМИ, тысячи посылок застряли на таможне.
Илона Коваль, ведущий юрист Meest Group

Илона Коваль
Этот законопроект грубо нарушает принцип Налогового кодекса, который заключается в экономичности – любое поступление налога в госбюджет должно быть выше, чем затраты на администрирование этого налога. Поступления в госбюджет вообще не станут больше, как рассчитывают инициаторы законопроекта, а, наоборот, упадут.
Существует опыт других государств. Например, в свое время в США пытались ввести подобные нормы, но очень быстро отказались от этой идеи: те поступления, которые получило государство, были гораздо меньше, чем расходы, которые оно понесло в связи с обработкой этой работы. Наоборот, после этого в США подняли планку беспошлинного ввоза почтовых отправлений (посылки объявленной стоимостью до $800 проходят без каких-либо ограничений, на отправление стоимостью до $2000 работники таможенной службы рассчитывают размер пошлины, которую должен оплатить получатель. – Mind). И только после превышения этой планки осуществляется контроль и расходуются средства на администрирование этого процесса.
Я уверена, что люди найдут 150 вариантов, как обойти эти нормы и заказать отправления так, чтобы не платить налоги. И, скорее всего, это приведет к тому, что количество заказов через почтово-логистических операторов уменьшится. А это компании, которые развиваются и здесь платят налоги. Если их объемы отправлений просядут – государство недополучит значительные средства.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].