Год больших сюрпризов: кого и чем рассердил госбюджет-2018

Год больших сюрпризов: кого и чем рассердил госбюджет-2018

И почему им недоволен МВФ

Цей матеріал також доступний українською
Год больших сюрпризов: кого и чем рассердил госбюджет-2018
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, министр финансов Александр Данилюк, заместитель министра финансов Сергей Марченко (справа налево) во время рассмотрения законопроекта о госбюджете на 2018 год в ВР, 7 декабря 2017
Фото УНIАН

Государственный бюджет Украины на 2018 год может быть переголосован парламентом 21 декабря. Причина тому – уточнения, вносимые в документ по просьбе Министерства обороны, требующего увеличения социальных выплат военнослужащим. Как заявил вчера, 18 декабря, спикер Верховной Рады Андрей Парубий, такая процедура предусмотрена регламентом. Однако есть вероятность, что принятие госбюджета вообще «аннулируют». По словам Парубия, на рассмотрении в профильном комитете находится несколько проектов постановлений об отмене голосования за бюджет. Они, предположительно, будут рассмотрены 20 декабря – за день до работы с поправками от оборонного ведомства. «После этого для меня, как председателя ВРУ, откроется возможность подписания бюджета и передачи его на подпись президенту Украины», – сказал Андрей Парубий.

Напомним, что Кабинет министров, анонсируя в сентябре проект госбюджета-2018, презентовал его как «…бюджет роста, который трансформирует экономические успехи в повышение уровня жизни украинцев». Но на деле главный финансовый документ страны, принятый Верховной Радой 7 декабря, оказался оторванным от тех реалий, в которых живет Украина.  Mind постарался проанализировать главную смету страны в нынешней редакции и выделить те аспекты, на которые министрам и депутатам следовало бы обратить особое внимание.

Что заложили? Депутаты запланировали по сравнению с 2017 годом рост доходов бюджета на 18,5% (до 914 млрд грн), а расходов – почти на 18% (до 989 млрд грн). И это при том, что налоговая база осталась практически неизменной, рост ВВП в 2018 году составит 3–3,5%, а инфляцию Кабмин намерен удержать в рамках 9%.

Тем не менее планы по сбору налогов впечатляющие. Налог на доходы физлиц должен принести в 2018 году госказне 91 млрд грн, что на 18% больше, чем в 2017 году, налог на прибыль – 82 млрд грн (рост более чем на 22%). Поступления от рентной платы превысят 46 млрд грн (падение по сравнению с 2017 годом на 8%), от акцизов, в том числе и с ввозимых на территорию Украины товаров, – 124 млрд грн (прирост на 10%). НДС, как внутренний, так и импортный, обеспечит бюджету свыше 384 млрд грн доходов, что на 27% превышает роспись 2017 года.

Что получим? На практике все это выльется в усиление фискального давления на налогоплательщиков. И на физлиц, и на бизнес. Например, из-за повышения минимальной зарплаты с 1 января 2018 года до 3723 грн возрастет нагрузка на компании, которые имеют в своем штате наемных сотрудников (речь идет об уплате НДФЛ и ЕСВ), а также на предпринимателей на упрощенной системе налогообложения. Ведь ставки единого налога для СПД второй и третьей групп привязаны к минимальной зарплате. Кроме того, все предприниматели платят ЕСВ за себя, базой для расчета которого тоже является «минималка».

Помимо этого, с 2018 года на 29,7% вырастет общая ставка акциза на табачные изделия, что отразится и на объемах поступлений акцизного налога в бюджет. Не удивляют и наполеоновские планы в отношении НДС. Да, депутаты сделали небольшой подарок бизнесу и на два месяца приостановили действие механизма блокировки НДС-накладных (законопроект №6776-д). Но за это время будут разработаны новые критерии, и система возобновит свое действие. Так что 2018 год явно пройдет под лозунгом борьбы со схемами и воровством НДС.

Налог на прибыль остается. И судя по тому, что поступления от него в 2018 году увеличатся, сложно даже предположить, какие аргументы и доводы должны привести сторонники налога на выведенный капитал Министерству финансов, чтобы добиться внедрения НнВК с 2019 года. Ведь ведомство Александра Данилюка, как известно, выступает против этого налога.

Предельный размер государственного долга к 31 декабря 2018 года не должен превышать 1,999 трлн грн. При этом, по данным Минфина, по состоянию на 31 октября 2017 года госдолг Украины уже перешагнул отметку в 2 трлн грн. Причем в течение будущего года правительство намерено занять еще 232 млрд грн (в 2017 году – 191 млрд грн). Хотя и отдать за 2018 год придется немало: выплаты по внутренним долгам составят 114 млрд грн, по внешним – 62 млрд грн.

Ключевыми статьями затрат в следующем году, как и ожидалось, стали силовые ведомства. В сентябре премьер Владимир Гройсман заявлял, что общие издержки на оборону достигнут 5% ВВП. В принципе так и произошло: бюджет Министерства обороны составит 86 млрд грн, Министерства внутренних дел – 66 млрд грн, Службы безопасности – 7,7 млрд грн.

На здравоохранение в 2018 году будет потрачено 27 млрд грн, на образование – 31 млрд грн, на социальные цели – 150 млрд грн. Правда, почти 139 млрд грн из этой суммы достанется Пенсионному фонду. Традиционно на покрытие дефицита.

До 71 млрд грн увеличен объем ЖКХ-субсидий. Это на 2 млрд грн больше, чем выделено в 2017 году. Кроме того, премьер Владимир Гройсман пообещал в 2018 году потратить 40 млрд грн на ремонт дорог. Правда, в бюджете-2018 на развитие дорожной инфраструктуры заложено около 11 млрд грн. Еще 11 млрд грн – на улучшение состояния отдельных трасс государственного значения (Днепр – Решетиловка, Харьков – Ахтырка, Житомир – Черновцы и т. д.). Но не стоит забывать, что с 2018 года начнет полноценно функционировать Дорожный фонд, который будет наполняться за счет транспортных налогов (акцизов, таможенных платежей). Средства из него тоже пойдут на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог.

Что ждет аграриев? Сельхозпроизводители попали в довольно щекотливую ситуацию. Им сохранили прямые дотации из бюджета. Но теперь в приоритете животноводы: им достанется целых 4 млрд грн. И ни для кого не секрет, что главным получателем этой «помощи» станет «Мироновский хлебопродукт», который контролируется экс-первым заместителем Администрации президента Юрием Косюком. К слову, в 2017 году «МХП» выбрал свыше 50% дотаций, предусмотренных для АПК. На финансовую поддержку остальных аграриев выделено менее 1 млрд грн. Еще 300 млн грн – на финансирование развития хмелеводства, садоводства, плодоводства.

Потому основная волна возмущения нынешней редакцией госбюджета исходит именно от представителей аграрной отрасли. И они недовольны не только сокращением объемов дотаций. Депутаты в 2018 году лишили возмещения НДС экспортеров технических культур, таких как соя, рапс, подсолнечник. Сельхозпроизводители подсчитали, что их убытки достигнут 16 млрд грн, и начали требовать переголосования бюджета. В знак протеста они даже провели акцию – перекрыли дороги в Черкасской, Ровенской и Хмельницкой областях.

Чем недоволен МВФ? Как выяснилось, Международный валютный фонд не удовлетворен принятым бюджетом. По словам главы отделения МВФ в Украине Йоста Люнгмана, фонд согласен с параметрами дефицита на уровне 2,5% ВВП, но видит риски в статьях доходов и расходов. Правда, МВФ еще не дал финальную оценку главной смете Украины. Но его представители однозначно намекнули на то, что будут вести диалог с украинским правительством для того, чтобы устранить расхождения с пунктами заключенного между Украиной и МВФ меморандума. Так что повторное голосование – это вполне реалистичный сценарий. А значит, рискуем вновь получить окончательный вариант госбюджета «под елочку».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате