Разбор полета фантазии: что скрывается в законопроектах «Весны реформ»

Разбор полета фантазии: что скрывается в законопроектах «Весны реформ»

Какие новации заложены в эти документы и насколько они жизнеспособны в современных экономических и политических условиях

Цей текст також доступний українською
Разбор полета фантазии: что скрывается в законопроектах «Весны реформ»

31 января премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время правительственного заседания анонсировал пакет из 35 законопроектов, объединенных под общим названием «Весна реформ». Принятие этих документов, по мнению главы Кабмина, должно обеспечить рост ВВП страны до 5–7% в год. Основной акцент в представленной Гройсманом программе сделан на дерегуляции и улучшении бизнес-климата, защите прав предпринимателей, упрощении доступа бизнеса к финансированию и yf стимулировании инноваций.

Более подробно ознакомиться с правительственными инициативами можно в нашем предыдущем материале. Теперь же Mind предлагает читателям более детальный анализ. Мы начинаем цикл публикаций, в которых, кроме содержания предложенных законопроектов, их лоббистов, экономической основы, даем собственную субъективную оценку этим документам.

Проект Закона об Учреждении бизнес-омбудсмена

Номер и дата регистрации. 4591 от 05.05.2016

Автор. Кабинет министров Украины.

Этап. Принят в первом чтении.

Цена вопроса. 10 млрд грн в год – прогнозируемый экономический эффект «спасенных» денег, если отталкиваться от текущих результатов деятельности существующего Совета бизнес-омбудсмена. Финансирование структуры осуществляется за счет стран-доноров.

Содержание. Законопроект регламентирует функционирование в Украине института бизнес-омбудсмена, то есть официального лица, которое будет иметь полномочия защищать интересы бизнеса перед государством. В стране уже действует Совет бизнес-омбудсмена, который введен постановлением Кабинета министров от 26.11.2014  № 691. Формально необходимость принятия отдельного закона предусмотрена Меморандумом о взаимопонимании по поддержанию украинского антикоррупционной инициативы от 12 мая 2014 между Кабинетом министров Украины и международными и украинскими бизнес-организациями.

Кто выиграет. Частные предприниматели независимо от размера бизнеса. У правительства будет еще один повод поставить себе «плюсик», отчитываясь перед западными партнерами.

Кто проиграет. Теоретически усилится «головная боль» бюрократического аппарата государства, который создает препятствия для развития предпринимательства.

Прогнозированная позиция фракций. Законопроект теоретически устраивает все фракции.

Шанс на принятие. Высокий, однако законопроект не имеет ярко выраженных лоббистов, которые ускоряли бы его принятие.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Mind. Институт бизнес-омбудсмена существует во многих странах и доказал свою эффективность. В Украине он будет играть скорее символическую роль, поскольку полномочия сужены до возможностей обращаться напрямую к высшим должностным лицам страны и то лишь по ограниченному графику. Существенного влияния на экономические реформы в Украине закон иметь не будет, в лучшем случае добавит баллов Украине в международных рейтингах. Однако как дополнительный рычаг влияния на власть и канал коммуникации с ней закон о бизнес-омбудсмена безусловно полезен.


О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления защиты субъектов хозяйствования от неправомерных действий должностных лиц субъектов властных полномочий при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Номер и дата регистрации. 7326 от 20.11.2017

Автор. Народный депутат Кираль С.И. («Самопомощь») и другие.

Этап. Готовится к первому чтению.

Цена вопроса. Невозможно просчитать конкретный экономический эффект, но не стоит ожидать уменьшения поступлений в государственный бюджет от штрафов. Соответственно предприниматели имеют возможность сохранить средства.

Содержание. Закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Кодекс законов о труде Украины, О государственной службе, О торгово-промышленных палатах в Украине. Эти изменения в комплексе направлены на усиление ответственности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за деятельностью предпринимателей, расширяет случаи их ответственности, усиливает штрафные санкции. Наряду с этим закон расширяет полномочия самоуправляемых консультативно-совещательных органов при органах власти в части составления протоколов об административных правонарушениях.

Кто выиграет. Частный бизнес, самоуправляемые общественные организации (например, наблюдательные советы) при органах государственной власти, торгово-промышленные палаты.

Кто проиграет. Должностные лица – чиновники, осуществляющие государственный контроль за субъектами хозяйствования, а также государственные служащие, которые получат дополнительный пункт проверки на наличие совершения административных правонарушений.

Прогнозированная позиция фракций. Большинство фракций поддержит законопроект.

Шанс на принятие. Средний. Законопроект находится на начальной стадии парламентского рассмотрения и только готовится к первому чтению. Все это снижает шансы на его принятие. Плюс стоит ожидать сопротивления представителей исполнительной власти.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Mind. Законопроект имеет определенную популистскую окраску, поскольку деформирует правовое поле в сторону субъектов хозяйствования, безапелляционно представляя государство и его представителей как носителей негативного воздействия. Это дискуссионный вопрос, учитывая, что представители бизнеса на любом уровне иногда неправомерно злоупотребляют ослаблением государственного контроля. Имеют место случаи, когда самоуправляемые общественные организации при государственных учреждениях злоупотребляют полномочиями и используются как площадки для лоббизма и давления на чиновников. Законопроект требует общественного обсуждения и сбалансированной оценки.


О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления защиты субъектов хозяйствования от неправомерных действий или бездействия разрешительных органов

Номер и дата регистрации. 7373 от 07.12.2017

Автор. Продан О.П. и коллектив.

Этап. Готовится к первому чтению.

Цена вопроса. Невозможно просчитать конкретный экономический эффект, но не стоит ожидать увеличения поступлений в государственный бюджет от штрафов, но эта сумма меньше статистической погрешности. В то же время закон будет играть стимулирующую роль для развития бизнеса и, как следствие, увеличения поступлений в бюджет от налогов.

Содержание. Закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, предусматривающие усиление административной ответственности должностных лиц в сфере работы разрешительной системы (лицензирование, выдача разрешений субъектам хозяйствования). Наряду с этим расширяется круг лиц, имеющих право составлять соответствующие протоколы, главным образом за счет представителей общественности.

Кто выиграет. Предприниматели.

Кто проиграет. Условно «проигрывают» государственные служащие в системе разрешительной системы, чья ответственность усиливается.

Прогнозированная позиция фракций. Большинство фракций поддержит законопроект.

Шанс на принятие. Средний. Законопроект находится на начальной стадии парламентского рассмотрения и только готовится к первому чтению. Все это снижает шансы на его принятие.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Mind. Закон имеет положительное для бизнеса содержание, но не имеет весомого влияния на улучшение экономической ситуации в стране и носит «косметический» характер.


О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно некоторых вопросов выполнения Главы 5 раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны

Номер и дата регистрации. 7473 от 29.12.2017

Автор. Кабинет министров Украины.

Этап. Готовится к первому чтению.

Цена вопроса. Внедрение новых упрощенных механизмов контроля теоретически снизит расходы государства и субъектов ВЭД на администрирование.

Содержание. Законопроект носит системный характер и внедряет институт уполномоченного экономического оператора – предприятия экспортера или импортера, которое должно высокую степень доверия со стороны таможни, и как следствие – льготы и упрощение при таможенном оформлении товаров. Новация является устоявшейся практикой европейских таможен. Закон подготовлен в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.

Кто выиграет. Украинские субъекты внешнеэкономической деятельности.

Кто проиграет. Законопроект не имеет откровенных противников.

Прогнозированная позиция фракций. Большинство фракций поддержит законопроект.

Шанс на принятие. Средний. Законопроект находится на начальной стадии парламентского рассмотрения и только готовится к первому чтению. Все это снижает шансы на его принятие. 

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка Mind. Законопроект, хотя и упрощает таможенное оформление, сам достаточно большой и перегружен нормами, может затруднять для субъектов ВЭД таможенные процедуры. Требует изучения и конкретная выгода и эффективность предложенных процедур – не были ли они искажены и осложненные по сравнению со странами ЕС. Более того, в переходных положениях законопроекта определено, что в первый год действия закона «льготников» может быть не более 10, а во второй год – 50 Таким образом закон, даже в случае его принятия в ближайшее время, не повлияет на экономику Украины. К тому же ограниченное количество льготных разрешений создает предпосылки для коррупции, хотя профильный комитет парламента такого риска не видит.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно