50 оттенков дефолта: почему Украине не обойтись без кредитов МВФ

50 оттенков дефолта: почему Украине не обойтись без кредитов МВФ

И чем рискует страна, ставя под угрозу сотрудничество с Фондом

Цей текст також доступний українською
50 оттенков дефолта: почему Украине не обойтись без кредитов МВФ
Петр Порошенко и Кристин Лагард
Фото International Monetary Fund

Миссия Международного валютного фонда, проводившая с 12 по 16 февраля «технические» переговоры с украинскими властями, по итогу своего пребывания в стране подтвердила требования неотложного принятия закона об Антикоррупционном суде с учетом всех оговоренных ранее поправок и пожеланий, а также настойчивое ожидание прогресса в энергетической и налогово-бюджетной сферах. Без выполнения этих пунктов программа финансовой помощи со стороны Фонда находится под угрозой. Но даже если власти Украины «впрыгнут в последний вагон» и финансирование Украины со стороны МВФ возобновится, это не станет достаточной гарантией того, что страна справится со всеми макроэкономическими угрозами. Если же власти завалят сотрудничество с Фондом, то плотный график платежей и реализация ряда судебных рисков сотрет в порошок все надежды на экономическое восстановление, а также возложит на население огромный инфляционный налог. Ради чего президент и премьер рискуют принять на себя такую ответственность, разбирался Mind.

Финансовая без_дна

На начало 2018 года общие валютные резервы Украины составляли $18,8 млрд, в том числе чистые (без долгов) – лишь $6,7 млрд. Это не плохо с точки зрения 2000 года, когда у Нацбанка  было всего около $1 млрд. Но с тех пор многое поменялось.

Общие выплаты по внешним долгам Украины (государственные и частные), которые ожидаются в ближайшие 12 месяцев, достигли по итогам третьего квартала минувшего года $51,2 млрд. Даже если предположить, что их размер не увеличится в четвертом квартале – имеющиеся валютные резервы покрывают эту сумму лишь на 37%. Согласно подсчетам НБУ, только по гособязательствам в 2018 году предстоит выплатить из валютных резервов $7,4 млрд. В целом Украина ежегодно должна выплачивать более $7 млрд до 2021 года.

Динамика госдолга Украины и обязательств перед МВФ,
на конец периода, $ млрд

Данные – Минфин, расчеты Mind

Рост внешних цен на продукцию украинской металлургии и сельскохозяйственные товары, а также мягкая монетарная политика в США и ЕС – безусловно, благоприятные факторы, но перекрыть надвигающиеся выплаты они не смогут.

Чистый приток прямых иностранных инвестиций в прошлом году рухнул на треть, до $2,3 млрд. Перспективы приватизации туманны: исходя из опыта предыдущих лет, рассчитывать на позитивные результаты всегда преждевременно.

Не антикоррупционные суды

Кроме того, на горизонте висят судебные решения, которые пока не учитываются в госдолге, но вполне могут туда переместиться и радикально ухудшить положение.

Во-первых, это так называемый «долг Януковича». Высокий суд Лондона 29 марта 2017 года обязал Украину выплатить России $3 млрд и набежавшие проценты по соответствующим еврооблигациям. Впрочем, суд разрешил подать апелляцию и приостановил свое решение, но вполне вероятно, что выплачивать этот долг все же придется. Во-вторых, еще есть решение Стокгольмского арбитража по газу, которое грозит увеличить выплаты еще как минимум на $2 млрд. И «вишенка на торте» – судебная тяжба по еврооблигациям ПриватБанка, выплаты по которым были прекращены после национализации финучреждения. А это еще около $0,5 млрд.

Есть и другие суды, но госдолг долг растет и без них. Только за прошлый год он увеличился на 7,5%, что втрое превышает темп прироста ВВП.

Не в коня корм

Минфин подсчитал, что в 2018 году долговые выплаты только из госбюджета составят 9,2% от ожидаемого ВВП: 305,9 млрд грн, в том числе на обслуживание 130,2 млрд грн (50,9 млрд грн – по внешнему долгу). Доля расходов по обслуживанию госдолга в расходах общего фонда госбюджета-2018 составит около 14,3%. 

На краю

Рост ВВП Украины в 2017 году составил по оценке Нацбанка 2,1%. После обвала на 6,6% в 2014 году и на 9,8% в 2015 году экономическая динамика  в последние два года не вдохновляет. Еще сильнее настораживает, что экономическое восстановление замедлялось весь минувший год ежеквартально с 2,5%, до 2,3%, 2,1% и 1,8% несмотря инфляционные стимулы: дефлятор ВВП в 2017 году ниже 20% за квартал не снижался.

Более отдаленная ретроспектива также малоутешительна – по подсчетам Всемирного банка (ВБ) к 2017 году ВВП достиг лишь 60% от уровня 1990 года. С учетом надвигающихся пиковых выплат это заставляет нервничать кредиторов Украины. Не удивительно, что они начали активно указывать на то, что могло бы ускорить развитие экономики.

В стране советов 

Президент Всемирного банка Джим Ен Ким указал, что недобор ВВП на 1,5% произошел из-за неспособности властей открыть рынок земли. Высшие руководители страны письменно обещали: соответствующий закон будет принят до июня-2017. Но потом его отложили.

Постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман пояснил, что еще 2% ВВП мы потеряли из-за коррупции. Принятие закона об Антикоррупционном суде было обещано до 15 июня-2017. Однако, его не приняли до сих пор.

Финансовый потенциал энергосбережения Украины сопоставим с валовыми валютными резервами страны. Исходя из этого МВФ требовал, чтобы потребители платили реальную цену и она была одинаковой для предприятий и физлиц. Правительство пообещало принять постановление об импортном паритете внутренних цен на газ, приняло его, а потом решило не выполнять.

Германский хаб vs украинские пенсии

Нарушение взятых обязательств – это неправильно: если взялся, то ходи. Но, все же, с ценами на газ не все так просто. Согласно оговоренным условиям, цена даже добытого в Украине газа должна формироваться на основании цен в газораспределительном центре NCG у немецкого города Дюссельдорф и стоимости его доставки до украинской границы. И цена эта должна регулярно обновляться, чтобы учитывались ценовые колебания.

Это прозрачно и логично. Как минимум, если смотреть из Вашингтона. Но изнутри это выглядит несколько по-другому. Украинцы платят подоходный налог 18%, военный сбор – 1,5%, единый социальный взнос – 22%, акцизы и 20% НДС при покупке всех товаров. И после всего этого – инфляционный налог, сформированный правительством и Нацбанком.

Очередное удорожание газа – это дополнительные расходы населения, а также увеличение затрат госбюджета на субсидии. Госстат может как угодно непрозрачно манипулировать весовой структурой инфляции. Но налогоплательщики вполне четко ощущают степень облегчения своих кошельков опережающими темпами. И делают соответствующие электоральные выводы.

К тому же применение повышенных цен на газ будет четко контролироваться, тогда как показатель теплотворности продаваемой населению газовой смеси остается вне обсуждения, что вполне может привести к злоупотреблениям.

Фактически, возникает дилемма: повысить цену на газ и ускорить инфляцию, или не повысить, остаться без денег МВФ и получить еще большую инфляцию. Какое решение примет правительство  все еще не известно. Мнения по этому вопросу разделились. Например, экс-премьер Юрий Ехануров считает, что МВФ согласится отложить требование по газу и предоставит финансирование.

С другой стороны, согласно утечкам из правительственных кругов, Кабмин предложил МВФ повышать цену на природный газ для населения ежеквартально на 2-3% в течение полутора лет начиная с апреля 2018 года, чтобы избежать шока.

Даже немного света может развеять великую тьму

Истоки коррупции и хищнического отношения к населению в наших краях можно рассмотреть даже в глубокой древности, когда лествичное право (родовой принцип наследования) разоряло и ослабляло Киевскую Русь. Но мало кто хочет учиться на исторических примерах. А значит, что рецидив потери государственности из-за варварства «вождей» вполне может повториться. На это намекают западные партнеры Украины.

Заместитель госсекретаря США Джон Салливан заявил, что борьба с коррупцией является не менее важной для Украины, чем борьба с российской агрессией. «Если Украина успешно справится с кампанией по борьбе с коррупцией, она опровергнет тезисы российской пропаганды об Украине как о несостоявшемся государстве», – сказал он.

Украинцы устали от коррупции и безответственности властей. Любые подвижки в борьбе с этим злом будут иметь поддержку, в том числе и создание Антикоррупционного суда. Кроме того, от решения этого вопроса зависит перспектива безвизового режима с ЕС. Поэтому очевидное затягивание с выполнением этого обязательства наталкивает на вполне определенные размышления. Нужно признать: наша страна не имеет ни одного президента, которого не упрекали в сопричастности или в прямом участии в коррупционных деяниях.

Например, недавно New York Times написал о подозрительной закупке Минобороны 100 новых машин скорой помощи. «Никто не упомянул о том, что многие из этих машин уже сломались. Или о том, что эти машины были проданы в рамках неконкурентного контракта автомобильной компанией, которая принадлежит высокопоставленному чиновнику, отвечающему за закупки для Вооруженных сил Украины. Или о том, что этот чиновник – Олег Гладковский – является старым другом Петра Порошенко», – сообщило издание.

В этих условиях внешнее принуждение к реальной борьбе с коррупцией путем формирования действительно независимого антикоррупционного контура – это покушение на доминирующую культуру, мировоззрение, способ жизни. И все это, конечно, было бы невозможно, если бы страна не входила в период критических выплат по внешним долгам. Это главный рычаг МВФ и примкнувших к нему других доноров. Принятие соответствующего решения может стать точкой бифуркации в развитии страны, разворотом к выходу из тупика. Президент же пока заявил, что Украина не будет безальтернативно прислушиваться к советам международных партнеров. «У нас ничье мнение не является окончательным», – сказал он.

Тем временем, по оценке эксперта вашингтонского аналитического центра Atlantic Council Андерса Аслунда, из-за отсутствия действенного суда украинцы выводят средства на сумму около 5% ВВП ежегодно.

Инь и янь в одном Фонде

Доля МВФ в долгах Украины выросла за время действующей программы EFF на 7,5 процентных пункта, до 18,3%.

Транши МВФ в рамках действующей EFF и курс SDR

13
марта
2015

5
августа 2015

16 сентября 2016

5
апреля 2017

Сумма, SDR

SDR3546

SDR1182,1

SDR716,1

SDR734,05 

Курс SDR/$ на дату перечисления средств 

0,729444

0,719424

0,714348

0,736625

Сумма, $ млн на дату перечисления

4861,2

1643,1

1002,4

996,5

Назначение

Пополнение госбюджета на SDR1,915 млрд, остаток в резервы НБУ

в резервы НБУ

в резервы НБУ

в резервы НБУ

Данные – МВФ, расчеты Mind

Прелесть займов Фонда общеизвестна. Процентная ставка по кредиту EFF составляет 3,05% годовых, что более чем вдвое ниже стоимости коммерческих заимствований. Кредит предоставляется на 10 лет, первые пять с половиной лет составляет льготный период. Это вызывает болезненное привыкание. У Украины уже было девять программ с МВФ, но ни одна из них не была выполнена до конца. Наибольшими заемщиками Фонда к сентябрю-2017 были Греция, Украина, Португалия и Пакистан.

Нацбанк ожидает в 2018 году от МВФ транш на $2 млрд, а также получения кредитов от ЕС ($0,6 млрд) и Всемирного банка ($0,6 млрд). От евробондов ожидается $2,5 млрд, $1,5 млрд и $2,5 млрд в 2018-2020 годах соответственно.

Тем временем, Украина уже 2 марта должна будет заплатить МВФ очередную часть долга в размере около $166 млн. Это будет третьим из тринадцати платежей страны в текущем году. Всего расходы по этой статье могут составить около $2,5 млрд, что вдвое больше, чем в 2017 году.

Неприятный сюрприз для Украины принесло монетарное смягчение в США – SDR укрепляется к доллару, что увеличивает расходы на погашение ранее взятых займов: курс расчетной валюты Фонда достиг к 27 февраля 0.688225 SDR/$, тогда как в начале 2017 года он составлял 0,748168 SDR/$.

Платежи Украины по долгам МВФ, SDR млн

Данные – МВФ

В отличии от финансовых условий, политические требования МВФ иногда вызывают достаточно обоснованную критику. Например, по оценке экс-главы Совета НБУ Анатолия Гальчинского, Фонд во все большей степени превращается в эпицентр консерватизма, и его политика существенно политизирована.

Действительно, как только МВФ приступил к прямому финансированию госбюджета, он стал непосредственным участником внутриполитической борьбы, не разделяя ответственности за деятельность того или иного правительства, в том числе, как выясняется, и коррумпированного.

И все это на фоне плавающих приоритетов в рекомендациях, которые по причинам, скрытым от широкого круга наблюдателей, могут тасоваться вполне произвольно. Кто-то может говорить, что МВФ восприимчив к обоснованным аргументам и имеет подвижную позицию. Но тут можно допустить и другие причины.

Кроме того, как заявил член совета финансовой стабильности, глава Фонда гарантирования вкладов Константин Ворушилин, представители МВФ не всегда понимают реальную ситуацию в стране и экономике при осуществлении реформ. Отдельный вопрос, почему МВФ смог списать значительную часть долга Польше, но не готов сделать этого для Украины.

Тем не менее, на сегодняшний день категорическое требование МВФ относительно независимого Антикоррупционного суда полностью совпадает с ожиданиями общества. И если этот шанс будет упущен, то не стоит ожидать ни понимания, ни прощения. «Многие хотят избавиться от МВФ, чтобы законсервировать текущую ситуацию в угоду своим личным интересам», – констатировал глава Минфина Александр Данилюк. Но, как обычно, не стал уточнять кто эти люди, хотя отлично знает.

50 оттенков дефолта

Согласно устоявшейся практике, МВФ сворачивает финансирование за 8-10 месяцев до выборов. Президентские выборы в Украине запланированы на 31 марта, а парламентские – на 27 октября 2019 года. Таким образом, окно возможностей практически захлопнется в апреле-мае 2018-го. А сделать еще предстоит немало.

График платежей Украины по долгу перед МВФ в 2018 году, SDR
Всего – 1,7 млрд SDR

Данные – МВФ

В НБУ признают, что прекращение программы с МВФ несет ухудшение доступа к международным рынкам капитала, усиление девальвационных и инфляционных ожиданий, а также проблемы с обслуживанием внешних государственных обязательств. «Для сохранения макрофинансовой стабильности Украины критически важным является продолжение сотрудничества с МВФ в рамках не только текущей, но и новой программы», – подчеркнули в НБУ.

Самые крупные выплаты по евробондам в 2018 году, $ млн
Всего – 
$1,1 млрд

Данные – Минфин

Насколько критически – НБУ не уточняет, оберегая граждан от истерики. Ирак, Аргентина, Зимбабве, Греция прошли через дефолт по долгам МВФ. Хотелось бы верить, что Украина сможет избежать этого испытания: финансовую ответственность за провалы в экономической политике всегда перекладывают на население.

Впрочем, что можно ожидать после срыва финансирования МВФ и солидарных с ним организаций? Возобновление дискуссий о Едином экономическом пространстве с Россией? Большой договор о дружбе у нас ведь остался. Или пойдем путем кредитов Китая или Кувейта. Но с этим не все так просто.

Взять в долг у Дракона. Китай – великая страна. Там готовы говорить о предоставлении Украине кредитов на $7 млрд под 3%. Но стала ли бы она великой, если бы раздавала кредиты всяким «сы и» не имея возможности взыскать с прибылью?

Похоже, именно этот нюанс Украина уже начала выяснять, и как обычно экспериментальным путем: с возвращением ранее привлеченных средств уже наметились проблемы. Возможно, правительство планирует перекрыть старые и новые долговые проблемы еще большими кредитами от КНР. Но под какие обещания? Конечно, у государства в запасе остается 12 млн га земли, но кто может их пообещать, когда через год выборы?

Привлечение займов у Кувейта теоретически также возможно, но опять же при решении вопроса гарантий

В конце концов, внутренние ресурсы для форс-мажорных расчетов также еще не исчерпаны. Если обязательная конвертация валютных депозитов в гривну или принудительный выкуп золота у населения кажется чем-то невероятным, то стоит вспомнить, что во время Великой депрессии президент США Франклин Рузвельт провел фактическую конфискацию у населения и организаций золота, находящегося в слитках и монетах.

Но отчаяние – не для украинцев: следим за индексами CDS/CDX и надеемся на лучшее. «Вероятно – я скрещу пальцы – в первом квартале, до апреля, у нас будет миссия МВФ и следующий транш. Украина на данный момент уже выполнила 80% своих обязательств по программе с МВФ», – обнадеживает президент Порошенко.

История отношений Украины и МВФ, тыс SDR

Программа

Утверждение

Завершение

Плановая сумма

Выведенная сумма

Не оплаченная сумма

Extended Fund Facility

11 марта 2015

10 марта 2019

12 348 000

6 178 260

6 178 260

Standby Arrangement

30 апреля 2014

10 марта 2015

10,976,000

2,972,670

2 343 836

Standby Arrangement

28 июля 2010

27 декабря 2012

10 000 000

2 250 000

0

Standby Arrangement

5 ноября 2008

28 июля 2010

11 000 000

7 000 000

0

Standby Arrangement

29 марта 2004

28 марта 2005

411,600

0

0

Extended Fund Facility

4 сентября 1998

3 сентября 2002

1 919 950

1 193 000

0

Standby Arrangement

25 августа 1997

24 августа 1998

398 920

181 328

0

Standby Arrangement

10 мая 1996

23 февраля 1997

598 200

598 200

0

Standby Arrangement

7 апреля 1995

6 апреля 1996

997,300

538 650

0

Всего

-

-

48 649 970

20,912,108

8,522,097

Данные – МВФ, курс на 23 февраля 2018 года – 0,689371 SDR/$
Китайский юань (RMB) с 1 октября 2016 года включен в расчет SDR. Корзина SDR – доллар США – 41,73%, евро – 30,93%, китайский юань – 10,92%, японская иена – 8,33% и британский фунт стерлингов – 8,09%

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно