Елизавета Юрушева: «Лидеры некоторых стран отказываются от номера за 12 000 евро, потому что их избиратели ценят скромность»

Елизавета Юрушева: «Лидеры некоторых стран отказываются от номера за 12 000 евро, потому что их избиратели ценят скромность»

Генеральный менеджер отеля Fairmont Grand Hotel Kyiv – о том, что позволяет увеличить загрузку номерного фонда, за счет чего можно повысить доходы и кем заменить туристов из РФ

Цей текст також доступний українською
Елизавета Юрушева: «Лидеры некоторых стран отказываются от номера за 12 000 евро, потому что их избиратели ценят скромность»
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

Взять на себя управление одним из крупнейших в Украине отелей – Fairmont, Елизавете Юрушевой пришлось не в лучшие для отельного бизнеса времена. После Революции достоинства, аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе загрузка столичных гостиниц рухнула на 50%. В итоге управлявшие гостиницей иностранные менеджеры заявили, что не могут гарантировать успех в условиях гиперинфляции и политической нестабильности, и предложили взять бразды правления в свои руки владельцу отеля – Леониду Юрушеву, состояние которого в разные годы оценивалось журналами Forbes и «Фокус» от $600 млн до $1,2 млрд.

Продав в 2009 году контрольный пакет акций банка «Форум» немецкому Commerzbank за $600 млн, предприниматель вложил вырученные средства в отельный бизнес – строительство и запуск пятизвездочных Inter Continental Kiev и Fairmont, а также четырехзвездочной Alfavito. На тот момент Леониду Юрушеву уже принадлежала гостиница Riviera, управлением которой занималась младшая дочь Елизавета. И хотя этот отель в 2014 году был закрыт на реконструкцию, полученный опыт и профильное образование в Швейцарии позволили ей заменить экспатов из Fairmont, выведя отель из кризиса с минимальными потерями. О перспективах гостиничного рынка Украины и тонкостях ведения этого бизнеса Елизавета Юрушева рассказала Mind.

– В 2014 году заполняемость киевских отелей уровня 4-5 звезд упала в среднем на 50%. Расскажите о динамике восстановления рынка.

– До Революции достоинства средняя загрузка пятизвездочных гостиниц Киева составляла 64%. И это очень высокий показатель, потому что Украина – не туристическая страна. По итогам 2015 года загрузка упала до 31%. Но на протяжении 2016-2017 годов этот показатель рос на 6-7 процентных пунктов в год и сейчас составляет 46%. То есть докризисного уровня мы еще не достигли.

Причина такой динамики проста: до Евромайдана на долю гостей из Российской Федерации приходилось 37% постояльцев. И этих клиентов мы потеряли практически в одночасье. Учитывая дальнейшее развитие конфликта между двумя странами, быстро возместить данные потери невозможно. Но, благодаря тому что Украина начала двигаться в Европу, у нас растет загрузка как за счет правительственных делегаций, так и за счет туристов, приехавших по делам или в командировку. Наша страна стала более открытой для другой части мира, и это стало ощущаться полтора года назад, когда очень большая часть загрузки пошла именно за счет гостей из Европы, Америки и стран Востока.

Елизавета Юрушева: «На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%"
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

– В 2016 году проживание в киевских отелях подорожало в среднем на 20%. Сказался ли дальнейший рост уровня загрузки на стоимости номеров в прошлом году?

– Стоимость растет пропорционально росту спроса. Но в европейской или американской валюте мы пока не достигли докризисного уровня. Если до революции цена стандартного номера в Fairmont составляла 410 евро, то сейчас – 310 евро. Аналогичная ситуация и в четырехзвездочном Alfavito – 100-150 евро сейчас против 210 евро до кризиса. О существенном повышении цен речь пока не идет.

– Насколько вырос спрос со стороны иностранных туристов: какова их доля в общей структуре продаж украинских отелей, из каких стран чаще всего приезжают?

– Если раньше, как я уже говорила, на долю приезжих из РФ приходилось 37% гостей, которых мы и потеряли, то сейчас 28% уже восполнено за счет гостей из других стран. Больше всего постояльцев в наших отелях из Германии и скандинавских стран. Также большой процент американцев. Есть гости из стран Ближнего Востока.

А вот доля внутренних туристов не растет, по-прежнему составляя 15%. Был лишь кратковременный всплеск спроса, когда состоятельные жители Крыма, а позже восточных регионов Украины селились в отелях, пока искали себе новое жилье и обустраивались в столице.

– Иностранцев не пугают сообщения западных СМИ о том, что в Украине идет война?

– В прошлом году наша страна провела Евровидение, куда съехалось около 60 000 иностранных туристов и участников песенного конкурса. В этом году мы принимаем самый престижный клубный футбольный турнир под эгидой УЕФА – Лигу чемпионов 2018, финальный матч которого пройдет на НСК «Олимпийский» 26 мая. На него приедет весь мир. Для отельеров такое мероприятие – подарок небес.

Елизавета Юрушева: «На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%"
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

– Футбольные фанаты – не самые богатые люди, а принадлежащие вашей семье гостиницы – мягко говоря, не самые дешевые в Киеве. Неужели есть спрос?

– На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%. Независимо от категории отеля.

– По утверждению менеджеров ряда отелей, главным драйвером роста доходов гостиниц уровня 4-5 звезд стало проведение конференций, семинаров, съездов и других мероприятий, позволяющих существенно загрузить номерной фонд. Это правда?

– Подобные мероприятия действительно позволяют загрузить гостиницу. К примеру, в марте этого года средняя загрузка наших отелей без подобных мероприятий составила бы 25%, а с ними – 40-45%. Но это – не заработок в чистом виде, а, скорее, покрытие операционных расходов. Вот, к примеру, сейчас будут проводить подобное мероприятие фармацевты, которые забронировали сразу 150 номеров. Но номера будут проданы не по стандартной цене, а с существенным дисконтом, потому что это оптовый покупатель, который может заплатить лишь в рамках утвержденного бюджета мероприятия. То есть загрузка будет высокой, а заработаем немного.

Гостиничный рынок подвержен сезонным спадам. Например, в январе деловая и политическая активность падает практически до нуля. Вместе с ними падает и спрос на услуги отелей. Но, независимо от этого, нам ежемесячно необходимо платить заработную плату персоналу, оплачивать коммунальные услуги и другие текущие расходы. Только в Fairmont работает свыше 400 человек, у которых есть семьи. И мы не можем сказать им: «В этом месяце отель заработал мало, поэтому зарплату не получите». Приходится все время искать возможность заработать хотя бы сумму, достаточную, чтобы прокормить персонал и оплатить все счета. Одной из таких возможностей и является проведение вышеуказанных мероприятий.

– Но ведь минимальный заработок на сдаче гостиничных номеров позволяют перекрыть доходы от других услуг участникам мероприятия: сдача в аренду конференц-залов, оборудования, ресторанное обслуживание. Насколько растет спрос на эти услуги?

– Я пережила два кризиса в гостиничном бизнесе. Первый случился в 2008 году, когда «пятерки» стали вообще невостребованными. Это был шок. Организации массово урезали бюджеты и вместо «пятерок» командировочные начали селиться в «четверках» или «тройках». Случилась ситуация «А где же люди?». Выйти из нее было очень непросто.

Елизавета Юрушева: «На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%"
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

Второй кризис 2014-2015 годов я считаю менее вредоносным для гостиничного рынка, хотя курс доллара вырос в 3,5 раза. Отчасти потому, что страна стала более открытой для остального мира, и не только бизнес, но и правительство начали проводить на базе отелей массу публичных мероприятий, чего ранее не было. Приезжают высокопоставленные чиновники, селятся на несколько дней, на протяжении которых пользуются целым рядом сервисов отеля. В конце заказывают банкеты. Спрос на такие услуги растет, и это действительно приносит неплохой доход.

– Представители каких отраслей чаще всего проводят публичные мероприятия на базе отелей?

– Очень много семинаров и конференций проводят представители фарминдустрии, а также частной медицины – зубные врачи, психологи, пластические хирурги. Я и подумать не могла, что в Украине так развита пластическая хирургия. Второе место по количеству занимают правительственные мероприятия. На третьем – всевозможные тренинги, спикеры которых проживают в наших отелях, а локальные участники приносят доход, отправляясь обедать в наш ресторан. Но некоторые форумы, такие как прошедший в феврале Hospitality 2018, вообще не приносят прибыли, поскольку проводятся по бартеру. Для нас это пиар.

– Неужели есть смысл рекламировать такие известные бренды, как Fairmont или InterContinental?

– Да, чтобы не забывали, ведь конкуренция растет. Не стоит забывать, что недавно открылись Aloft (312 номеров) и Park Inn by Radisson (196 номеров). У нас появился Hilton (262 номера). Есть сильный игрок Hyatt Regency (234 номера). Более того, если в Париже или Лондоне искушенный клиент может по уровню сервиса отличить «пятерку» от «четверки», то у нас это зачастую невозможно сделать, потому что все киевские отели уровня 4-5 звезд держат сервис на очень высоком уровне.

– Нынешняя конкуренция – далеко не предел. Ранее неоднократно звучали заявления о запуске в 2017-2018 годах гостиниц Sheraton Kiev Olympiysky (190 номеров), Санкт-Петербург (50), Ibis 2 (350), Renaissance Kyiv (173), Azimuth Hotel (235), Indigo (240), Best Western Plus (120). Открытие даже части из них приведет к существенному ужесточению конкуренции и снижению загрузки существующих гостиниц. Что вы намерены противопоставить данному явлению?

– Во-первых, я не верю в то, что они так быстро откроются. Запуск InterContinental был отложен на 1,5 года, потому что это очень тяжело. Подобные отели строятся на протяжении шести лет, потому что это дорого и роскошно, это совершенно другой уровень инженерных решений и отделки, нежели строительство офисного или жилого здания. Неудивительно, что заявления о скором запуске некоторых отелей звучат уже не один год, но так и не реализуются.

Во-вторых, отели, построенные в стиле модерн, не являются нашими конкурентами, поскольку человек, который привык к роскоши классики, не пойдет в отель в стиле модерн.

Елизавета Юрушева: «На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%"
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

– Но когда-то они все же будут запущены. Среди этих отелей будут и ваши конкуренты. И тогда на рынке возникнет серьезный переизбыток номеров…

– Переизбыток ощущается и сейчас, преимущественно в сегменте четырехзвездочных гостиниц. Поэтому многие демпингуют, особенно когда речь идет о групповых заказах. У организаторов конференции или семинара нет приоритетов по гостиницам одного уровня: кто меньше цену дал – туда и пошли. Поэтому дальнейший рост предложения будет снижать стоимость номера. Надеюсь, компании, которые планируют открыть свои отели в Киеве, тоже это понимают.

– Один из иностранных спикеров Hospitality 2018 отметил, что посуточная аренда жилья в Украине составляет весомую конкуренцию отелям, в том числе и заведениям высокой ценовой категории. Вы с этим согласны?

– Нет. Для многих иностранцев удивительно, что у нас сдаются квартиры на 1-2-3 дня. В Европе это не распространено. Кроме того, большинство наших клиентов никогда не пойдут жить в квартиру, какой бы шикарной она ни была. Потому что им нужен ресторан, бассейн, ежедневная уборка, возможность провести время в бизнес-центре, а главное – безопасность, чего не даст ни одна квартира.

– Назовите основные тенденции гостиничного рынка, которые, на ваш взгляд, будут наблюдаться в ближайшем будущем.

– Во-первых, это бутик-отели. И не потому, что я планирую запустить после реконструкции Riviera. Просто в мире сейчас есть спрос на такие гостиницы. Во-вторых, будет и далее расти уровень сервиса, хотя он и так очень высок, расширяться список предоставляемых отелями услуг, привлекаться нецелевая аудитория. 

Например, я смотрю на ресторан как на отдельный бизнес, потому что только на постояльцах гостиницы он не проживет, да и не все постояльцы идут в него есть. Но меня радует, что туда идут жители Киева, которые и увеличивают выторг. И эта тенденция набирает обороты. Десять лет назад, когда я только начала работать в гостиничной сфере, люди боялись заходить в отели, был определенный барьер. Сейчас же киевляне начинают покупать абонементы в наши SPA-центры, отмечать дни рождения, свадьбы, пользоваться привилегиями гостиниц.

– Насколько мне известно, в ваших отелях есть гости, проживающие месяцами. Кто они?

– У нас действительно есть постоянные клиенты, которые живут на две страны. Например, пять дней в неделю они работают в Киеве, а выходные проводят у себя на родине, в Европе. Конечно, они получают совсем другую стоимость проживания, нежели на стойке. Но таких постояльцев немного.

– Самый дорогой номер в Fairmont стоит 12 000 евро. Есть ли на него спрос?

Елизавета Юрушева: «На период проведения финального матча Лиги чемпионов 2018 все гостиницы Киева были раскуплены еще в октябре. На 100%"
Елизавета Юрушева
Фото Татьяна Довгань для MIND

– Да, это королевский сьют площадью 220 кв. м. Спрос есть, но преимущественно такие номера не продаются, а предоставляются бесплатно посещающим Киев первым лицам различных стран. Однако иногда его снимают за деньги, чтобы отметить день рождения, девичник или просто для того, чтобы получить определенные ощущения. Ведь в этом номере особая не только цена, но и обслуживание. И конечно же, приезжие иностранцы, в первую очередь из арабских стран, таких как ОАЭ или Саудовская Аравия. Если они привыкли жить в шикарных апартаментах у себя на родине, то и в Украине не будут скупиться. Правда, случались и курьезы, когда первое лицо страны отказалось даже бесплатно жить в этом номере, потому что он слишком просторный и роскошный, а их избиратели ценят скромность.

– С 2012 года в Киеве активно развивается сегмент хостелов. Почему они стали популярными даже у состоятельных туристов из Европы и США?

– Даже «золотая молодежь» зачастую селится в хостел, потому что это атмосфера, это тусовка, там шумно, интересно, там хорошее место для новых знакомств. Для многих искушенных туристов это составляющая интересного путешествия. Постояльцы получают в хостелах то, что никогда не получат в классических отелях. Мы не можем предоставить молодому клиенту тусовку, потому что это будет мешать другим гостям. Поэтому такие заведения будут развиваться и далее, никак не влияя на гостиничный рынок, потому что наши клиенты не пересекаются.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно