Сооснователь SoftServe: "С распознаванием эмоций, emotional intelligence, еще предстоит много работы"
Тарас Кицмей – о главных технологиях в аутсорсе и о том, как в сервисной нише зарабатывать больше, чем в продуктовой

Среди ведущих аутсорсинговых IT-компаний, работающих в Украине, SoftServe – одна из немногих, центральный офис которой находится также здесь. На мировом рынке технологий компания уже более 20 лет, в ее портфолио – выполненные заказы для более чем 350 компаний по всему миру, в том числе из Западной Европы, Канады и США. С SoftServe сотрудничает около 5000 программистов. По численности специалистов в украинских офисах она уступает только белорусской EPAM.
Компанию в 1993 году основали во Львове два аспиранта «Львовской политехники» – Ярослав Любинец и Тарас Кицмей. Последний с 1997 по 2013 год возглавлял SoftServe. Отойдя от операционного управления, Тарас Кицмей продолжает заниматься стратегическими вопросами в качестве члена совета директоров компании. В блиц-интервью Mind он рассказал о работе продуктового направления SoftServe, о наиболее прорывных решениях в сервисном направлении, а также о том, почему работа в аутсорсинге может быть для компании более прибыльной, чем продуктовая ниша.
– В какой рыночной нише работает SoftServe и есть ли у вас собственные продукты?
– Если говорить о разработке цифровых решений, то SoftServe – это сервисная компания, в этом направлении у нас работает свыше 5000 человек. Но есть и свои продукты – как в рамках основного бизнеса, так и работающих в качестве отдельных структур в группе компаний SoftServe. Самая большая из них – SoftServe Business Systems. В ней работает около 250-300 человек, она достаточно успешна на рынке Украины и стран СНГ.
– Что именно она разрабатывает, какие продукты создала?
– Например, есть такой продукт SalesWorks Enterprise, который позволяет большим корпорациям автоматизировать процесс продаж, тем самым делая его более эффективным. Сегодня этот продукт покрывает значительную часть рынка Украины и ряда стран СНГ. Есть и другие продуктовые разработки. Например, для львовского муниципалитета мы разработали продукт по автоматизации сбора платежей за коммунальные услуги. Проект начинался как социальный, но мы видим интерес к разработанным решениям и сейчас работаем над его монетизацией и расширением на коммунальные предприятия Киева и других городов Украины.
– Что нужно, чтобы из аутсорс-компании стать продуктовой?
– Первый вопрос, который я бы здесь сформулировал – а нужно ли сервисной компании стремиться стать продуктовой? В моем понимании – нет. В Украине сейчас созданы хорошие условия для работы именно сервисных компаний. И да, у нас есть необходимая среда для зарождения крутых идей, продуктов, стартапов. Но если смотреть на ситуацию реалистично, Украина пока не создала необходимых условий для эффективного функционирования продуктовых компаний как инвестиционного бизнеса. К сожалению, в поисках инвесторов большинство стартапов сегодня едут в Силиконовую долину, и в случае успешной сделки все равно регистрируют свои компании за рубежом.
Другой важный момент: стартап-культура – это яркий феномен, и все мы знаем много успешных историй продуктовых компаний. Из-за этого многие люди в нашем обществе слишком романтизируют это направление бизнеса. Я вовсе не утверждаю, что продуктовые компании – это плохо. Наоборот. Но смотреть на эту модель бизнеса нужно с меньшей долей романтики.
Имея возможность сравнивать внутри SoftServe прибыльность сервисного и продуктового бизнеса, даже такого успешного, как SoftServe Business Systems, могу с уверенностью сказать, что сервисная компания может быть не менее, а иногда – даже более прибыльной.
– За счет чего?
– Один из главных определяющих компонентов – соотношение организационного и человеческого капитала. Именно оно определяет степень добавленной стоимости сервисов или продуктов.
Организационный капитал – это совокупность процессов операционного менеджмента, экосистема развития талантов, инноваций внутри компании и других важных для бизнеса направлений, а также способность компании эффективно объединять их для достижения результата. При равных человеческих ресурсах и квалификации персонала более успешной является та компания, где лучше налажены процессы – вместе они дают эффект синергии. При высокой доле организационного капитала компания создает целостные решения, делает это быстрее и эффективнее. Когда мы говорим о продуктовых компаниях – они должны иметь прежде всего высокий организационный капитал, потому что они уже продают продукт как конечное решение.
– Как бы вы оценили долю организационного капитала у SoftServe?
– SoftServe – это передовая украинская компания, которая создает организационный капитал именно здесь, в стране. Конечно, мировые технологические гиганты, к примеру, могут открыть R&D центры в Киеве. И тогда здесь начнет накапливаться человеческий капитал. Но организационный капитал, то есть управление, остается в главных офисах этих компаний вне Украины. Именно они работают с заказчиками, управляют процессами, занимаются стратегическим развитием бизнеса. Все это остается за рубежом. Таким образом, организационный капитал западных компаний в Украине очень небольшой. Именно этот фактор и является отличительным для SoftServe от многих других сервисных компаний, работающих в Украине. Весь наш организационный капитал, вся добавленная стоимость – здесь, а не за границей. Поэтому это два разных измерения.
– Можете назвать топ-3 наиболее wow-технологии, над которыми вы сейчас работаете?
– Во-первых, это конечно, искусственный интеллект (artificial intelligence) и его составляющие. Мы разрабатываем и применяем много решений, построенных на нейронных сетях, Data Science, Workforce automation и т.д.
Во-вторых, это технологии, связанные с emotional intelligence. Если в распознавании объектов уже достигнут серьезный прогресс, то с распознаванием эмоций еще предстоит много работы. SoftServe достиг в этом направлении существенных результатов, а одна из наших разработок BioLock в прошлом году получила множество наград на технологических конкурсах за свою инновационность.
Мы много также экспериментируем с виртуальной и дополненной реальностью, видим в этом направлении большую перспективу для многих из наших клиентов. Один из последних социальных проектов с применением дополненной реальности – Tustan AR. Наши R&D специалисты воссоздали древнюю карпатскую крепость Тустань. Установив аппликацию на телефон, каждый желающий на месте руин может воссоздать вид крепости и изучить ее из любых ракурсов. Это решение, к примеру, в сфере изучения исторического наследия и интертеймента, в то же время все больше эта технология применяется в ритейле и других сферах. И это только короткий перечень инновационных технологий, которыми мы занимаемся.
– Какой средний рейт программистов у SoftServe?
– Наши рейты не фиксированы – они зависят от проекта, решения, клиента. Все больше клиентов готовы платить не за почасовую работу, а за готовое решение. Образно выражаясь, мы продаем не услуги строительства, а оперный театр – с архитектурной, творческой и технической составляющими. И никто уже не интересуется, сколько там было потрачено часов. Это уже история не про фиксированную почасовую оплату, а про конечное решение. И это то, что делает нашу компанию конкурентоспособной и успешной на глобальном рынке.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].