Как скажется революция в Армении на глобальном газовом рынке
Какие выгоды получит Европа, и с какими рисками имеет дело Украина

Мирная революция в Армении неожиданно быстро победила. 23 апреля премьер Серж Саргсян подал в отставку, признав неудачной попытку сохранить власть после двух президентских сроков. Он пробыл на посту президента Армении 10 лет. Но потом инициировал конституционную реформу, которая передавала основные полномочия в управлении страной премьеру. Саргсян обещал, что не пойдет на этот пост. Но в апреле 2018 года был назначен правящей партией премьером. Это привело к уличным протестам. Во вчерашнем обращении к гражданам страны он открыто признал: «Я ошибся».
Лидер армянских протестующих Никол Пашинян назвал протесты «бархатной революцией». При их обсуждении также часто звучит популярный синоним «цветная революция». Но эти клише по своей сути имеют весьма опосредованное отношение к произошедшим событиям. «Цветные революции» происходят в результате раскола элит, как, например, это случилось в Украине или Грузии. А революция в Армении носила народный характер, была поддержана парламентом и силовиками. Поэтому система государственной власти не оказалась парализована. Армянская элита под давлением протестующих преодолела раскол.
Как революция отразится на внешней политике Армении? Территория страны зажата границами нескольких государств, которые не отличаются устойчивой прозападной позицией и на международной арене ведут неоднозначные дипломатические игры – это Турция, Азербайджан, Иран и Грузия.

Особенности географии и сравнительная бедность национальной экономики превратили Армению в союзника Кремля. На газовом рынке страны доминирует российский «Газпром»: он является монополистом в экспорте газа и контролирует его внутреннее распределение.
Вчерашние события также подтвердили особый статус «Газпрома»: временным и. о. премьера стал Карен Карапетян – бывший топ-менеджер российской монополии и заместитель Саргсяна. Теперь победившая оппозиция хочет досрочных парламентских выборов. Все идет к тому, чтобы они состоялись.
Лидер протестов Никол Пашинян был противником вступления Армении в Евразийский экономический союз – организацию, созданную по инициативе Кремля для усиления влияния на постсоветском пространстве. Он считал это вынужденным решением для Еревана. Но даже теперь, в результате трансформации власти, вряд ли стоит ожидать изменений во внешнеполитических приоритетах Армении. Они по-прежнему будут ориентированы на позицию Москвы.
Как может измениться политика России на Кавказе? Ее ключевой элемент – армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, который продолжается более 25 лет. Он носит этнический характер. Но, как и подавляющее большинство горячих точек в мире, его география пересекается с важными маршрутами транспортировки энергоресурсов. В данном случае речь идет о каспийском газе с месторождений Азербайджана.
Брюссель давно ищет возможности для организации его поставок на европейский рынок, чтобы сократить зависимость от «Газпрома». Но достижение этой цели напрямую связано с решением конфликта в Нагорном Карабахе, в котором Армению поддерживает Кремль.
После аннексии Крыма Россией и начала вооруженного противостояния на Донбассе, Азербайджан потребовал от ЕС таких же санкций для Армении, как и против России. Воспользовавшись ростом недоверия к политическому и экономическому сотрудничеству с Москвой, Баку стал активнее лоббировать создание инфраструктурного проекта «Южный газовый коридор» (ЮГК) для экспорта каспийского газа в обход России. Располагал к такой политике и возросший интерес Евросоюза к диверсификации импорта энергоресурсов для усиления энергобезопасности региона.
Маршрут прохождения газопровода «Южный газовый коридор»

Но успех ЮГК зависит также от позиции других стран Каспийского региона. А из всех проектов этого маршрута наиболее близок к реализации Трансадриатический газопровод (ТАР), который, как ожидается, к 2020 году позволит импортировать каспийский газ странам Юго-Восточной Европы через территорию Италии, Греции и Албании.
Маршрут прохождения Трансадриатического газопровода

При таком раскладе снижается зависимость ЕС не только от «Газпрома», но и от украинского транзита российского газа. Для Брюсселя это выгодно, потому что приоритетом его энергетической политики является не отказ от сотрудничества с «Газпромом», а диверсификация источников и маршрутов поставок нефти и газа.
Как реагирует Россия на меняющиеся газотранспортные расклады? В Москве осознают мотивы Евросоюза. Поэтому продвигают также строительство газопроводов в обход Украины для поставок российского газа в Европу. Хотя Брюссель стремится сохранить украинский транзит, Киев столкнулся с жесткой конкуренцией на энергорынке в своем стремлении удержать важность украинских газопроводов для Европы. А без российского газа их значимость упадет. Поэтому НАК «Нафтогаз Украины» не исключает ограничения сотрудничества с «Газпромом» и разработал план оптимизации газотранспортной системы под внутренние поставки.
Как может измениться энергетическая карта Европы? Будущая расстановка сил на европейском энергорынке пока неясна. Но еще совсем недавно казалась невероятной и ситуация с результатом мирного протеста в Армении, где власть Сержа Саргсяна, которая держалась за счет субсидий Кремля и дешевого российского газа, неожиданно быстро капитулировала.
Также неясным остается вопрос, произойдет ли в Армении трансформация внешнеполитического курса или все ограничится только его временной корректировкой. Предпосылки для такой неопределенности – в цепочке последовательных событий в международной политике, которые сопровождали события в Ереване.
Неоднозначный геополитический бэкграунд. Когда стало очевидно, что Кремль не намерен активно вмешиваться в армянские протесты, прозвучало заявление Вашингтона о возможности смягчения санкций против компании UC Rusal российского олигарха Олега Дерипаски, введенных 6 апреля. Эти санкции обрушили котировки компании и стали ударом по ее бизнесу, в котором задействованы тысячи людей. Ввести ответные меры против США российские власти не решились, потому что они имели бы и обратный эффект – причинили новый ущерб российской экономике.
Последние, самые жесткие американские санкции за все время нынешнего противостояния Москвы и Вашингтона, заставили Россию отложить вооруженную поддержку режима Башара Асада в Сирии. Агентство Bloomberg сообщило о решении российских властей также отказаться от активной антиамериканской пропаганды.
На фоне этих событий и произошла мирная революция в пророссийской Армении. Она спровоцировала новые ожидания в повороте событий, призванных урегулировать ситуацию в мировом соперничестве России и США, где одна из важных ролей отведена также Украине.
Чего ждать Украине в контексте последних событий? Если исходить из популярной концепции «черных лебедей» (неожиданных событий, имеющих значительные последствия), то таких «лебедей» в случае с развитием политической ситуации в Украине и перспективами украинской ГТС, как ее частным проявлением, уже целые стаи. Это повышает риски для сотрудничества с Украиной западных партнеров, но и таит много возможностей. Украине же в очередной раз придется делать выбор дальнейшего пути экономического развития и приоритетов в международном партнерстве.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].