Завершение весны: рассмотрение каких законов запланировано на текущую парламентскую неделю
Обзор трех важнейших законопроектов экономического направления

На текущей неделе парламент рассмотрит ряд важных законопроектов, касающихся экономических вопросов. Мind подготовил анализ трех самых заметных из них. Это как прогрессивные законопроекты, так и лоббистские, маскирующиеся под прогрессивные (как, например, Закон о защите экономической конкуренции). Часть проектов, о которых мы уже писали, транзитом попадает в каждую недельную повестку дня, но так и не дожидается рассмотрения. Так, на этой неделе очередной шанс есть у законопроектов №1910 (относительно сбора на ювелирные изделия), а также №4591 (об учреждении бизнес-омбудсмена) и №2216а (о технологических парках).
О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите экономической конкуренции
Номер и дата регистрации: 6723 від 14.07.2017
Автор: Иванчук А. В., «Народний фронт».
Альтернативные законопроекты: отсутствуют
Этап: второе чтение
Цена вопроса: законопроект не имеет прямого денежного выражения
Содержание. Предусматривает внесение изменений в законы Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины», которые включают целый ряд нововведений: о порядке предоставления разрешений на осуществление вертикальных согласованных действий, об упрощенном порядке рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию, о порядке начала рассмотрения дел и закрытия дел без принятия решения по существу; о повышении размера штрафов, которые вправе налагать территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины; выполнении решений АМКУ и тому подобное. Связанный законопроект – №6746 от 17.07.2017.
Кто выиграет. АМКУ – в контексте узко корпоративных интересов этой государственной институции; субъекты рынка, на которых распространяется антимонопольное законодательство.
Кто проиграет. В случае коррупционных злоупотреблений со стороны АМКУ проигрывает украинский бизнес: ухудшится конкурентная среда, государство не получит поступлений от штрафов (несмотря на их номинальное увеличение).
Позиция парламентских юристов. Перед первым чтением была условно положительной: «по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект может быть принят за основу с последующим учетом высказанных замечаний и предложений». Главное юридическое управление предоставило замечания, но четкой позиции не заявило.
Прогнозируемая позиция фракций. Гарантированная поддержка со стороны «Народного фронта» и БПП. Оппозиционный блок – против, «Батькивщина» – половина голосов, остальные не имеют консолидированной позиции.
Шанс на принятие. Высокий.
Оценка Мind. Законопроект получил негативные отзывы в экспертной среде. Сайт «Наши деньги» видит коррупционные риски в законопроекте, позволяющие АМКУ по своему усмотрению открывать и закрывать дела для предприятий крупных олигархических групп. Также законопроект позволяет компаниям, вступившим в сговор, участвовать в государственных закупках несмотря на наличие решения АМКУ против них. По мнению Центра противодействия коррупции, принятие документа узаконит «распил» государственных средств на закупках между связанными компаниями.
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг
Номер и дата регистрации: 2456-д від 29.12.2015
Автори: початкового законопроекта 2456 – Дзензерский Д. (НФ) и др.; доработанного законопроекта – Рибалко С. (Радикальна партия Ляшка)
Альтернативные законопроекты: отсутствуют
Этап: подготовлен к повторному второму чтению
Цена вопроса: По разным оценкам, объем активов небанковских финансовых учреждений в Украине достигает 9% ВВП. Это все страховые компании, финансовые компании, кредитные союзы, частные пенсионные фонды.
Содержание. Законопроект уточняет определение основных понятий и согласовывает нормы законодательства, касающиеся потребителей финансовых услуг. Кроме того, предусматривается выполнение регуляторами рынков финансовых услуг функции защиты прав потребителей и правоприменения в этой сфере.
Кто выиграет. НБУ, Нацкомфинуслуг и НКЦБФР – в части расширения их регуляторных полномочий; теоретически физические лица – потребители финансовых услуг, усиление защиты которых декларируется.
Кто проигрывает. Субъекты рынка финансовых услуг – юридические лица, контроль за которыми со стороны государства усилится, также увеличатся штрафные санкции для них.
Позиция парламентских юристов. Был сделан ряд замечаний, в том числе и о противоречии Конституции, однако четкой оценки не поступило.
Прогнозируемая позиция фракций. Может рассчитывать на поддержку «Народного фронта» и БПП, Оппозиционный блок – против, «Возрождение» – преимущественно против, остальные колеблются.
Шанс на принятие. Рассмотрение законопроекта тянется с 2015 года. Переплетается слишком много интересов различных политических и экономических игроков, что затрудняет успешное голосование за документ.
Оценка Мind. Законопроект регулирует достаточно мощный финансовый сегмент украинского бизнеса, с которым связана деятельность многих депутатов парламента. По мнению независимых юристов, закон не сможет защитить украинцев от недобросовестных действий банков и финучреждений, он лишь расширяет функционал доступа к информации и возможности людей. Как граждане будут им пользоваться – зависит от них самих. Также обращаем внимание, что в июле 2016 года был принят в первом чтении законопроект №2413, предусматривающий ликвидацию Нацкомфинуслуг и передачу соответствующих полномочий НБУ и НКЦБФР.
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения лицензионных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности
Номер и дата регистрации: 4958 від 12.07.2016
Автор: Южанина Н.П. (БПП) и др.
Альтернативные законопроекты: отсутствуют
Этап: второе чтение
Цена вопроса. За первое полугодие 2016 года Украина экспортировала спирта и алкогольной продукции на $122,4 млн. Экстраполируя эти данные, можно утверждать, что совокупный годовой экспорт этой продукции составляет не менее $250 млн. Плата за годовую лицензию для экспорта продукции составляет лишь 780 грн, что является мизерной суммой, не повлияет на доходы госбюджета.
Содержание. Законопроект отменяет обязательные специальные отчеты для субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, отменяет лицензирование экспорта алкогольной и табачной продукции. Также закон предусматривает отмену лицензирования экспорта (импорта) матриц, оборудования и сырья для их производства (речь идет о дисках для лазерных систем считывания).
Кто выиграет: экспортеры алкогольной продукции и спирта (государство), табачные компании-экспортеры.
Кто проиграет: чиновники, злоупотребляющих регуляторными механизмами.
Позиция парламентских юристов: проект нуждается в технико-юридической доработки.
Прогнозируемая позиция фракций: категорически против – «Батькивщина», большинство Оппозиционного блока, часть внефракционных депутатов. НФ, БПП, «Самопомощь», РПЛ – за.
Шанс на принятие: высокий.
Оценка Мind. Законопроект имеет положительное значение с точки зрения дерегуляции и поддержки отечественного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (лучше экспортировать спирт и алкоголь, чем зерно). Документ не решает принципиальных проблем рынка, однако и в таком виде (освобождает от лишней бумажной работы и уменьшает государственное вмешательство) видится прогрессивным.
Участники акции «Дети курят – парламент игнорирует», 16 апреля 2018 г.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].