Милости просим: видеоэкскурсия в недра дата-центра
Как высокотехнологичный рынок может возродиться из пепла

По прогнозам Seagate и IDC, к 2025 году глобальный объем данных достигнет 163 зеттабайта, увеличившись в 10 раз по сравнению с 2016 годом. Около 60% информации в мире будут генерировать коммерческие предприятия. Эти цифры могут стать отличным стимулом для роста индустрии коммерческих дата-центров. Ведь огромные массивы информации нужно где-то хранить. Если ранее крупные компании предпочитали строить свои центры обработки данных (ЦОД), то в последние годы все больше используют аутсорс – размещают серверы в дата-центрах и/или пользуются их облачными решениями.
Крупнейшие мировые операторы ЦОДов – Amazon, Microsoft, IBM, Google, Oracle – инвестируют миллиарды долларов в развитие этой ниши. По данным Synergy, в прошлом году объем M&A на рынке достиг $20 млрд, существенно превзойдя суммарный оборот таких сделок в 2015 и 2016 годах.
Итак, Mind выяснил, как устроен этот высокотехнологический бизнес. Директор одного из крупнейших в Украине дата-центров BeMobile Валерий Вольный показал изданию, как функционирует ЦОД, из каких «компонентов» он состоит. А также поделился своим мнением о перспективах возрождения рынка.
Что такое дата-центр? На первый взгляд это дом, в котором «живут» подключенные к интернету серверы. При более пристальном рассмотрении оказывается, что это высокотехнологичный бизнес, построенный на сложных инженерных решениях с огромным количеством дорогого оборудования.
«Входной билет для создания крупного по украинским меркам дата-центра – минимум $5 млн. Эта сумма не включает стоимость земли и самого здания. Такие немалые инвестиции вливаются в инженерные системы, для того чтобы обеспечить безотказность работы серверов», – рассказывает Валерий Вольный.
Зачем нужна безотказность? Для многих клиентов дата-центров – банков, розничных торговых сетей и интернет-магазинов, логистических компаний и т. п. – выход в офлайн даже на незначительное время чреват не только потерей репутации, а и финансовым ущербом. «Если банк останавливает свою работу хотя бы на минуту – он теряют деньги. Клиенты на кассе в супермаркете также не будут ждать, пока система заработает», – объясняет директор BeMobile.
Как подтверждается надежность ЦОДа? В теории чем больше в дата-центре резервных компонентов систем – тем меньше риск выхода серверов в офлайн. В мире принято все ЦОДы разделять по уровням отказоустойчивости – Tier I, II, III и IV. Такую классификацию ввел американский Uptime Institute. По стандартам этой организации у дата-центров первого и второго уровня не все системы имеют дублирующие компоненты, поэтому они периодически могут останавливаться на профилактические, ремонтные работы.
«А ЦОДы третьего и четвертого уровней никогда не «выключаются». На третьем уровне все оборудование, обеспечивающее работу инфраструктуры, имеет запасное звено. Четвертый уровень – это практически две инфраструктуры, одновременно работающие на площадке», – поясняет директор BeMobile.
Представители крупных украинских дата-центров заявляют, что их «детища» построены в соответствии сTier III. Хотя сертификаты Uptime Institute наши ЦОДы не получают: документ стоит около $100 000.Тем не менее операторы ЦОДов заявляют, что готовы выплачивать клиентам штрафы за несоответствие стандарту. «Допустимый уровень простоя дата-центра по Tier III– 1 час 35 минут в год. Если время превышается, по договорам наступают штрафные санкции, которые измеряются стоимостью нескольких месяцев услуг», – рассказывает Валерий Вольный.
Дата-центров четвертого уровня в Украине пока нет.

Валерий Вольный
Какова «начинка» ЦОДа? У операторов ЦОДов – четыре основные сферы ответственности: питание серверов электричеством, кондиционирование, пожарная и физическая безопасность. По сути, за отсутствие траблов в этих системах клиент и платит деньги.
Защита от стороннего проникновения. Помимо мощных дверей и видеонаблюдения, на входе в дата-центр посетителей встречают сотрудники охраны. Представители клиентов могут зайти в «святая святых» только после заблаговременного подтверждения от ответственного лица своей компании. «В документе обязательно указывается дата посещения. Ведь сотрудника могут уволить, а вдруг он решит на прощание устроить сюрприз. Этот и другие нюансы прописаны в договорах, процедуры строго выполняются, поэтому несанкционированный доступ невозможен», – рассказывает Валерий Вольный.
И уточняет: правоохранители – не исключение. Сотрудники силовых органов могут проникнуть в ЦОД только вместе с клиентом, и лишь в модуль, где расположены его серверы. Каждое помещение дата-центра – с отдельными охранной и видеосистемами.
Перед входом в ЦОД посетители обязательно надевают бахилы: серверы не любят пыли.

Электропитание. Это еще одна многоуровневая система. Как правило, дата-центры подключают два внешних источника питания от продающих электроэнергию компаний. Опять-таки – для безотказности работы. По словам Валерия Вольного, их новые кабельные сети обеспечивают по 6 МВт на каждый канал от «Киевэнерго».
Так как серверы любят потреблять «чистое» электричество (без скачков напряжения), дополнительно в ЦОДах устанавливают источники бесперебойного питания. Также в энергомодулях расположены аккумуляторы. Они нужны на случай ЧП: если одновременно оба источника внешнего питания обесточиваются – начинают работать дизельгенераторы. «Для включения дизельгенератора нужно несколько секунд. Этот промежуток времени «страхует» целый пул аккумуляторов, которые в состоянии выдержать всю нагрузку дата-центра в течение 15 минут», – подчеркивает Валерий Вольный.
Охлаждение. Когда сервера работают – они греются, так как вырабатывают большое количество тепла. Поэтому в дата-центрах есть специальные системы кондиционирования. Под фальшполом расположены трубы с холодной водой, которая поступает к кондиционерам для охлаждения воздуха. А внутри модулей с серверами дополнительно создаются так называемые холодные коридоры – зонированные помещения, куда поступает холодный воздух от кондиционеров. «С клиентами подписывается соглашение, в котором гарантируется поддержание определенного уровня температуры (около 22 ºС) и влажности со штрафными санкциями в случае невыполнения. Ведь, к примеру, точка росы на серверах – смерть оборудованию», – рассказывает директор BeMobile.
Пожарная безопасность. В дата-центрах повышенная вероятность возгорания. Но для тушения пожара в ЦОДе нельзя использовать воду или пену, так как они испортят серверы, поэтому устанавливаются газовые системы пожаротушения. Модуль заполняется инертным газом, который гасит возгорание вытеснением кислорода из помещения.
Такие системы подключены к городской службе пожаротушения. «В любом случае к нам приедут пожарные. Наша задача – погасить пожар до того, как они размотают шланги», – шутит Валерий Вольный.

Валерий Вольный
Доступ в интернет. Каналы связи в дата-центрах также дублируются на случай ЧП. «Провайдеры «заходят» в ЦОД с двух разных сторон здания в две разные кроссировочные комнаты. Из этих помещений они подключаются к своим клиентам двумя каналами: основным и запасным», – отмечает спикер.
Мозг дата-центра. Систему мониторинга Валерий Вольный в шутку называет управлением полетами. Она контролирует работу всей инфраструктуры и включает около 1500 датчиков, расположенных по контрольным точкам. «Датчики мониторят напряжение, температуру воздуха и контактов, влажность, давление воды и т. п. – все, что может привести к остановке систем. Например, в распределительных шкафах – мегаватты электричества, высокое напряжение, там может быть нагрев контактов. В случае отклонения от номинальных значений в любом из датчиков диспетчеру поступает звуковой сигнал», – рассказывает директор BeMobile.
Существуют ли дополнительные зоны риска? Помимо технических параметров, при выборе дата-центра потенциальные клиенты оценивают и специфические факторы. «Если бы моя жена работала в госструктурах, крупные иностранные клиенты к нам бы не пришли: риск коррупции. На входе клиенты проводят свой независимый аудит, изучают очень много нюансов. К примеру, кто владелец ЦОДа, сколько собственников у компании, на каких условиях предприятие владеет зданием, землей и т. п. Ведь проще развестись, чем переехать в другой дата-центр», – шутит спикер.

Как развивается рынок? Пока Украина выбивается из общемирового тренда: после успешного старта в середине нулевых отечественный рынок коммерческих ЦОДов существенно просел в последние годы. Его оборот, включающий и облачные решения, в прошлом году cоставил $28,8 млн. Средняя заполняемость 35 украинских дата-центров сейчас достигает 60%. Остальные мощности простаивают.
Главной причиной «крутого пике» принято считать миграцию клиентов в зарубежные ЦОДы из-за опасений изъятия серверов правоохранителями. «Ранее распространялись мнения, что силовики массово изымают серверы, а потом возвращают их за деньги. Считаю, это больше миф, чем реальность. За 8 лет нашего существования «отношения» правоохранителей с нашими клиентами проходили в рамках законодательства. Но имидж сложился. Если эти опасения уйдут – бизнес вернет серверы в Украину, потому что за рубежом компании переплачивают», – уверен Валерий Вольный.
Все крупные клиенты уже распределены между дата-центрами, а новых заказчиков на рынке почти не появляется. «За прошлый год мы выросли на 10% по числу клиентов. Размеры проектов уменьшились. Если раньше клиенты заказывали 15–20 шкафов, то теперь берут 1–2 стойки», – констатирует Валерий Вольный.
По его словам, в нынешних условиях дата-центры выживают за счет сопутствующих ниш: системной интеграции, облачных вычислений и т. п. BeMobile же концентрируется только на размещении серверов. Не заходят в минус благодаря тому, что сразу не построили большой дата-центр. «Мы мультиплицируемся по мере привлечения клиентов. Таким образом оптимизируем инвестиции и поддерживаем высокий уровень заполняемости (сейчас 90%)», – рассказывает директор компании.
Каковы перспективы? Тем не менее у нашей страны есть шансы возродить этот высокотехнологичный бизнес. Украинские частные и госпредприятия с каждым годом продуцируют все больше данных, документооборот переводится в онлайн, растет число сервисов, сайтов и т. п.
К тому же в Украине удачная геолокация, поэтому размещение в отечественных ЦОДах может заинтересовать и иностранных клиентов. Первые ласточки уже есть. Но их имена участники рынка запрещают публиковать – «военная» тайна.
«Наш бизнес очень тесно связан с развитием экономики государства. В последние годы отечественные компании замораживали создание новых инфраструктурных проектов. Надеюсь, вскоре разморозят: сейчас заметна стабилизация экономики. Это предвестник следующего шага – появления новых инвестиций», – резюмирует директор BeMobile.

Валерий Вольный
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].