Интернет-тренды 2018: почему на первый план вышли изменения, возможности и ответственность
Основные тезисы из отчета венчурной капиталистки из США Мэри Микер о тенденциях развития глобального цифрового пространства

Ежегодно американская венчурная капиталистка Мэри Микер подводит итоги развития цифрового пространства и определяет перспективные интернет-тренды. На прошлой неделе на конгресс-конференции в Ранчо Палос Вердес, Калифорния, был представлен ее 23-й отчет, раскрывающий широкий спектр тем, посвященных сегодняшним интернет-тенденциям в области коммерции, рекламы , а также движущим факторам экономического роста китайского и американского секторов технологий.
По мнению Микер, человечество стало свидетелями двух крупных технологических взрывов – в 2006 и 2007 годах, когда появился Amazon AWS («облако» от Amazon. – Mind) и Apple Iphone. С тех пор мир информационных технологий постоянно меняется: нам понадобилось 80 лет для освоения посудомоечной машины, однако интернет стал обычным явлением менее чем за десятилетие.
Мери Микер – американская венчурная капиталистка (партнер компании Kleiner Perkins Caufield & Byers (KPCB) и бывший финансовый аналитик Wall Street. Она занимает шестую строчку списка 20 самых влиятельных женщин мира, составленного Forbes.
В частности, Микер с коллегами из КСВР подвели основные итоги 2017 года и определили тенденции будущего. Mind их записал.

Мери Микер
Доступность и распространенность: в мире почти не осталось тех, кто не имеет доступа к интернету и технологиям. Два года назад примерно 3 млрд человек, или 42% населения Земли, были привлечены к использованию интернета. Сейчас этот показатель составляет 3,6 млрд человек, или ½ населения мира. Это объясняется тем, что за 17 лет доступ к беспроводным сетям WiFi стал значительно проще: глобальная сеть выросла с 0 до 40 млн.
Вместе с тем объем международных поставок смартфонов в прошлом году впервые не увеличился и составил 0%. В отчете это объясняется увеличением количества владельцев смартфонов, а значит, усложнением процесса роста объемов их поставок. То же касается и роста количества новых пользователей интернета. Так, в прошлом году этот показатель увеличился на 7% по сравнению с 12% годом ранее.
Несмотря на громкие релизы от iPhone и Samsung Galaxy Notes о суммах в $1000, средняя цена продажи смартфонов в мире продолжает снижаться. Просто потому, что это помогает внедрить смартфоны на менее развитых рынках. Это свидетельствует не о том, что люди интересуются сферой цифровых технологий меньше, а о том, что населения, которое не пользуется смартфонами или интернетом, почти не осталось.
Наоборот, люди тратят все больше времени на интернет-серфинг. В прошлом году взрослое население США проводило 5,9 часа в день, просматривая онлайн-СМИ, в 2016 году – 5,6 часа.
Персонализация и сбор данных – основа интернет-технологий сегодня. На сегодняшний день социальная сеть Facebook насчитывает 2,2 млрд потребителей, Pinterests – 200 млн, Spotifies – 170 млн, Netflixes – 125 млн. Персонализация и сбор данных, как ключевые элементы инновационных технологий, обеспечивают пользователям улучшенные и более дешевые услуги.
Большинство онлайн-пользователей готовы делиться данными для получения преимуществ, 79% готовы распространять личные данные для собственной пользы. Когда польза от распространения данных не понятна, потребители действуют иначе: 64% удаляют определенные приложения, если сомневаются в использовании своих данных.
Технические компании сталкиваются с «парадоксальной неприкосновенностью частной жизни» и находятся на перепутье – между вариантом использования данных для обеспечения лучшего контента для потребителей и вмешательством в их частную жизнь. Это создает парадокс конфиденциальности, который включает три стороны. Интернет-компании предоставляют дешевые услуги частично за счет собранных персональных данных пользователей. Последние в свою очередь увеличивают использование интернет-услуг в связи с полученной ценностью. В то же время регуляторы хотят обезопасить данные от ненадлежащего использования.
«Если в ЕС, Азии и Северной и Южной Америках растет внимание к регулированию этого вопроса, в Китае поощряется сбор данных», – отметила Микер.
Сбор данных является основой для алгоритмического совершенствования искусственного интеллекта. Персональные данные улучшают прогнозную способность сервисов. Это основополагающий инструмент для совершенствования продуктов, предсказуемости и возможностей искусственного интеллекта. Сейчас в нем все больше конкурируют интернет-лидеры Amazon.com и Google. Платформа AI Amazon существует в AWS, что позволяет легче обрабатывать и собирать данные для других. Google делает то же самое с Google Cloud.
«AI является одной из самых важных вещей, над которыми работает человечество. Это сложнее, чем электричество или огонь. Мы научились применять огонь для пользы человечества, но нам нужно было также преодолеть его недостатки. AI действительно важен, но мы должны быть обеспокоены», – сказал главный исполнительный директор корпорации Google Inc. Сундар Пичай.
Развитие и исследования (R&D) технологий – удачная инвестиция. Сегодня в США на R&D технологий тратится значительно больше, чем на другие сферы, например, на здравоохранение или энергетика. Вкладывая в R&D, технологические компании увеличивают свою прибыль: 18% в 2017 году против 13% в 2007-го. Поэтому сфере присуща большая конкуренция, большое количество затрат на R&D и расходы на увеличение инноваций.
Так, в апреле на долю R&D приходилось 25% рыночной капитализации США.
Электронная коммерция вытесняет традиционную торговлю. В прошлом году процент прибыли электронной коммерции составлял 16% от общей прибыли а розничной торговле. Этот показатель на 2% больше, чем в 2016 году. Согласно статистическим данным, 60% транзакций осуществляются путем использования девайсов, интернета и др. Только 40% приходится на наличные купли-продажи в магазинах. Amazon.com нарастил прибыль от интернет-продаж до 28% по сравнению с 20% в 2013 году.
Однако э-коммерция приносит пользу не только продавцам, но и потребителям. Так, исследования показали, что онлайн-цены на пару процентов ниже офлайн-цен.
Соцсети – путь продавцов к успеху. Благодаря социальным медиа поиск нужной продукции для пользователей становится все более эффективным. Рефералы электронной коммерции в социальных сетях составляют 6% против 2% в 2015 году, что демонстрирует очень стремительный рост. Если все начиналось с демографического таргетирования с каталогами, брендами и магазинами, теперь интернет-коммерция невероятно персонализированная и способна обрабатывать поисковые рекомендации 24/7.
Китай – глобальный хаб крупнейших интернет-компаний. Сейчас КНР заявляет о себе как о стране с самыми большими интернет-компаниями мира: страна развивается в этой области бысрее, чем кто-либо.
Так, на сегодняшний день Китай является домом для 9 из 20 крупнейших интернет-компаний мира. В США таких 11. Для сравнения: пять лет назад в Китае таких компаний было две, а в США – девять.
Жилье, авто и другие блага – для каждого из нас. Например, на сегодня критическим вопросом для многих городов является строительство новых жилых помещений. Действительно, города перенаселены. Однако люди отовсюду съезжаются в Нью-Йорк, Лос-Анджелеса и другие развитые города.
Где переночевать? Интернет дал ответ и обеспечил прекрасную возможность: Airbnb – сервис, который объединяет 5 млн человек по всему миру и предлагает дешевый ночлег.
Uber, который насчитывает 3 млн таксистов по миру, обеспечивает дешевые и удобные перевозки в любом городе. Это система, которая не нуждается в руководстве. Водитель сам решает, ехать или нет, но ни один клиент не остается без обслуживания.
Итоги 2017 года свидетельствуют о том, что технологии – это не будущее. Технологии – это сегодня.
Свою речь Микер завершила тремя словами: изменения, возможности и ответственность. «Мы живем в период беспрецедентных изменений и беспрецедентных возможностей. И особенно для людей в этой комнате, существует беспрецедентная потребность в ответственности», – подчеркнула она.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].