Добыча флибустьера: как торговать сжиженным газом

Добыча флибустьера: как торговать сжиженным газом

В чем специфика глобального рынка СПГ и каким рискам он подвержен

Цей текст також доступний українською
Добыча флибустьера: как торговать сжиженным газом
Фото: Flickr

Несмотря на замедление реформы украинского газового рынка, спровоцированного политическими факторами, его интеграция с европейским остается неизбежной перспективой, задекларированной в национальном законодательстве. Это значит, что Украина со временем станет все более активно участвовать в международной торговле газом для диверсификации поставок. В результате такого процесса более заметную роль в структуре энергопотребления страны может занять сжиженный природный газ (СПГ).

На высшем политическом уровне уже звучали заявления, что Украина хочет организовать импорт СПГ из США и Катара через Польшу, Литву и Турцию. Хотя к масштабным проектам дело только идет, специфика торговли СПГ привлекает все больше внимания отечественных трейдеров.

Mind собрал наиболее яркие и актуальные факты об СПГ-бизнесе, которые раскрывают его современную специфику и суть торговли.

Что на повестке дня? Мировой газовый рынок быстро меняется. Развитие технологий сжиженного природного газа (СПГ) и его морской транспортировки только усиливает эту динамику, вовлекает в торговлю новые страны, стимулирует усложнение цепочек распределения потоков, а также использование разнообразных торговых схем и моделей.

Это создает предпосылки для того, чтобы объемы морского транспорта СПГ в международной торговле постепенно догнали сетевой газ, то есть передаваемый по системе трубопроводов. Для того чтобы выдержать конкуренцию, компании устраивают настоящую битву за снижение затрат. Ведь только производители сжиженного газа с наиболее низкими затратами могут чувствовать себя уверенно на этом крайне изменчивом рынке, где цены отличаются высокой волатильностью, а спрос – неопределенностью.

Например, в 2017 году, по статистике Enerdata World LNG Database, мировое потребление сжиженного газа резко выросло на 11%. Такой скачок обеспечил Китай, внезапно отказавшись в пользу газа от использования угля для теплоснабжения городов. Свою лепту в повышение спроса на СПГ может внести также и Саудовская Аравия – обладатель шестых по объему запасов газа в мире в этом году стала искать стабильных поставщиков СПГ, чтобы обеспечить энергетический баланс внутри страны.

Портрет рынка. По своему характеру рынок СПГ все больше напоминает нефтяной – он усложняется, но одновременно становится более гибким. Может случиться, что СПГ-танкер по ходу к покупателю изменит свой первоначальный маршрут – это значит, топливо перекупил новый владелец.

Стремление к сокращению рисков стало стимулом для появления в СПГ-сегменте портфельных игроков, которые не только занимаются трейдингом, но также инвестируют в создание инфраструктуры и логистику для оптимизации транспортных затрат и эффективного доступа к импортерам. Новые мощности по сжижению, которые сейчас строятся, к 2020 году должны увеличить объем мирового предложения СПГ на 50%.

Наиболее сложно предсказуемый рынок сжиженного газа – в Европе. По прогнозам Международного энергетического агентства, в зависимости от сценария, спрос на СПГ в странах ЕС к 2030 г. может увеличиться в широком диапазоне: от 15 до 65 млн т (до 55-125 млн т). Но здесь потребители также весьма чувствительны к его цене из-за наличия жесткой конкуренции сжиженного газа с трубопроводным. Поэтому для стран Евросоюза СПГ, скорее всего, будет играть балансирующую роль.

Одним из стимулов для интереса европейских потребителей к СПГ в последние годы стало снижение добычи на крупнейшем месторождении газа Гронинген в Нидерландах. Его открытие в начале 1960-х способствовало появлению одноименной концепции долгосрочного газового контракта с ценой газа, привязанной к стоимости его замещения (впоследствии эту модель взял за основу «Газпром», выстраивая свои отношения с европейскими партнерами и «Нафтогазом»). Теперь в прошлое уходит и масштабная добыча на Гронингене, и долгосрочные газовые контракты.

Как оформлять? В случае с договорами на поставку СПГ также происходит их эволюция: сокращается длительность, снижаются объемы, цена больше не формируется исключительно на основе привязки к нефтяным котировкам.

Обычно СПГ торгуют в рамках двусторонних соглашений – master sales agreements (MSAs). Они требуют многочисленных обоюдных согласований для каждого отдельного договора. В настоящее время участник рынка СПГ должен согласовать до ста MSAs со всеми своими контрагентами, прежде чем приступать к фактической торговле, тратить много времени и усилий на эту деятельность. На нефтяном рынке основной контрактной рамкой являются стандартизированные general terms and conditions (GTCs). Рухди Маалуф, руководитель нефтегазового направления в юридической компании De Gaulle Fleurance & Associes, решил кардинально улучшить сложившуюся ситуацию. Он стал автором первого «LNG GTCs 2018» – шаблона стандартизрованного контракта, который может серьезно сократить транзакционные издержки на совершение сделок с СПГ. В открытом доступе он появился две недели назад, 12 июня. Новый универсальный «зонтичный» контракт для поставок СПГ должен подстегнуть трейдинг и ликвидность рынка СПГ,  а также способствовать развитию торговли.

Что на биржах? Расширяет свое влияние на рынок СПГ и биржевая торговля газом. Месяц назад малазийская национальная нефтекомпания Petronas впервые продала танкер со своим сжиженным газом через первую электронную торговую площадку СПГ– GLX.

Эта площадка заработала на полтора года позже обещанного срока, и сразу стала весьма популярным местом. Ее участниками уже стали более 40 крупнейших продавцов и покупателей СПГ из Азии, Северной Америки, Европы, Австралии и Ближнего Востока.

Каких новшеств ожидать? В 2018 году произойдет, пожалуй, наиболее прогрессивное событие для СПГ-бизнеса: британско-голландская корпорация Shell, обладающая огромным опытом на газовом рынке, а также технологиями по сжижению природного газа, планирует запустить в работу первый в мире плавучий завод по производству сжиженного природного газа FLNG Prelude. По оценкам британской компании Westwood Global Energy, стоимость проекта составила $12 млрд.

Конструктивно Prelude представляет собой огромную баржу длиной 488 м, шириной 74 м общей высотой 105 м. Вместе с грузом она весит 600 000 тонн – как шесть атомных авианосцев. Инженеры Shell горды тем, что их плавучий завод занимает всего четверть площади аналогичного сухопутного предприятия.

Добыча флибустьера: как торговать сжиженным газом
Плавучий завод FLNG Prelude
Фото: www.shell.com

Prelude планируют эксплуатировать в Тиморском море. Встав над одноименным месторождением газоконденсата, плавучий завод четверть века будет производить и отгружать потребителям столь востребованное углеводородное топливо. А когда закончится газ там, его перетянут в другое место. «Бродячее» предприятие по производству СПГ может перемещаться от одного месторождения к другому, причем запасы месторождений могут быть сравнительно небольшими. А значит, многочисленные малые месторождения, имеющие в общей сумме огромные запасы природного газа, могут стать коммерчески рентабельными.

Добыча флибустьера: как торговать сжиженным газом
Плавучий завод FLNG Prelude
Фото: www.shell.com

Чего опасаться? С технологической точки зрения, процесс производства и транспортировки СПГ весьма безопасен. Но при доставке топлива остаются военно-политические риски. Милитаризация Мирового океана, развитие глобальных террористических структур и новая волна пиратства делают менее надежными любые перевозки морем. Но в этом направлении уже приложены серьезные усилия для укрепления безопасности. С 2004 года действуют морские антитеррористические правила, которые предписывают всем судам, вовлеченным в мировую торговлю, оборудовать «тревожные кнопки» – при их нажатии автоматически передаются сообщения о нападении пиратов, выдаются координаты месторасположения судна.

Хотя танкеры с нефтью являются гораздо более желанной добычей пиратов, случаи нападения на танкеры-газовозы также случаются.

Последний инцидент, о котором сообщали информационные агентства, произошел осенью 2016 года. Тогда у южного побережья Йемена пираты атаковали СПГ-танкер Galicia Spirit, который шел под флагом Испании. Судовладелец – компания Teekay Shipping Corporation, расследовав происшествие в сотрудничестве с экспертами по морской безопасности, предположила, что нападение являлось терактом с участием смертников. Но танкер спасло чудо – взрывчатка сдетонировала раньше времени, и лодка с террористами взорвалась в 20 м от конечной цели. В итоге Galicia Spirit получил незначительные повреждения, никто из членов экипажа не пострадал.

Еще в 2004 году в отчете Сандийских национальных лабораторий, подготовленном по заказу правительства США, был сделан вывод, что нападение террористов на танкер-газовоз может быть весьма разрушительным и привести к большим жертвами. Но оно является весьма маловероятным. Крупные танкеры-газовозы слишком большие, и пираты зачастую не могут их захватить. Кроме того, злоумышленники просто не знают, что с такими судами делать.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно