«Газпромом» по Европам: как российская монополия подрывает авторитет «Нафтогаза»

«Газпромом» по Европам: как российская монополия подрывает авторитет «Нафтогаза»

И пытается установить свои правила газового транзита

Цей текст також доступний українською
«Газпромом» по Европам: как российская монополия подрывает авторитет «Нафтогаза»

Вместо того чтобы сконцентрироваться на защите бизнес-интересов и выстраивании надежных контактов с западными партнерами, топ-менеджмент «Нафтогаза Украины» своим приоритетом выбрал сугубо политические игры. Это создало предпосылки для того, чтобы «Газпром» переиграл команду Андрея Коболева на европейском рынке, продвигая свои правила газовой торговли, которые негативно влияют на транзитный статус Украины. Как это произошло, разобрался Mind.

Что предпринял «Газпром»? Он решил побороться за газовый рынок стран ЕС, покупатели которого обеспечивают компании стабильную валютную выручку. Чтобы оптимизировать работу с европейскими компаниями, «Газпром экспорт» объявил об открытии электронной торговой платформы, ориентированной на сделки с западными контрагентами.

Возможность зарегистрироваться на площадке появилась с 17 августа. Дата первых торгов еще не определена, но они могут состояться уже в сентябре, когда закончится минимальный срок в три недели с момента подачи заявки, необходимый для подтверждения квалификации участников.

Особенность торговой площадки «Газпрома» в том, что она предполагает проведение слепого аукциона и запрет на разглашение любой информации. Участникам будут сообщаться данные об объеме выставленного на продажу газа, его минимальной цене и сроках поставки. Уже сделанную заявку отменить не удастся, но будет возможность скорректировать ее по объему и цене только в сторону увеличения.

Как это отразится на интересах Украины? Для «Нафтогаза» и оператора украинских газопроводов – компании «Укртрансгаз» в планах «Газпрома» по организации электронной торговой площадки наибольший интерес вызывает одно существенное условие: по правилам, которые устанавливает «Газпром» для европейских покупателей, именно российская монополия определяет перечень возможных точек отбора закупленного на торгах газа. Проанализировав только предложенные варианты, покупатели смогут выбрать наиболее удобный из них, с учетом своих интересов.

Такой подход позволит «Газпрому» диктовать координаты отбора законтрактованного российского газа и нести ответственность за обеспечение стабильного транзита топлива к покупателям.

Одновременно это обесценивает популярный тезис «Нафтогаза» о том, что при транспортировке российского газа по украинским газопроводам в страны ЕС его точка отбора должна находиться на восточной границе Украины. Таким образом, НАК надеялся минимизировать непосредственное взаимодействие с «Газпромом» и выйти на прямые договоренности с европейскими компаниями об условиях транзита. Но теперь «Газпром» создал ситуацию, которая нивелирует эти планы и несет риски статусу Украины на европейском газовом рынке.

Правила, которые российская монополия внедряет для торговли на своей электронной площадке, только усиливают ее возможности для давления на «Нафтогаз» по снижению стоимости транспортировки газа. Ведь транзитные доходы обеспечить Украине способен только «Газпром» – альтернативы нет. А он строит новые трубопроводы в обход Украины, чтобы сократить зависимость от украинской ГТС.

Его же оплата услуг по транспортировке, которая поступает в адрес «Нафтогаза» (более $3 млрд в год), – это по сути единственный доступный источник финансовых поступлений (реальных, а не расчетных), позволяющий НАК осуществлять, среди прочего, и не вполне обоснованные затраты, в которых топ-менеджеров госхолдинга любят упрекать оппоненты.

Как отреагирует Запад? Политический хаос, вызванный войной на Донбассе и запланированными на 2019 год выборами, подрывает доверие западных партнеров к прямым контактам с Украиной в газовом бизнесе. Это повышает привлекательность инициативы «Газпрома» по торговле газом на новой электронной площадке с ее специфическими условиями, которые способны избавить европейские компании от рисков и дополнительных хлопот, связанных с организацией надежного транзита российского газа по украинской территории.

Кроме того, политическая и экономическая нестабильность в Украине, зависимость страны от внешних кредиторов, диктующих свои условия, повышает привлекательность для западных игроков новых обходных газопроводов, которые лоббирует «Газпром» (в центре этих планов – «Северный поток – 2»).

Что делать Украине? Для защиты национальных интересов стоит поискать возможности, позволяющие усилить роль Украины на европейском газовом рынке. Ведь несмотря на обозначенные негативные тенденции, «Нафтогаз» с «Укртрансгазом» еще могут попытаться изменить ситуацию, добившись признания от западных компаний своего права диктовать условия и устанавливать правила оказания услуг по транспортировке газа через территорию Украины, определяя точки входа и выхода законтрактованного у «Газпрома» топлива.

Для этого, например, нужно создать прецедент: договориться об использовании украинских подземных газохранилищ с крупным покупателем российского газа в ЕС, который закупит у «Газпрома» объем газа для такой сделки на украинско-российской границе. Подобные договоренности могут стать также реальным подтверждением влияния и высокого статуса топ-менеджеров «Нафтогаза» среди западных игроков, на котором они часто акцентируют внимание в своих публичных выступлениях.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно