Бег по кругу: почему МВФ считает налог на выведенный капитал злом

Бег по кругу: почему МВФ считает налог на выведенный капитал злом

И как убедить фонд в обратном

Цей текст також доступний українською
Бег по кругу: почему МВФ считает налог на выведенный капитал злом
Фото: pixabay

Скорее всего, бизнес в 2019 году не получит налог на выведенный капитал. Даже несмотря на то, что президент Петр Порошенко на встрече с предпринимателями 31 октября в очередной раз заявил, что он двумя руками «за» НнВК. Но уж слишком сильно сопротивление со стороны Министерства финансов и Международного валютного фонда.

Что обещают украинские власти? Петр Порошенко посвятил налогу на выведенный капитал большую часть своей речи. Оно и понятно. Ведь и Минфин, и тот же Порошенко клятвенно обещали предпринимателям, что НнВК в 2019 году однозначно будет. Но уже ноябрь, госбюджет-2019 недели через 2-3 пойдет на второе чтение, а упоминания о новом налоге в нем нет. Зато план поступлений по налогу на прибыль в 2019 году – 102 млрд грн.

Поэтому налогоплательщиков нужно как-то успокоить. И президент на встрече с бизнесом всячески пытался это сделать.

Глава государства заявил, что не намерен отходить от идеи внедрения ННвК и надеется, что она будет реализована при первой же возможности. При этом Порошенко сообщил, что со стороны МВФ нет безапелляционного отрицания налога на выведенный капитал, и Фонд перешел к его восприятию. «Ключевые вопросы – бюджетные риски, компенсаторы, и приемлемая модель, которая устроит все стороны. И парламент, и правительство, и бизнес», – уточнил Порошенко.

В то же время, президент сообщил, что бизнес-сообщество и профильные ассоциации вышли с инициативой, чтобы их представители были вовлечены в процесс переговоров с международными организациями и в обсуждение вопроса НнВК на парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. «Чтобы донести аргументацию и в то же время убедить, что фискальных потерь не будет», – объяснил Порошенко. При этом он пообещал, что как только вопрос с НнВК решится – его сразу же рассмотрит Национальный совет реформ.

Почему МВФ против? Главная причина, по которой МВФ противится внедрению налога на выведенный капитал – это потери бюджета из-за отмены налога на прибыль, и отсутствие утвержденных компенсаторов, которые смогут эти потери перекрыть. Правда, как говорят авторы законопроекта №8557 об НнВК, Минфин явно сгущает краски.

«С апреля 2018 года Всемирный банк и МВФ изучали модель налога на выведенный капитал. Я не знаю, с кем конкретно от украинской стороны они общались. Но у них сложилось устойчивое негативное отношение к данной модели. Некоторые заявления представителей ВБ вообще не выдерживают никакой критики. Их можно объяснить исключительно непониманием модели или получением недостоверной информации. Например, утверждение о том, что НнВК выгоден малому кругу лиц, это вообще о чем?», – рассказывает соавтор законопроекта Александр Шемяткин.

Шемяткин уверяет, что компенсаторы не просто есть, они с лихвой перекроют те потери, которые «рисуют» в правительстве. Напомним, что размер недопоступлений в бюджет, озвученный Минфином, составляет около 40 млрд грн в первый год действия нового налога.

По словам Шемяткина, переток на 2019 год сумм налога на прибыль, которые будут уплачены за четвертый квартал 2018 года, составит 28 млрд грн; авансовый платеж – 45 млрд грн (о нем – ниже); непосредственно поступления от налога на выведенный капитал за три квартала 2019 года – 23 млрд грн. Итого, почти 100 млрд грн. Этих средств достаточно даже при самом пессимистичном сценарии, который озвучивал глава офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы, а ныне – и.о.заместителя главы ГФС Евгений Бамбизов: 80 млрд грн потерь в первый год внедрения нового налога.

Помимо этого, авторы НнВК предложили еще несколько компенсаторов, которые в сумме могут дать свыше 150 млрд грн дополнительных поступлений. Это легализация азартных игр и внедрение налогообложения игорного бизнеса (+6-10 млрд грн), внедрение электронных акцизных марок на алкоголь (+10 млрд грн), верификация получателей субсидий и пенсий (+15-20 млрд грн), индексация общего фонда государственного бюджета (+40-100 млрд грн). «Но из этих компенсаторов ничего не поддержали. Так что на данном этапе о них можно забыть», – говорит Шемяткин.

Какие еще варианты предлагаются? На данный момент, помимо концепции НнВК, заложенной в законопроекте №8557, существует несколько альтернативных моделей этого налога.

Минфин предлагает фискально-нейтральную модель, которая по идее не приведет к потерям бюджета. Суть в том, чтобы внедрить НнВК только для компаний, чей годовой оборот не превышает 200 млн грн. Такой вариант, как считают в министерстве, устроит МВФ.

«По информации Министерства финансов, МВФ может согласиться на введение НнВК со следующего года в ином, чем это предусмотрено законопроектом №8557, формате – поэтапно для отдельных категорий плательщиков», – объясняет Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Впрочем, эту модель сразу же забраковали представители профильных ассоциаций.  Но зато Европейская бизнес ассоциация (EBA) предложила свой вариант. Внедрить НнВК параллельно с фискализацией экономики, которая предусматривает существенное расширение сферы применения кассовых аппаратов, полный перевод бизнеса на безналичные расчеты, жесткие санкции за нарушения в сфере онлайн-торговли. То есть, НнВК в обмен на то, чтобы бизнес перестал прятать деньги, работать в «тени» и платить заработную плату в «конвертах».

«Мы не против ННвК. Но у нас есть исследования, которые показывают, что проблема не в налоге на прибыль, а в налогах на зарплату», – объяснила позицию ассоциации ее глава Анна Деревянко.

К слову, фискализацию давно лоббирует Минфин. И его представители намекнули, что если уж выводить бизнес на «чистую воду», то заодно неплохо бы обратить внимание на третью группу единого налога, вплоть до ее отмены. Но эту идею уже категорически отмел сам Порошенко. Зато предложение о фискализации воспринял с большим энтузиазмом.

Где искать компромисс? Третья модель, которая с большой вероятностью может удовлетворить и бизнес, и правительство, и МВФ – это внедрение НнВК при условии, что компании заплатят в 2019 году этот налог авансом в размере 50% поступлений налога на прибыль за 2018 год. То есть, около 45 млрд грн. Это именно та сумма, которая сможет перекрыть потери, озвученные Минфином.

Причем, если верить выводам Союза украинских предпринимателей, бизнес на такой вариант согласен. Теперь слово за Минфином и Международным валютным фондом.

Вопрос лишь в том, сколько времени займут консультации и встречи, о которых говорил Порошенко. Ведь профильный комитет пообещал озвучить окончательное решение МВФ в отношении НнВК 6 ноября. То есть, через несколько дней. Если этого не произойдет, то вероятность того, что проект госбюджета-2019 будет подготовлен ко второму чтению с учетом налога на выведенный капитал, очень низкая.

«Бюджет в первом чтении уже принят. И максимум, на что можно рассчитывать, это на замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал в доходной части бюджета. Но только после того, как примут НнВК», – считает Александр Шемяткин.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно