Парад побед: 3 итога промежуточных выборов в США

Парад побед: 3 итога промежуточных выборов в США

В Штатах победы празднуют и демократы, и республиканцы, а также президент Трамп, женщины, мусульмане, геи и растаманы

Цей текст також доступний українською
Парад побед: 3 итога промежуточных выборов в США

Итоги выборов, состоявшиеся 6 ноября в США, озадачили политических комментаторов, озвучивших широкий диапазон прогнозов: от «голосование изменит все» до «не изменится ничего». Демократы ожидаемо выиграли Палату представителей, однако республиканцы укрепились в Сенате, вынудив аналитиков теряться в догадках относительно того, к чему это все может привести.

На промежуточных выборах были переизбраны 35 из 100 сенаторов, все 435 членов Палаты представителей, 39 губернаторов штатов и территорий. Демократы впервые за восемь лет получили большинство в Палате представителей (223 места из 435), однако потеряли два места в Сенате.

Обретение большинства в Палате представителей демократы называют своей победой, а также «спасением демократии» и возрождением системы сдержек и противовесов. Теперь республиканцы во главе с Трампом больше не смогут проводить законы силами одной лишь своей партии – все законопроекты должны будут пройти через Конгресс и получить там поддержку от не менее пяти демократов. Новое демократическое большинство также получит возможность проводить больше расследований, связанных с деятельностью президента и его правительства.

В свою очередь Дональд Трамп назвал итоги выборов собственным «грандиозным успехом». Поскольку демократы не завоевали Сенат, они в ближайшие два года не смогут блокировать назначения чиновников в Высший суд, кабинет министров и на другие посты. Последнее слово в принятии этих решений останется за Трампом.

Итоги голосования 6 ноября дали основу для провозглашения еще целого ряда побед. Выборы названы историческими по рекордному количеству участвовавших и избранных женщин – 13 прошли в Сенат и почти 100 оказались в Палате представителей. Повод праздновать победы появился у американских индейцев (Шарис Дэвидс и Дебра Хаалэнд стали первыми коренными американками, избранными в Конгресс), мексиканцев (штат Техас впервые выбрал латиноамериканок Сильвию Гарсию в Сенат и Веронику Эскобар в Конгресс), у последователей ислама (Илхан Омар и Рашида Тлейб стали первыми мусульманами, избранными в Палату представителей), у представителей ЛГБТ-сообщества (Крис Паппас стал первым открытым геем в Конгрессе, Джаред Полис  – первым открытым геем-губернатором Колорадо). Маленькую победу одержали потребители легких наркотиков – на избирательных участках в штате Мичиган граждане заодно проголосовали за легализацию марихуаны.

Парад перемог: 3 підсумки проміжних виборів у США

Промежуточные выборы – ступень к более важным выборам 2020 года. Удивительно высокая явка 6 ноября дает надежду обеим партиям на то, что их силы одержат победу через два года. Эксперты на этот счет однозначного прогноза не дают. Но, анализируя поведение избирателей, выделяют три важных явления, которые в ближайшем будущем могут вызвать массовую миграцию избирателей на сторону демократов или республиканцев.

1. Эффект Трампа реален

После президентских выборов 2016 года в обществе возникли два широко принятых мнения. Первое сводилось к тому, что республиканец Дональд Трамп победил случайно путем выливания грязи на свою непопулярную соперницу и благодаря тому, что избиратели-демократы массово не явились на выборы, будучи уверенными, что их кандидат и так победит. Согласно второму мнению, Трамп был исключительной личностью, которой удалось фундаментально изменить электорат.

Вчерашние результаты подтвердили вторую гипотезу. Никто уже не может сказать, что в этот раз избиратели были застигнуты врасплох. Явка существенно выросла в сравнении с предыдущими промежуточными выборами. Но опять проявились многие из тех трендов двухлетней давности, которые привели Трампа к президентству.

В тех штатах, где в 2016 году выиграл Трамп – Индиана, Миссури и Северная Дакота – сельские жители 6 ноября снова вышли на участки, чтобы поддержать кандидатов-республиканцев. Другим уже тревожным для Трампа отголоском 2016 года стали катастрофические потери его партии в городах, таких как Фэрфакс и Даллас, которые ранее долгое время считались опорой республиканцев.

2. Экономика отошла на второй план. Здравоохранение и иммиграция в приоритете

Самым неожиданным аспектом предвыборной кампании многие наблюдатели сочли тот факт, что американские избиратели переходили на сторону демократов в условиях снижения безработицы и роста зарплат.

В соцопросах, проведенных в день выборов агентством NBC News, 41% избирателей сообщили, что их больше всего волнует здравоохранение – проблема, которую эксплуатировали демократы в своих предвыборных кампаниях. Еще 23% американцев назвали самой важной проблему иммиграции, на которой фокусировался Трамп в последние две недели перед выборами. Лишь 21% выбрали экономику, которая впервые за десять лет оказалась не на вершине списка. Существенное число американцев (11%) посчитали самой важной проблемой контроль над оборотом оружия. Эта тема становилась горячей после массовых убийств на музыкальном фестивале в Лас Вегасе в прошлом году, в средней школе Паркленда в марте и в синагоге Питтсбурга в прошлом месяце.

Ранее перемены настроений электората вызывали ухудшения в экономике (2010), плохие результаты крупной войны в Ираке (2006) или же рухнувшее из-за Уотергейтского скандала доверие к администрации президента (1974). После того как 17 июня 1972 года в штаб-квартире Демократической партии были задержаны пять человек, занимавшихся настройкой подслушивающей аппаратуры, это событие вызвало в американском обществе сильный резонанс, из-за которого рейтинги республиканцев упали, а президенту Ричарду Никсону пришлось досрочно уйти в отставку.Примечательно, что Трамп за полсрока сгенерировал больше скандалов, чем несколько президентов, бывших у власти до него. Однако демократы, к удивлению политологов, уделяли этим скандалам минимальное внимание в своих предвыборных кампаниях.

Падение экономики в списке приоритетов для избирателей вряд ли радует республиканцев. Ведь если они потеряли Палату представителей при растущей экономике, каких масштабов могут достичь их потери в случае экономических проблем?

3. Сила политической гравитации все еще действует

Трамп был стабильно непопулярным президентом с момента избрания. Его неожиданная победа в 2016 году и ошибочность экзит-поллов, не предсказавших его приход, создали у многих впечатление, что Трамп изобрел новую формулу успеха, отменившую все предыдущие правила политической логики.

Эти впечатления в дальнейшем усиливала стабильность его рейтинга, хоть и низкого, но, как могло показаться, не прогибавшегося ни от гигантских скандалов в СМИ, ни тогда, когда его бывшие помощники признавались виновными в серьезных преступлениях. Трамп мог хвастаться домогательствами к женщинам, передразнивать журналиста-инвалида, отвешивать расистские комментарии в адрес судьи-мексиканца. Указывая на то, что после этих случаев его рейтинг стабилен, некоторые политологи в телеэфирах разводили руками и сетовали, что «на него ничего не действует», и что они перестали понимать, как политика работает в 2018 году.

Однако в этот раз экзит-поллы и экспертные прогнозы – демократы должны выиграть Палату представителей, а Сенат останется у республиканцев – попали в точку. Президент, рейтинг которого в день выборов составил 44%, понес примерно такие же потери, как и предыдущие президенты с похожим рейтингом. На фоне одержанных 6 ноября побед женщин-демократок в целом, и мусульманок и латиноамериканок в частности, а также ввиду безошибочных на этот раз предвыборных оценок экспертов Трамп выглядит более уязвимым, чем многие считали ранее.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно