Прощайте, «евробляхи»: какими будут новые условия растаможки авто
И для кого они выгодны, а для кого – наоборот

Верховная Рада 8 ноября все-таки согласилась снизить ставки акциза на ввозимые в Украину авто и приняла законопроект №8487 во втором чтении. Если вкратце, то нормы этого документа позволят удешевить растаможку в разы и разблокируют регистрацию автомобилей, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5.
Иными словами, после того, как законопроект №8487 будет подписан президентом, в Украину можно будет легально ввозить и регистрировать автомобили возрастом и 10, и 15, и даже 20 лет.
Из чего вообще состоит плата за растаможку? Во-первых, это ввозная таможенная пошлина. Ее стандартный размер – 10% суммы таможенной стоимости транспортного средства. Но для автомобилей, пригнанных из стран ЕС, размер пошлины, в зависимости от типа и объема двигателя, составляет 5-7,3%. При условии, что на авто есть сертификат происхождения.
Во-вторых, акцизный сбор. Его размер зависит от типа транспортного средства, объема его двигателя и топлива, на котором он работает (бензин, дизель) и от возраста автомобиля.
В-третьих, НДС. Базой для его расчета служит сумма таможенной стоимости, пошлины и акциза.
Помимо этого, покупатель авто при его самостоятельном ввозе платит 100-200 евро за сертификацию. Также уплачивается сбор в Пенсионный фонд при первой постановке автомобиля на учет на территории Украины. Если стоимость авто не превышает 165 прожиточных минимумов на 1 января текущего года (в 2018 году – 290,7 тыс грн) – сбор в Пенсионный фонд составляет 3%; если от 165 до 290 прожиточных минимумов (не более 511 тыс грн) – 4%; если стоимость авто более 290 прожиточных минимумов (свыше 511 тыс грн) – 5%.
Когда новый владелец авто ввез его из-за границы самостоятельно, сбор в Пенсионный фонд начисляется на сумму таможенной стоимости и всех обязательных платежей (пошлина, акциз, НДС). При покупке авто у дилера сбор рассчитывается только на основании стоимости автомобиля.
Как изменится стоимость растаможки в результате принятия законопроекта №8487? Основная величина, которая меняется, это размер акциза. В зависимости от автомобиля, он будет ниже в 5-38 раз действующих ставок. Это, в свою очередь, потянет за собой снижение суммы НДС и итоговых затрат на таможенное оформление.
По новым правилам акциз будет рассчитываться следующим образом. Он равен произведению базовой ставки, объема двигателя в куб см/1000 и возраста авто. Для бензиновых автомобилей с мотором до 3 литров базовая ставка составит 50 евро, свыше 3 литров – 100 евро. Для дизельных авто с объемом двигателя до 3,5 л – базовая ставка 75 евро, свыше 3,5 л – 150 евро. Есть нюанс и по возрастному коэффициенту: для авто старше 15 лет, будет все равно применяться коэффициент «15».
Для примера рассчитаем акциз на автомобиль 2013 года выпуска с бензиновым двигателем 2000 куб м. Он составит: 50*2000/1000*6=600 евро (сейчас – 3286 евро). Для авто 2009 года выпуска с дизельным двигателем 3500 куб см акциз составит: 150*3500/1000*9=4725 евро (сейчас – 16502 евро).
Напомним также, что до 2019 года в Украине действует льготный акциз для автомобилей, сошедших с конвейера после 1 января 2010 года, которые ввезены не с территории страны, признанной агрессором, и только для тех лиц, которые пригнали в течение года одно авто (закон №1389-VIII от 31 мая 2016 года).
Насколько дешевле растаможить автомобиль по новым ставкам акциза? Если просчитывать растаможку на основе ставок акциза из законопроекта №8487, то она однозначно будет более выгодной, чем легализация авто по стандартным ставкам (см. таблицу).
В то же время, если сравнивать нормы закона №1389-VIII и законопроекта №8487, то затраты на растаможку автомобиля будут сравнимыми. Но при этом стоит учитывать, что закон №1389-VIII не дает возможность пригнать в Украину авто старше 8 лет и поставить его на учет на льготных условиях. Законопроект №8487 позволяет законно ввезти в нашу страну транспортное средство практически любого возраста. Хоть 2005 года выпуска, хоть 1995 года.
Тем не менее, если сравнивать цену пригоняемого автомобиля и сумму таможенных платежей, то становится очевидным, что после вступления в силу новых ставок акциза ввозить авто в Украину авто старше 10-12 лет будет слишком дорого. Поскольку затраты на растаможку будут такими же, как и стоимость покупки или даже выше. Это напрямую связано с возрастным коэффициентом, который сильно увеличивает размер акциза.
Но если речь идет об авто возрастной категории 3-7 лет, то это будет действительно оправданная покупка. Особенно для тех, кто успеет пригнать и зарегистрировать автомобиль в течение 90 дней после вступления в силу новых законодательных норм. Ведь в таком случае акциз применяется с понижающим коэффициентом 0,5. И тогда стоимость растаможки будет в 2-3 раза ниже, чем сейчас.
Из этого можно сделать вывод, что регистрация автомобилей на условиях законопроекта №8487 выгодна при покупке относительно новых авто и бессмысленна для обладателей 15-20-летнего автохлама на «еврономерах».
Стоимость растаможки некоторых моделей автомобилей
по новым и старым ставкам акциза
Марка авто | Год выпуска | Двигатель | Таможенная стоимость | Стандартная растаможка | Растаможка по нормам закона №1389-VIII | Растаможка по нормам законопроекта №8487 | |
1 вариант | 2 вариант | ||||||
Volkswagen Golf | 2018 | 1,6 л, дизель | 16500 евро | 5175 евро | 5175 евро | 4691 евро | 4619 евро |
Opel Astra | 2014 | 1,4 л, бензин | 9900 евро | 5144 евро | 2953 евро | 3183 евро | 3015 евро |
Ford Fiesta | 2013 | 1,3, бензин | 4900 евро | 4156 евро | 1508 евро | 1955 евро | 1682 евро |
Skoda Octavia | 2012 | 1,8, бензин | 8100 евро | 7379 евро | 2683 евро | 2754 евро | 2430 евро |
Range Rover Sport | 2009 | 3,6, дизель | 11200 евро | 23455 евро | - | 8919 евро | 6003 евро |
BMW 320i | 2005 | 2,2 л, бензин | 2800 евро | - | - | 2444 евро | 1586 евро |
Audi A3 | 1996 | 1,9 л, дизель | 600 евро | - | - | 2731 евро | 1448 евро |
Кто и почему критикует законопроект №8487? По иронии судьбы, сильнее всего законопроект раскритиковали владельцы автомобилей на европейской регистрации, которые своими протестами добивались его принятия. Представители общественной организации «АвтоЕвроСила» неоднократно заявляли, что растаможка не должна быть дороже 500-1000 евро. Для этого они требовали, чтобы при расчете акциза не учитывался коэффициент возраста. Помимо этого, автовладельцы настаивали на льготах для участников боевых действий.
Глава парламентского комитета по таможенной и налоговой политике Нина Южанина заявила, что депутаты по-максимуму пошли навстречу автовладельцам. По ее словам, компромисс достигнут и больше уступок не будет.
Глава «АвтоЕвроСилы» Олег Ярошевич в знак протеста даже сжег свой автомобиль. Он заявил, что дешевле уничтожить авто, чем растаможить его по новым правилам.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что решение парламента сделает бессмысленным существование «литовских фирм», которые зарабатывали на пригоне в Украину автомобилей на европейских номерах.
С другой стороны, законодательные поправки ударят по автомобильному рынку. Как по первичному, так и вторичному. «Для простых украинцев, которые имеют авто на украинской регистрации, это скорее негатив, чем позитив. Да, они тоже смогут пригнать из ЕС авто дешевле. Но сначала надо продать свой автомобиль, а он в ночь вступления закона в силу станет на 20-30% дешевле», – объясняет Назаренко.
Кроме того, массовый приток старых автомобилей, которые не соответствуют экологическим нормам евро-5 и даже евро-4, нанесет серьезный удар по экологии Украины.
Справка. По данным Государственной фискальной службы, в январе-октябре 2018 года в Украину было ввезено 173 000 транспортных средств с иностранной регистрацией в режиме «транзит» (из них 122 000 – с нарушением сроков) и 53 000 в режиме «временного ввоза». За 2017 год в Украину попало свыше 985 000 автомобилей на иностранной регистрации.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].