После Давоса: можно ли сбежать от земных проблем в космос

После Давоса: можно ли сбежать от земных проблем в космос

Правила, по которым страны будут играть в космическом пространстве, пока не написаны

Цей текст також доступний українською
После Давоса: можно ли сбежать от земных проблем в космос
Фото: pixabay

Коррупция, ухудшение психологического состояния населения и угрожающие миру новые тоталитарные режимы – это лишь немногие из земных проблем, о которых в этом году говорили на Всемирном экономическом форуме (WEF) в Давосе.

Вызовы будущего усугубляются на фоне политических проблем настоящего. Из-за протестов во Франции президент страны Эммануэль Макрон не приехал на WEF 2019. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй не смогла приехать в Давос из-за переговоров по Brexit, а президент США Дональд Трамп – из-за шатдауна.

Но, как отмечает издание Quartz, при поддержке которого прошла дискуссионная панель об освоения космоса, есть небольшая надежда, что земная политика останется в пределах Земли. А космос будет играть по новым правилам.

Почему в Давосе заговорили о космосе?

Исторически полеты в космос были прерогативой государств, за первенство в этой сфере боролись США и Советский Союз. В 1961 году первый человек отправился в космос на советском космическом корабле «Восток», а в 1969 году американский корабль Apollo 11 доставил первых людей на Луну.

Несмотря на Холодную войну между СССР и США, дальше они осваивали космическое пространство совместными усилиями в рамках проекта международной космической станции «Мир». Там побывали исследователи из разных стран, в том числе – украинец Леонид Каденюк.

Сегодня в мире насчитывается около сотни космических программ. Некоторые из них фокусируются на запуске спутников и использовании космических данных, другие – на производстве компонентов для ракет, третьи – просто существуют на бумаге.

Но в 2018 году мир действительно «вступил в новую космическую эру», эру частного космоса. Состоялось 114 запусков ракет, из которых 39 совершил Китай, а 31 – США. В том числе, американская частная космическая компания SpaceX совершила 21 запуск, обогнав Россию (17 запусков), Европейский союз (11 запусков), Индию (7), Японию (6) и Новую Зеландию (3). Основатель SpaceX Илон Маск заявил, что к 2024 году хочет отправить первого человека на Марс. Также в этом году NASA заключила контракты с девятью частными компаниями для обеспечения будущих полетов на Луну.

В космосе не место раздору. И регулированию?

Наука и технологии – основа пост-нефтяной экономики. Так считает министр по передовым наукам Объединенных Арабских Эмиратов Сара Аль-Амири. Поэтому в 2017 году ее страна начала проект Hope Mars Mission и рассчитывает до конца 2020 года соорудить аппарат, готовый к отправке на Красную планету, и начала исследований Марса.

При этом Сара Аль-Амири не считает, что в вопросах освоения космоса государства должны «перекрикивать» друг друга, соревнуясь за первенство. Лучшего результата удастся достичь, если страны будут действовать сообща. Например, совместными усилиями будут покрывать стоимость космических исследований. Ведь цена ошибки в космических технологиях очень высока, и «никакой националистический подход ее не оправдывает».

С выступлением министра ОАЭ согласились и другие участники обсуждения. Тем не менее, выражались опасения по поводу отсутствия единых правил игры на рынке. Существующая правовая база, определяющая, что страны могут делать в космосе, а что – под запретом, не успевает за прогрессом. Об этом говорила директор по международным направлениям космического агентства Великобритании Элис Банн. Исполнительный вице-президент по космическим системам компании Lockheed Martin Space Systems Ричард Амброуз вообще считает, что единственный способ успевать за темпом развития инноваций – это выйти из регуляторной среды.

По мнению Сары Аль-Амири, регулирование в том виде, в котором оно существует сейчас, может дискриминировать новых и начинающих игроков в пользу тех, кто уже «попал» в космос. Сейчас все, у кого есть доступ к космическому пространству, могут отправиться туда и сделать там все что угодно. Ричард Амброуз уверен, что нужно предоставить доступ к космосу как можно большему числу участников, чтобы создать рынок и конкурентную среду, и это принесет пользу всем.

Элис Банн напомнила, что разные страны общими усилиями не раз проводили исследования «в интересах всего человечества», но признала, что мировое сообщество еще не знает, как вести себя со странами или компаниями, действующими исключительно ради экономической выгоды. Как считает Амброуз, регулирование может взять на себя ООН.

«Мы живем в очень важное время, и это большая ответственность – сформировать правила игры в космосе», – подчеркивали участники дискуссии. Ведь, по мнению Сары Аль-Амири, от этого зависит жизнь всего человечества, осознаем мы это или нет.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно