Киловатты под защитой: как застраховать электромобиль
И чем такой полис отличается от КАСКО для обычного авто

Количество владельцев электромобилей в Украине неуклонно растет. Например, за 2018 год украинцы поставили на учет свыше 5000 авто на электротяге. А в январе 2019-го был зарегистрирован 441 электромобиль, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее.
Разумеется, у владельцев таких авто все чаще возникает логичный вопрос о возможности застраховать своего «железного коня». Пока что страховые компании к этому сегменту только присматриваются, но некоторые из них уже предлагают полноценное КАСКО для электромобилей.
Еще летом 2016 года о готовности страховать электромобили сообщила СК «ВУСО». Чуть позже специализированные программы появились у страховых компаний «УНИКА» и «АСКА». Другие страховщики тоже соглашаются страховать электромобили, но в рамках обычных продуктов КАСКО.
«По нашей основной программе «КАСКО All risks» покрываются любые убытки, которые не указаны в договоре, как исключение. Покрытие максимально широкое и подходит в том числе для электромобилей», – рассказал Mind Вадим Грабовый, директор департамента андеррайтинга CК «Арсенал Страхование».
Сколько стоит КАСКО для электромобиля? Поскольку статистика эксплуатации и аварийности электрокаров еще довольно скудная, страховщики при определении тарифов ориентируются на аналогичные транспортные средства с традиционным двигателем внутреннего сгорания.
«В отношении рисков ДТП основными критериями наступления события остаются регион эксплуатации (плотность дорожного траффика, качество дорог) и водитель (его возраст и опыт. – Mind), который управляет транспортным средством», – говорит Ирина Корлыханова, директор департамента андеррайтинга и методологии СК «Альфа Страхование».
При этом страховая компания, высчитывая тариф, принимает во внимание некоторые конструктивные особенности электромобилей. Например, риск пожара для них сравнительно невысокий, и даже если возгорание произойдет (например, «закоротит» проводка), последствия будут не такими тяжелыми, как при воспламенении обычного авто. Кроме того, электромобили редко угоняют (по крайней мере, пока что). А так как риск угона ниже – то и цена полиса будет меньшей.
Итого, страховой тариф для Nissan Leaf или Renault Zoe двухлетнего возраста при франшизе 0,5% по всем рискам составит около 3,8%, а с «нулевой» франшизой – 4,5%. «Наша годовая страховка по условиям полиса «ЭкоДрайв» для электрокара обойдется клиенту в 3,92% рыночной стоимости его авто», – приводит пример Татьяна Пинчук, директор по розничному страхованию страховой компании «АСКА».
И это дешевле, чем для бензинового или дизельного автомобиля. Тариф на полное КАСКО для таких авто – до 5-6%, а иногда и выше.

Какие риски покрывает КАСКО для электромобиля? В принципе, набор рисков стандартный. Это классические ДТП, угон, риски пожара, стихийных явлений и противоправных действий третьих лиц. «Нашим полbсом «ЭКО-КАСКО» покрывается повреждение застрахованного транспортного средства в результате падения веток, деревьев, попадания под дорожное полотно», – рассказывает Александра Ляховская, руководитель департамента страхования на транспорте СК «УНИКА».
Также полис защищает от перечисленных рисков батарею электромобиля и зарядное оборудование, в том числе на случай его кражи из транспортного средства.
Какие есть исключения? Страховая компания откажет в выплате, если умышленные действия со стороны клиента привели к наступлению страхового случая, либо если он предоставил недостоверную информацию или несвоевременно уведомил страховщика о наступлении страхового события.
«Мы никогда не покрываем вождение в нетрезвом виде, и в рамках программы страхования электромобилей не будет выплаты при грубых нарушениях ПДД», – уточняет Татьяна Пинчук.
Исключением может быть повреждение электропроводки и выхода из строя электрооборудования в результате короткого замыкания, если это не привело к возникновению пожара. «Еще необходимо обращать внимание на то, что кража незакрепленного стационарно дополнительного оборудования, в том числе, перевозимого в багажнике (запасное колесо, инструменты, зарядное устройство и пр.), может не покрываться условиями договора КАСКО», – предупреждает Ирина Корлыханова.
Кстати, страховые компании не хотят принимать на страхование электромобили, купленные в США. «Такие транспортные средства, как правило, имеют серьезные скрытые дефекты (в том числе снижение емкости батареи), которые в дальнейшем могут повлиять на аварийность при эксплуатации или на увеличение размера ущерба даже при незначительном повреждении», – объясняет Александра Ляховская.

Как получить страховую выплату? При наступлении страхового случая компания обычно производит выплату непосредственно на СТО. «Выплата страхового возмещения при частичном повреждении автомобиля происходит исключительно на счет СТО», – подтверждает Вадим Грабовый.
Но так как официальных сертифицированных сервисных станций, которые обслуживают электромобили, в Украине еще крайне мало, страховщики рекомендуют проводить ремонт у своих партнеров. Сервис проводит калькуляцию ущерба, выставляет счет – и страховщик его оплачивает.
Причем, с ремонтом электромобилей есть определенные нюансы. Они касаются элементов питания. «В обычных программах КАСКО клиент всегда ориентируется на новые детали, но здесь другая практика: СТО предлагает заменить поврежденную батарею на аналог того же года выпуска», – говорит Татьяна Пинчук. То есть, в автомобиль установят не новую, а уже бывшую в эксплуатации запчасть, пусть и в достойном состоянии.
Кстати, восстановление поврежденного электромобиля нередко затягивается не по вине страховой компании. Дело в том, что поставки запчастей для электрокаров в Украину еще не налажены. Поэтому, если в результате ДТП пострадали какие-то элементы кузова или «внутренности», которых нет в наличии, их будут заказывать из-за границы. И пусть даже страховщик перечислил сервису всю сумму выплаты, ремонт авто в итоге может занять не один месяц.
Еще программы для электромобилей снабжены опцией ассистанса. Услуга технической помощи покрывает разные неожиданности в дороге. Например, замену поврежденного колеса или аварийное открывание замков. Если разрядилась батарея – автомобиль подзарядят на месте (аналог дозаправки авто на ДВС), эвакуируют до ближайшей зарядной станции либо до места, которое укажет клиент – под дом или офис. Единственное ограничение – это расстояние: бесплатная эвакуация возможна в пределах 150-200 км.

Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].