Сняли замки: для чего аэропорт Борисполь открывает терминал F
И на какой сервис могут рассчитывать пассажиры

31 марта Международный аэропорт Борисполь открывает терминал F. Туда переведут часть авиакомпаний, выполняющих регулярные прямые и чартерные рейсы из терминала D. На подготовку к запуску второго терминала ушло полгода. Mind разбирался, для чего аэропорту понадобилось открывать F и какой сервис в нем ожидает пассажиров.
Неудачный старт
У терминала F скандальная история. Его построили в 2010 году, в рамках подготовки к чемпионату по футболу Евро-2012. Бюджет строительства составил около $50 млн (или 400 млн грн по тогдашнему курсу).
Терминал задумывался как одноэтажное строение из легких конструкций, но в процессе строительства планы подкорректировали – и достроили второй этаж. Это существенно изменило технологию и удорожило финальную смету. После чемпионата по футболу выяснилось, что количество выполняемых рейсов недостаточно для содержания терминала, и осенью 2013 года F законсервировали.
Ключевая авиакомпания Борисполя – МАУ, которая сначала рассматривала этот терминал в качестве базового, «переехала» в терминал D. Следом за МАУ в D из F отправилось и почти все оборудование.
Последние несколько лет администрация использовала терминал F для проведения различных ивентов – тест-драйвов, презентаций и других мероприятий, что в совокупности приносило аэропорту около 30 млн грн в год.
О том, чтобы возобновить использование терминала по прямому назначению, заговорили в 2017 году, когда на украинский рынок зашел лоукостер Ryanair. Но перевозчик стартовал с 32 рейсов неделю. А по словам Павла Рябикина, гендиректора МА Борисполь, открывать терминал F экономически целесообразно начиная с 15 рейсов в день для классических перевозчиков или 30 для лоукостеров.
Со второго раза
За год авиакомпания Ryanair открыла еще несколько рейсов из Борисполя. Всего за минувший год аэропорт привлек и возобновил сотрудничество с десятком авиакомпаний, получил 62 дополнительных рейса, 25 новых направлений и обслужил 12,6 млн пассажиров. «Спрос растет, и аэропорт заранее создает авиаперевозчикам условия для развития. В данное время открытие терминала F экономически целесообразно, и в ближайшее время он будет загружен на полную мощность», – сообщили Mind в пресс-службе Борисполя.
«Открытие второго терминала и перевод в него части авиакомпаний снимет с терминала D нагрузку в пиковые часы, когда терминал работает на пределе своих пропускных способностей», – говорит Александр Кава, транспортный эксперт.
Планируется, что в F переведут все свои рейсы авиакомпании Ryanair, Laudamotion, Aigle Azur. Также через F будут выполнять часть рейсов Air Serbia, YanAir, FANair, Bravo Airways, Bukovyna, IrakyAirways, Wind Rose. Украинская авиакомпания Sky Up решила сделать этот терминал точкой базирования – в начале этого года авиаперевозчик ушел из МА Киев им. И. Сикорского (Жуляны).
В первое время из F будет выполнятся 15 рейсов в день. «На этапе запуска мы не можем определить, сколько пассажиров там будет обслуживаться, так как мы стартуем не с полной проектной мощности терминала, а постепенно увеличиваем количество рейсов и пассажиропоток», – сообщили в пресс-службе Борисполя. Представители аэропорта говорят, что 15 рейсов в день достаточно, чтобы окупить работу терминала.
План D
По данным госпредприятия, после ухода части авиакомпаний в F терминал D сосредоточат в основном на обслуживании трансферных рейсов и перевозчиков, работающих по соглашению code-sharing с другими авиакомпаниями.
План вписывается в хабовую концепцию аэропорта, которую тот официально утвердил в 2015 году. В Борисполе увеличивается пассажиропоток, но ему сложно конкурировать на этом рынке с другими авиахабами по времени обслуживания пассажиров – сейчас для аэропорта считается хорошим показателем обслужить трансфер за час. Но, например, его конкурент – Венский международный аэропорт – успевает это сделать на 35–45 минут.
Менеджмент Борисполя говорит, что включение в D таких лоукост-технологий, как пешая посадка на борт, позволит повысить операционную деятельность терминала.
Терминал D будет сконцентрирован на главном перевозчике предприятия – МАУ, который поставляет Борисполю более 95% всех трансферных пассажиров и в целом приносит ему около 60% общего пассажиропотока.
В прошлом году в авиакомпании озвучили планы: к 2021-му перевозчик собирается нарастить свой пассажиропоток до 13,3 млн пассажиров, из которых не менее 7,9 млн будут трансферными (около 60%). В минувшем году МАУ перевезла более 8 млн пассажиров (из них трансфер – 53%).

МАУ действительно развивается – активно наращивает флот, увеличивает пассажиропоток на 15–20% в год и открывает новые направления. Но есть нюанс: два последних года авиакомпания завершает с убытками. Впрочем, в интервью изданию «Лига.Бизнес» президент МАУ Юрий Мирошников сказал, что 2019 год будет «годом стабилизации авиакомпании». Но не исключил, что перевозчик в будущем может изменить свою модель – сейчас МАУ развивается как сетевой перевозчик.
Бюджетный вариант
В терминале F не будет телетрапов, вместо них оборудуют пешие выходы на посадку и подвоз перронными автобусами. Кроме того, пассажирам, которые приехали в Борисполь на электричке (она прибывает к первому уровню терминала D), чтобы добраться до F, придется подстраиваться под расписание движения Shuttle Bus – бесплатного трансфера. Между терминалами автобус будет курсировать с 30-минутным интервалом.
На остальном сервисе в Борисполе обещают не экономить – сохранят те удобства, которые есть в терминале D: эскалаторы, лифты, Wi-Fi, магазины и рестораны (на первом и втором этажах), вендинговые и кофейные автоматы, банкоматы и пр. Время на прохождение контроля авиабезопасности, возможно, будет меньшим, чем сейчас в терминале D, так как F более компактный. Бизнес-зал остается на том же месте, что и до консервации терминала.
На подготовку к запуску терминала в Борисполе уже потратили около 100 млн грн: нужно было закупить оборудование для работы объекта и обустроить места для партнеров – пограничной службы, хендлинговых компаний и пр.
По мере роста пассажиропотока терминал F будет доукомплектовываться персоналом и техникой, уточняют в пресс-службе. Но серьезных преобразований в ближайшие годы вряд ли стоит ждать – данный терминал при реализации полноценной хабовой концепции аэропорта может попасть в зону застройки.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].