Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, государственное регулирование и инфраструктура

Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, государственное регулирование и инфраструктура

Анализ влияния кандидата на государственные финансы, налоговую политику и инфраструктурные проекты в случае победы на выборах

Этот материал также доступен на украинском
Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, государственное регулирование и инфраструктура
Фото: УНІАН

Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (а чаще – не предлагают) по отдельным отраслям кандидаты в президенты Украины. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомиться здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.

Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский и АПК

Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, инновации, технологии и телеком

Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, газ и риски некомпетентности

Предвыборный штаб Владимира Зеленского не удосужился ответить на запрос Mind. Поэтому мы анализируем слова и действия кандидата, опираясь на общую идеологию, которая прослеживается в его общении с бизнесом.

Политика управления государственными финансами

Об МВФ

Из интервью  Дмитрию Гордону, декабрь 2018:
…можна ж переглянути умови. По-перше, там дуже жорсткі відсотки. Подивися: ми ж не тому особливі, що нам дають під менші відсотки, ніж іншим, а тому, що нам дають під великі відсотки. А чому не можна порівняти й запитати: «А можна нам такі ж, хлопці?».

В ходе встречи с бизнес-сообществом, март 2019:
Ми хочемо продовжувати співпрацювати з МВФ. Будемо продовжувати з ними працювати, але звичайно хочемо закрити борги... щоб взяти інші. Є зобов'язання: якщо ти взяв гроші ти повинен їх повернути. В іншому випадку відбудеться відтік інвесторів і, що найстрашніше, зіпсується імідж країни. 

О социальной политике

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Бабця отримує гідну пенсію, а не інфаркт від рахунку за коммуналку… Зарплата військовослужбовців повинна бути на рівні натівських стандартів. Довгострокове недороге кредитування… Професії лікаря та вчителя повинні стати престижними й високооплачуваними… Лікарні й школи отримають сучасне обладнання»

Комментарий Mind

У кандидата Владимира Зеленского уже много общего с президентом-разочарованием Виктором Ющенко: почти одинаковое косноязычие. Его поток сознания по экономике фактически не позволяет выделять цитаты, которые можно уверенно и однозначно назвать четкой позицией, и тем более – дорожной картой для достижения целей.
В то же время его официальная печатная программа содержит большое количество апорий, решить которые даже теоретически раньше не смогли специалисты, чтобы достичь уровня которых Зеленскому нужно вдумчиво прочитать сотни тысяч страниц технического текста.
Но, поскольку определенную семантику из круга вопросов qjve генерировать все же необходимо, приходится обращаться к фактически директивным советам более опытных внешних консультантов, аргументацию и мотивацию которых он, скорее всего, не понимает.
В этих условиях уже можно вполне обоснованно предположить, что развитие государственной экономической политики, при благоприятных для кандидата Зеленского обстоятельствах, в основном будет определяться существующими центрами принятия решений на фоне существенной редукции содержательности и влияния контента, который будет поступать непосредственно от лица, занимающего должность главы государства.
Пока с тезисами его кандидатской программы легко можно соглашаться, ведь они преимущественно формировались по принципу «за все хорошее и против всего плохого». Однако в жизни за каждое предложение из этого меню существует вполне конкретный чек.
К примеру, сделать платежки за коммунальные услуги менее стрессовыми – прекрасная идея. Но как при этом решить проблему накопленных долгов и инфраструктурный кризис в коммунальном секторе? А еще важно не осложнить сотрудничество с МВФ, который категорически настаивает на повышении тарифов.
Персонаж Голобородько поил представительниц МВФ алкоголем, чтобы затянуть время, а потом вообще приостановил сотрудничество с фондом. Остается только надеяться, что в реальности не будет подобных попыток, ведь страна преодолевает период наибольшей долговой нагрузки на бюджет.
Задавать простые вопросы «ребятам» из МВФ для руководителя страны, принимающей участие в глобальных цепочках добавленной стоимости на уровне 5,7% (Польша – 27%, Румыния – 38%, Турция – 38%), мягко говоря, неуместно.
Кроме того, может очень понравиться тезис о длинных дешевых кредитах. Но он очень плохо сочетается с низкими ценами и с теми сотнями миллиардов невозвращенных долгов, которые «проглотила» банковская система.
Также может вызвать расстройство пищеварения одновременное потребление таких «продуктов» из перечня «Зе», как снижение налогов и повышение расходов социальной направленности. Где он будет брать на это деньги, если «ребята» аргументированно объяснят, чем отличается бык от Юпитера?
Кроме того, сложно не заметить откровенное повторение командой «Зе» новых-старых обещаний действующего президента: поддержка рынка земли, повышение денежного довольствия военнослужащих, переход к налогу на выведенный капитал.

Госрегулирование и налоговая политика

Налоговая амнистия

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Одноразову «нульову декларацію» для бізнесу. Кожен бізнесмен за 5% зможе задекларувати та легалізувати свої доходи. Отримані кошти підуть на зменшення тарифного навантаження для малозабезпечених.

О государственной поддержке

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Я, як Президент, буду гарантом кожному великому інвестору, який прийде в Україну. Молодим підприємцям – державну підтримку й рік пільгового оподаткування. Заміна податку на прибуток податком на виведений капітал.

О госрегулировании и ценах

Официальный ютуб-канал Владимира Зеленского:
…80% українського вугілля знаходиться в одних руках. 85% вугільної електроенергії знаходиться теж в одних руках. Що найцікавіше – в тих же. Ціна на електроенергію на експорт дешевше, ніж для внутрішнього ринку.

В ходе встречи с бизнес-сообществом, март 2019:
…Величезна кількість незрозумілих підприємств, які знаходяться у важкому стані. Або їх спеціально банкрутують, щоб за три копійки віддати одному з цього десятка олігархів, які є у нас в країні. Ми за те щоб був нормальний клімат інвестиційний, держава гарантувала захист цих коштів західним інвесторам.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Потрібно максимально скоротити кількість функцій держави… Судова гілка влади повинна стати Владою, а не прислужником у Президента.

Комментарий Mind

Совокупная чистая стоимость активов трех самых богатых физических лиц Украины в 2017 году превышала 6% ВВП страны. Это почти вдвое больше, чем в России, и в три раза больше, чем в Польше.
Если президент может отказаться от влияния на суды, то на эти группы – никогда. Если, гипотетически, такие обещания будут реализованы, по Украине прокатится настоящее рейдерское цунами, и инвесторам будет не до болтовни президента об отсутствии влияния на суды.
Кроме того, определять проблемы с монополизацией секторов экономики – это, конечно, хорошо, но от лидера ожидают еще и предложений по инструментам их решения. А с этим беда.
Что касается налоговой амнистии, то здесь очень странная ситуация. Экс-министр финансов Александр Данилюк консультирует кандидата в президенті Владимира Зеленского. И он прекрасно знает, почему амнистия до сих пор остается на этапе обсуждения (МВФ против), но своего нового патрона об этом не проинформировал.
И опять же эту идею уже давно продвигает действующий президент. Из-за такой близости идей иногда создает ощущение, что они в реальности однопартийцы, и альтернативность выбора является лишь иллюзией.

Международная экономическая политика

Из интервью Дмитрию Гордону, декабрь 2018:
…я ніколи не ходжу в гості, якщо мене не кличуть… нехай нам скажуть, де нас чекають. Може, ЄС до нас стукає: «Хлопці, будь ласка, чого ви відмовляєтеся?». Ні. Не чути.

Комментарий Mind

План мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации с ЕС четко очерчен и утвержден правительством Украины. Любая односторонняя ревизия этого плана может поставить под угрозу украинский экспорт в объединенную Европу и усилить устойчивое продевальвационное давление на гривну.
При этом надо учитывать, что, даже несмотря на Соглашение об ассоциации, зону свободной торговли, проевропейскую риторику и отдельные действительно реформаторские шаги действующей власти, экономические отношения с ЕС имеют множество проблем.
Компенсировать подобные потери в случае радикального изменения курса гипотетически может увеличение торговли с Россией. Однако такой шаг может привести к реализации ряда тектонических политических угроз и угроз для безопасности.

Инфраструктура

В ходе встречи с бизнес-сообществом, март 2019:
Немає у нас точних цифр, моє внутрішнє відчуття, дороги в нашій країні впливають на все – і на внутрішню економіку теж. У нас є з чого робити ці дороги: ми нічого не купуємо, ні асфальт, ні бетон. Того ж МВФ... де взяти 170 млрд на те, щоб привести інфраструктуру до такого виду, щоб люди приїжджали й туризм розвинувся.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Країна потребує капітального ремонту інфраструктури. Будівництво доріг за європейськими стандартами, автоматичний контроль ваги та швидкості автомобілів, відновлення аеропортів у кожному обласному центрі, підписання угоди «Відкрите небо» з ЄС, усунення монополізму на транспорті – мої пріоритети.

Комментарий Mind

Плотность покрытия (наличие сети) и качество дорог взаимосвязаны с развитием экономики. Но между качеством и закупками материалов для строительства нет прямой корреляции.
Дороги в Украине в таком состоянии, потому что большая их часть строилась еще во время Советского Союза, а нормы межремонтного и капитального ремонтов не выдерживались – не было денег. Долгое время любимым видом работ дорожников был «ямочный ремонт». Он наименее эффективный и наиболее «неконтролируемый»: невозможно просчитать объемы проведенных работ.
При этом проверка выполнения ремонтных работ была номинальной. «Укравтодор» и заказывал работы, и принимал их результаты. Если подрядчик работу делал плохо – штрафов с него не взимали, переделать не требовали.
Для туризма инфраструктура – одна из базовых вещей. Но развитого туризма не бывает без качественного промо за рубежом, сервиса внутри страны, доступных в ценовом сегменте отелей, апартаментов и безопасного транспорта. Украине не нужно соблюдать стандарты качества строительства дорог – стандарты разработаны, нужен контроль, как на самом деле соблюдаются такие параметры в ходе строительства и ремонта.
При этом важно понимать, о строительстве каких дорог и каких категорий идет речь – у каждой свои особенности, так как они рассчитаны на различную интенсивность движения, скорость и т. д. 
В Украине пока нет такого авиационного пассажиропотока, чтобы развивать аэропорт в каждом областном центре. И в ближайшую каденцию нового президента такой пассажиропоток не появится – для этого нет экономических предпосылок. Инвестировать миллиарды из казны в развитие воздушных ворот, которые будут обслуживать несколько чартерных рейсов в день – необдуманное расточительство.
Теоретически к развитию таких аэропортов можно привлечь частных инвесторов, но пока большого внимания бизнеса аэропорты в городах с населением менее миллиона человек не получают.
А в тех редких случаях, когда инвестор приходит, – планы по развитию тормозят. Государство не может выполнить свои обязательства по ремонту ВПП. Причина проста – нет денег. В масштабе страны транспортная монополия есть только в системе пассажирских железнодорожных перевозок: кроме «Укрзализныци», пассажиров по железной дороге не возит никто.
Формально законодательство не запрещает приход частных компаний в этот сегмент, но дело в том, что большинство пассажирских поездов при нынешних ценах убыточны для железной дороги. И ликвидировать здесь монополию, не подняв существенно цену на перевозку пассажиров, невозможно.
И если, гипотетически, лет через пять можно попытаться реализовывать такой сценарий на некоторых междугородних перевозках, то в системе пригородных, где основная часть пассажиров – льготная категория граждан и граждане с невысоким достатком, сделать это совершенно невозможно. Там нет рынка для частных компаний, приобретенные поезда и электрички не окупятся никогда.
Авиакомпания МАУ дает около 60% пассажиропотока аэропорта «Борисполь», но кроме нее в/из Украины летают несколько десятков авиакомпаний. При этом у МАУ достаточно прочные позиции на украинском рынке авиаперевозок. Один из совладельцев компании – бизнесмен Игорь Коломойский – может иметь большое влияние на Владимира Зеленского.
Если смотреть на развитие инфраструктуры сквозь призму интересов группы «Приват», то, вероятно, с приходом к власти Владимира Зеленского, акцентное развитие получат дороги в ГК «Буковель», который входит в сферу бизнеса группы «Приват».
В 2014–2015 годах «приватовцы» активно лоббировали через Верховную Раду вопросы развития дорог в западной части Украины, но значительного успеха не добились. Динамику может получить и аэропорт «Ивано-Франковск», который находится в аренде у компании, подконтрольной группе «Приват».
Но это не так важно. Куда важнее – как будут развиваться  грузовые перевозки и морские порты. Пока сложно понять, как здесь может отразиться влияние Игоря Коломойского – потому что это сложные и бюрократические направления в транспорте, на развитие которых влияют сразу несколько бизнес-групп, и «Приват» среди них – не самая крупная.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате