Биты, яблоки, труба: чем полезен польский опыт «общения» с российским газом
И как газопровод из Дании в Польшу может повлиять на транзитные перспективы Украины

Сегодня, 15 апреля, в Брюсселе запланировано подписание соглашения о выделении из бюджета Евросоюза средств для финансирования проекта Baltic Pipe. Речь идет о 215 млн евро – это инвестиции в строительство газопровода между Польшей и Данией, который позволит диверсифицировать поставки газа в страны ЕС и усилить их энергобезопасность. Поэтому для Европы он имеет статус «стратегического инфраструктурного проекта».
Зачем нужен еще один газопровод? Благодаря Baltic Pipe с октября 2022 года откроется возможность импортировать до 10 млрд кубометров газа в год из месторождений на континентальном шельфе Норвегии. Вместе с поставками через регазификационный терминал в Свиноуйсьце в Польшу смогут поступать до 17 млрд кубометров газа. Этот ресурс станет альтернативой закупкам у «Газпрома», от которых Варшава намерена отказаться после завершения срока действующего контракта PGNiG с российской монополией в 2022 году.
Новый маршрут также позволит Украине развивать газовый экспорт с польского направления.
Строительством Baltic Pipe занимаются компании Gaz-System (оператор польской газотранспортной системы) и Energinet (оператор датских газопроводов). «Мы решительно настроены реализовать Baltic Pipe по графику», – отметил Томаш Стенпень, президент Gaz-System.

Каково геополитическое значение Baltic Pipe? Газопровод по сути является конкурентом проекта «Северный поток – 2», реализуемого для расширения поставок российского газа в Европу (он должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию). Согласно официальной риторике Москвы, старт его эксплуатации запланирован на конец 2019 года. По задумке, это позволит «Газпрому» минимизировать зависимость от транспорта газа в Европу через территорию Украины или вовсе от него отказаться с 2020 года, когда истечет транзитный контракт с «Нафтогазом».
Но на самом деле эти планы рискуют не осуществиться. До сих пор не урегулирован вопрос с Данией о строительстве участка «Северного потока – 2» через ее акваторию Балтийского моря, поэтому сроки запуска нового газопровода, скорее всего, сместятся. Этот риск становится еще более очевидным, если учесть, что Дания и Польша – партнеры по Baltic Pipe. Страны заинтересованы в повышении его конкурентоспособности и настроены максимально отсрочить запуск «Северного потока – 2», используя бюрократические механизмы.
В Варшаве говорят о том, что новый маршрут поставок российского газа может заработать «минимум через год» – к концу 2020-го. Но и это не предел, если «Газпром» и Дания начнут судебные разбирательства.
Как меняется европейская политика по газу? Еще одной преградой на пути реализации «Северного потока – 2» стало принятие поправок в газовую директиву ЕС. Обновленный документ открывает перед европейской бюрократией более широкие возможности, чтобы влиять на условия эксплуатации этого маршрута. Ожидается, что новые правила вступят в действие в ближайшие недели.
Сегодня Совет ЕС окончательно утвердил обновленную версию газовой директивы. За решение проголосовали представители 27 стран, входящих в ЕС, в том числе Германия и Франция. От голосования воздержался только представитель Болгарии.
Закон вступит в силу через 20 дней после опубликования в официальном журнале ЕС. При этом у стран – членов союза будет девять месяцев на внедрение новых правил в свое законодательство.
Суть вносимых изменений сводится к распространению ключевых принципов регулирования европейского рынка газа не только на сухопутные, но и на морские газопроводы в пределах территориальных вод стран – участниц ЕС. Среди основных требований, которые будут касаться этих участков газопровода, разделение функций транзитера и поставщика, а также допуск к поставкам по трубе третьих сторон.
«Это конец эры монополии на европейском газовом рынке – монополии, которая либо угрожает повышенными ценами, либо просто перекрытием крана… Нет и не будет нашего согласия на то, что любой газопровод, который нарушает нашу энергетическую безопасность, сможет рассчитывать на любые послабления или отступления от европейского законодательства», – сказал Ежи Бузек, председатель комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике.
Как это влияет на политику «Газпрома»? Утверждение поправок угрожает «Газпрому» потерей доступа к 50% мощности, которая должна будет резервироваться за другими поставщиками. Но заполняемость этой доли может оказаться под вопросом, поскольку по российскому закону «Об экспорте газа» доступ к экспортным газопроводам принадлежит только «Газпрому». В 2017 году это стало основанием для отмены ограничений доступа российского газового монополиста к трубопроводу OPAL (сухопутный отвод от «Северного потока»), который компания несколько лет могла использовать лишь частично.
Постпред России при ЕС Владимир Чижов надеется, что Германия может добиться исключений в применении поправок в отношении проекта «Северный поток – 2». В «Газпроме» считают этот маршрут более эффективным с экономической точки зрения, чем транзит по украинскому маршруту, на данный момент наиболее загруженному (86,8 млрд куб. м в 2018 году).
Насколько учитываются интересы Украины? В Еврокомиссии снижение транзита российского газа через Украину считают большим риском для страны. Но если для «Газпрома» не будет сделано исключений, то российской компании все-таки придется договариваться с «Нафтогазом», чтобы прокачивать значительные объемы газа через украинскую ГТС в 2020 году и дальше – не менее 40–50 млрд кубометров в год .
Вопрос о перспективах «Северного потока – 2» и украинского газового транзита остается наиболее дискуссионным во взаимоотношениях Киева и Брюсселя. Его решение зависит не только от нового состава Европарламента, но и развития политической ситуации в Украине по итогам президентских и парламентских выборов.
А как действуют поляки? Польше, в отличие от Украины, достичь политического консенсуса в вопросе о рисках развития сотрудничества с «Газпромом» удалось. Здесь проблема зависимости от российских энергоресурсов на протяжении многих лет имеет большой резонанс и обладает особой социальной значимостью.
Подтверждением этого может служить тот факт, что ее всерьез обсуждают люди, казалось бы, весьма далекие от вопросов геополитики и энергетической безопасности – даже представители шоу-бизнеса. Например, польский музыкант Сидни Полак, многократный номинант MTV Europe Music Award, в интервью для подкаста «Красная карточка», который ведет рэпер Red, раскритиковал этот российско-немецкий проект:
«Я не понимаю «Северный поток – 2». Для аргументации использую аллегорию с улицей, где по обе стороны есть дома и люди, которые там живут – соседи. Один сосед покупает яблоки у другого, хотя понимает, что тот парень на вырученные от продажи яблок деньги потом покупает бейсбольные биты и время от времени бьет нас, а кого-то может даже забить до смерти. Так зачем же тот сосед, который называет себя нашим другом, идет к тому, что с бейсбольными битами, и все равно покупает у него яблоки? А затем извиняется перед нами: мол, это только бизнес, там самые дешевые яблоки. Но если бы он был настоящим другом, он бы искал другого продавца яблок», – сказал Сидни Полак.
Польский рэпер в свою очередь жаловался на растущие информационные пузыри, которые усложняют достижение политического консенсуса по актуальным общественным вопросам. Тем не менее в случае с противостоянием «Северному потоку – 2» и поддержкой конкурирующего проекта Baltic Pipe, представители разных политических течений в Польше смогли найти взаимопонимание. И это сыграло решающую роль в том, чтобы страна еще дальше продвинулась в укреплении своего суверенитета.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].