Клин клином: как Дания и Польша отодвинули «Северный поток – 2»
И чего ожидать Украине от европейской газовой политики

Энергетическая политика Польши создает серьезные препятствия для проекта «Северный поток – 2». Его строительство рискует затянуться не только на несколько месяцев, но даже на несколько лет, в течение которых украинская газотранспортная система будет оставаться востребованной для экспортных поставок «Газпрома» в Европу.
Почему «Северный поток – 2» могут запустить позже? О том, что запуск «Северного потока – 2» состоится «не ранее 2022 года» и это будет выгодно Украине с точки зрения политики и экономики, рассуждали вчера, 1 апреля, участники конференции по энергетической безопасности, организованной в Политехническом университете польского города Жешува при поддержке правительства Польши, Еврокомиссии и польских нефтегазовых компаний (в том числе PGNiG, Gaz-System, Polskie LNG).
Такой сценарий стал возможен благодаря урегулированию территориального спора между Польшей и Данией о разграничении «серой зоны» в Балтийском море. Теперь у стран появился взаимовыгодный интерес, связанный с поставками газа, и они согласовывают действия, чтобы в противовес «Северному потоку – 2» повысить конкурентоспособность газопровода Baltic Pipe из Норвегии в Польшу. Этот маршрут не только расширяет возможности для диверсификации поставок энергоресурсов странам ЕС, но также превращает Данию в значимого игрока на европейском рынке благодаря транзитному статусу.
У Копенгагена есть бюрократические инструменты, позволяющие влиять на темпы строительства «Северного потока – 2», и они уже запущены в дело. После того как вопрос о разграничении спорной территории в Балтийском море с Польшей был решен, Дания заявила о необходимости проведения дополнительной экологической экспертизы российского проекта, а также оценки влияния на окружающую среду его альтернативного маршрута.
Это нужно для выдачи разрешения на прокладку трубопровода в исключительной экономической зоне страны. «Благодаря Дании, запуск «Северного потока – 2» может состояться только в 2022 году, когда будет готов газовый коридор Baltic Pipe. Сегодня трудно прогнозировать точные даты, но такой вариант больше не выглядит фантастическим», – говорит Матеуш Кубяк из консалтинговой компании Esperis (Варшава), которая специализируется на энергорынках.
Масла в огонь этой истории добавляет предупреждение Маттиаса Варнига, управляющего директора компании Nord Stream AG, которая строит газопровод. В письме акционерам проекта, которое опубликовал польский деловой портал BiznesAlert.pl, говорится о новых рисках для «Северного потока – 2» из-за позиции Дании и Польши, а также возможных судебных разбирательствах, на которые, с учетом сроков обжалования, могут «потребоваться годы».
Хотя подтвердить подлинность письма Маттиаса Варнига напрямую в Nord Stream AG не удалось, после его появления в российской прессе появились публикации, где сообщалось о намеренных действиях Дании для препятствованию строительству «Северного потока – 2». Это создает «дополнительные угрозы», поэтому запуск газопровода может быть отложен на срок до пяти месяцев. Возможность более точно оценить масштаб таких «дополнительных угроз» появится уже в ближайшем будущем.
Ссылаясь на информацию компании Nord Stream-2 и данные системы навигации судов в терминале Eikon, агентство Reuters 1 апреля сообщило о возобновлении строительства спорного газопровода по дну Балтийского моря, приостановленного месяц назад. Маршрут уже приближается к территориальным водам Дании, которая еще так и не дала разрешения на его строительство.
Как это влияет на переговорные позиции Украины? Таким образом, новый маршрут для поставок российского газа в ЕС, минуя территорию Украины, вместо декабря 2019 года рискует заработать не раньше весны 2020-го, спустя несколько месяцев после окончания действующего транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом», а то и позже. Это усиливает позиции украинской стороны, с которой «Газпрому» придется договариваться, чтобы сохранить поставки в Европу.
Но в Москве договоренности с «Нафтогазом» связывают не только с обстоятельствами на рынке, но и с политическими факторами. Неопределенность усиливается из-за президентских и парламентских выборов в Украине в этом году. Хотя предпосылки для сохранения российского газового транзита остаются, очевидно, что его будущие объемы и финансовые параметры в Кремле увязывают с ситуацией в системе украинской государственной власти.
Это значит, что риски прекращения транзита российского газа через Украину остаются, несмотря на заинтересованность Брюсселя сохранить украинский маршрут. При таком сценарии «Нафтогаз» намерен делать ставку на увеличение закупок газа в Европе, где активно развивается торговля сжиженным природным газом в противовес трубопроводным поставкам, менее восприимчивым к рыночным изменениям.
Что происходит с альтернативными газовыми маршрутами? Ориентация на Европу в газоснабжении и укреплении энергобезопасности делает проект Baltic Pipe по транспортировке норвежского газа как альтернативы российскому еще более значимым для украинского рынка. Этот маршрут будет проложен через территорию Дании – к польскому порту Нехоже на Балтийском море. А дальше – через польскую ГТС – норвежское топливо сможет дойти потребителям в Украине, странах Балтии, Венгрии, Чехии и Словакии.
Также в планах – создание газового хаба с участием Украины и Польши, что поможет странам влиять на формирование цен в регионе.
Перспективы Baltic Pipe стали ключевой темой на конференции по энергобезопасности в Жешуве, где этот проект упоминался и в украинском, и общеевропейском контексте. Место проведения мероприятия тут также сыграло свою символическую роль: Жешув, расположенный неподалеку от украинской и словацкой границы, благодаря Baltic Pipe становится знаковой точкой на газовой карте Европы.
Два года назад оператор польских газопроводов – компания Gaz-System, ввела в эксплуатацию маршрут Жешув – Вежховице, который является частью газового коридора «Север – Юг». В свою очередь «Север – Юг», состоящий из двух потоков, должен обеспечить транспортировку потребителям в Европе ресурса не только из Baltic Pipe, но и с СПГ-терминала в Свиноуйсьце, куда поступают танкеры из Катара, Норвегии и США. Польский госхолдинг PGNiG планирует развивать импорт газа, чтобы постепенно минимизировать сотрудничество с «Газпромом», бизнес которого в Варшаве считают политически мотивированным. На этом основана стратегия энергобезопасности польских властей.
Чего ожидать от европейской газовой политики? Петр Наимский, уполномоченный польского правительства по стратегической энергетической инфраструктуре, считает, что трансформация газового рынка страны еще не завершена, но все идет к тому, чтобы он окончательно вышел из «зоны риска». Тут, по его словам, важна последовательность действий. «В первую очередь нам нужно диверсифицировать источники и маршруты поставок газа, и только потом мы должны провести либерализацию газового рынка. Жизнь подтверждает правильность такого подхода. Мы следуем этой стратегии, и мы доведем ее до конца», – сказал Петр Наимский.
А в ценовом демпинге со стороны «Газпрома» он видит риски для национальной безопасности, так как российские энергетические компании «используются для продвижения политического влияния» Кремля. «Стоимость энергоресурсов важна, но она должна быть сбалансированной, не только самой дешевой, но и наиболее безопасной. Это вопрос политической, экономической и психологической трансформации всего польского общества. Вопрос не из легких, но это неотъемлемая составляющая государственной энергетической стратегии», – подытожил он.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].